Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Начальник управления сбыта "Волжской ТГК" Александр Урекин: "В оттепель регулятор температуры окупается за две недели"

  • 11:02, 13 февраля 2007
  • Комментариев[0]
Как меньше платить за тепло? Какова его себестоимость? От чего зависит надежность управляющей компании? На эти и другие вопросы, касающиеся взаимоотношений энергетиков и потребителей, отвечает начальник управления сбыта ОАО "Волжская ТГК" по Саратову и Энгельсу Александр Урекин.

На улице в декабре и январе был плюс, а потребители платят за отопление не меньше, чем в прошлом году. Почему? Ведь топлива энергетики сжигают меньше, значит, тепло должно обходиться дешевле.
- Начнем с простого - а знает ли человек, сколько тепла потребили в доме? Скорее всего, нет, потому что нет прибора учета. А поскольку граждане платят по нормативу, независимо от того, какая погода на улице, то цена получается одинаковой. В тех домах, где стоит счетчик, показания за месяц делят на количество квадратных метров и выставляют жителям соответствующий счет. Когда же действует норматив потребления тепловой энергии, человек платит 16 руб. 27 коп. c 1 кв. метра (при оплате только в отопительный период), независимо от того 0, +5 или -15 градусов на улице. Единственно разумный путь - переходить на оплату по прибору учета в доме. Такая плата будет реальной. На мой взгляд, норматив, фиксирующий стоимость отопления 1 кв. метра, отжил свое. Должна остаться натуральная система оплаты - сколько гигакалорий тепловой энергии потрачено на обогрев дома, сколько кубометров горячей воды вылили жильцы. И тогда следующим шагом председателей ТСЖ или ЖСК неминуемо станет отладка внутридомовых систем отопления.

Когда в квартирах жарко, люди открывают форточки. Можно ли регулировать температуру в доме как-то по-другому?
- Если вы открываете окна, это значит, что в доме разрушена проектная схема, предусматривавшая специальные устройства для автоматического регулирования подачи тепла в каждую квартиру. На сегодняшний день за регулирующими устройствами никто не следит, их вырезали, выбросили. Стоят эти регуляторы температуры на самом деле не так уж и дорого. Я думаю, что в период оттепели срок окупаемости такого устройства - примерно 2 недели. "Продвинутые" председатели или руководители управляющих компаний этим занимаются. Но даже без этих регуляторов в каждом узле управления теплоснабжением дома есть элементарное устройство, которое называется задвижка ее можно просто перекрыть на время. Просто, может быть, человеку лень спускаться в подвал. А еще это зависит от технической культуры того, кто содержит и контролирует внутридомовую систему теплоснабжения.

Многие жители устанавливают в квартирах счетчики на воду и пытаются начать экономить. Но в некоторых домах очень часто по утрам приходится долго сливать горячую воду до тех пор, пока она не станет действительно горячей.
- В проекте горячего водоснабжения дома должны быть определены циркуляционные линии. То есть вода должна циркулировать в стояках горячего водоснабжения, и полотенцесушитель в ванной должен быть горячим. Когда этой циркуляции по разным причинам нет - бывает, один стояк "глушат" или вообще обрезают, получается тупиковая схема. Вода не циркулирует и, соответственно, остывает. Это технологическое нарушение условий эксплуатации системы горячего водоснабжения. Здесь вопрос опять же к собственнику имущества, который должен отвечать за него согласно Гражданскому кодексу. Не умеете обслуживать свое тепловое хозяйство сами - нанимайте специалистов.

Есть ли в Саратове дома, управляющие своим энергопотреблением? Или если не дома, то хозяйственные председатели, умеющие считать деньги? Почему они не делятся опытом?
- Да, есть так называемые "умные" дома, где изначально в проект закладывалась поквартирная установка водяных счетчиков - например, ЖСК "Книга". Есть и умные председатели, которые занимаются вопросами рационального использования тепловой энергии и в результате платят меньше по сравнению с другими домами. В их домах действительно потребляется ровно столько, сколько нужно, а не сколько получится. Это ЖСК "Программист", "Роза", "Солнышко", многие другие. Мы их каждый год отмечаем, вручаем призы, подарки. Почему они не делятся опытом? А как вы себе это представляете - председатель встанет, к примеру, около мэрии и скажет - давайте я поделюсь опытом? На самом деле есть общественная организация - союз ЖСК, в который входит большинство кооперативов Саратова. Есть председатель - Николай Якимов, депутат городской думы. Вот в рамках этой площадки вполне можно было бы организовать обучение всех председателей. Но инициатива таких курсов должна быть инициирована либо снизу - от того, кому нужны эти знания, либо через муниципальную власть, которая сейчас пытается организовать консультационные центры, разъясняющие положения Жилкодекса. Я со своей стороны всегда готов помогать, никому, кто ко мне приходит, не отказываю в личных беседах.

Год назад многие предрекали банкротство создаваемым ТСЖ. Уже есть претенденты или год в целом прошел спокойно и для энергетиков, и для потребителей?
- На сегодняшний день ситуация в целом по городу стала более стабильной. Есть тяжелые случаи, где председатели или главные бухгалтера проворовались и исчезли. Такие, как ЖСК "Коммунальщик", например. Предыдущее руководство украло деньги и скрылось, а обязательства перед энергетиками остались. Новый председатель вынужден собирать собрание и объявлять жителям о том, что придется еще раз заплатить деньги за все коммунальные услуги. Ну, хорошо, возбудим мы процедуру банкротства по этому ЖСК. Чем все закончится? Закончится все просто - собственники жилых помещений будут отвечать за действия председателя своим имуществом. Допустить это, я считаю, нельзя. Мы идем навстречу, если видим у потребителей стремление решить проблему, предоставляем отсрочку. Доводить их до банкротства мы не намерены, мало того, мы следим за тем, чтобы эта процедура вдруг не возникла по глупости председателей. Хотя сейчас, несмотря на теплую зиму и меньшие счета за тепло, ДЕЗы и ТСЖ должны за декабрь около 70 млн руб. Еще 30 млн долга числится за ЖСК. Среди крупных должников Союз ТСЖ "Прогресс" (8,8 млн руб.), СТСЖ "Волга" (2,9 млн), ТСЖ "Елшанка" (3,9 млн), ООО "Резант-сервис" (10 млн).

Некоторые депутаты и чиновники любят говорить, что с созданием ТСЖ в Саратове погорячились. Мол, с управляющими компаниями все будет по-другому. А как вы определяете для себя - надежна управляющая компания или нет?
- Как правило, все возникающие сегодня УК - это те же самые люди, которые всю жизнь крутились в коммунальном хозяйстве. Свежих фигур здесь практически не видно. Но важно здесь другое - дееспособность таких компаний. И при заключении договора меня это крайне заботит. На днях ко мне пришли представители одной из таких управляющих компаний. Говорят - давай заключим договор теплоснабжения, нам жильцы доверили управлять несколькими домами. Вот устав, вот результаты голосования, все в порядке. Спрашиваю: "Что у вас в активе?" В уставе написано - 10 тыс. руб. Я говорю: "Вы хотите получить товара - а тепло, это товар - на сумму 2 млн руб. в месяц? И при этом отвечаете своими активами в размере 10 тысяч? Так не пойдет, это слишком большие риски для нас".
Договор я буду заключать только с тем, кто способен обеспечить исполнение своих обязательств по договору либо деньгами, либо имуществом. Например, финансовой гарантией может служить наличие банковского залога в размере двухмесячной предоплаты. Еще возможно страхование бизнеса, наличие поручителей, прописанная в уставе субсидиарная ответственность учредителей. В общем-то, набор финансовых или имущественных гарантий не так велик, все они перечислены в действующем законодательстве.

С кем проще находить общий язык - с ДЕЗами, ТСЖ или ЖСК?
- Самый простой и внятный уровень общения - это все-таки ЖСК. В кооперативах люди изначально чувствуют себя собственниками, когда выплатили все паи, на свои деньги построили свой дом. В муниципальных домах, как правило, бытует психология - раз мне государство дало квартиру, пусть оно обо всем и заботится! Люди в этих домах не чувствуют себя хозяевами, не чувствуют себя ответственными за содержание жилья. Невозможно услышать от владельца частного дома - пусть придут и мне крышу починят! Ты сам его построил, ты сам его и содержи. В муниципальных домах - это сплошь и рядом. С людьми с такой психологией разговаривать очень тяжело.

В России есть города с мягкими зимами - например, Ростов-на-Дону, Краснодар. Отопительный сезон там короче. Это сказывается на тарифах?
- Не намного. А вообще, тарифы разные везде. Даже в пределах одной области они отличаются. В Саратове - 539 руб., а в Ровном или Марксе может зашкаливать за 1 тыс. руб. Тариф определяется условиями производства тепловой энергии, эффективностью того набора оборудования, который действует в пределах данной территории, стоимости затрат. Отсюда и разница.

Энергетикам теплая погода выгодна?
- Реальная выработка тепла в нынешнюю зиму меньше. Его поставки потребителям регулируются утвержденным температурным графиком и особенностями схемы теплоснабжения домов. Чтобы обеспечить нормальную работу подогревателей горячей воды - бойлеров, температура сетевой воды, отпускаемой с ТЭЦ, должна быть не менее 75 градусов. Что касается компании, то отпуск тепла в ноябре-декабре был на 70 млн руб. меньше, чем мы рассчитывали. То, что планировалось продать, мы не продали.

А какова себестоимость вашей гигакалории?
- Себестоимость тепловой энергии от каждого источника разная. Потом все суммируется в рамках юридического лица. У "Волжской ТГК" на данный момент имеется 5 теплоэлектростанций и 180 котельных. Все затраты по всем источникам суммируются и выводится одна средняя величина. Проведем аналогию с электроэнергией. Например, в Озинках или в другом удаленном населенном пункте электроэнергия стоит столько же, сколько и в Саратове. Хотя в Саратове люди живут под боком самого производства. Принцип усреднения цены электроэнергии по всей территории региона никого не смущает. Не должен вызывать вопросов и принцип организации единой цены на тепло внутри одного муниципального образования. Этот принцип либо действует, либо нет. Раз уж он установлен в обществе, его надо придерживаться. В противном случае мы дойдем до того, что те квартиры, которые расположены ближе к СарГРЭС, будут платить меньше, чем те, которые расположены далеко от нее.

Вы постоянно отслеживаете коммунальную тему. Где, на ваш взгляд, в коммуналке ситуация лучше - в Саратове, Энгельсе, Балакове или где-то еще в России? Я имею в виду общую организацию процесса. - Понятно, что лучше всего дело обстоит в Москве. Поскольку там и деньги другие, и средства, и методы управления жилищно-коммунальным хозяйством там лучше. В столице более жесткий контроль со стороны правительства, более квалифицированные решения принимаются. И самое главное, состояние имущества, инженерных коммуникаций, домов в Москве, то, что и составляет основу ЖКХ, не было доведено до столь плачевного состояния, как в регионах. Качество же услуг в Энгельсе, Саратове, Балакове, на мой взгляд, примерно одинаково.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение» Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»

Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 13 февраля 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x