УФАС по Саратовской области рассмотрело 363 обращения граждан и юрлиц, а также приняло решение по 64-ем делам о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (в 2006 году - 40), об административных правонарушениях - 82 (84), рассмотрело 178 (59) жалоб по госзакупкам. Управлением были наложены штрафы на сумму более 1,8 млн руб. Подробнее о результатах работы территориального управления службы, в том числе о предстоящей проверке итогов аукциона по продаже министерством лесного хозяйства области - права долгосрочной аренды нескольких лесных участков, рассказал руководитель УФАС Николай Ремезов.
- Нам известны жалобы участников этого аукциона. В настоящее время мы возбуждаем дело по нарушению статьи 17-ой Закона о защите конкуренции. На сегодня могу только сказать, что министерство лесного и охотничьего хозяйства проводило открытый аукцион по продаже права долгосрочной аренды нескольких участков с лесными насаждениями для целей реакреации, т.е. для организации отдыха.
По заявлениям отдельных участников этого аукциона его организатором были допущены нарушения. Документы у нас имеются, материалы приложены, есть процедурные моменты. В любом случае такое дело будет рассмотрено нашим управлением.
Эта проверка будет проводится в рамках контроля за госзакупками?
- Нет. Аукцион не был связан с размещением заказов на госзакупки. Кстати, если бы это была госзакупка, то наша реакция была бы иной - там жесткие, более короткие сроки рассмотрения жалоб.
С чем связаны такие сроки проведения проверок?
- Это все оговорено в федеральном законодательстве о размещении заказов для госнужд. По этому направлению деятельности у нас динамика очень сильная. Если в 2006 году рассмотрели около 50-ти жалоб, то в прошлом их количество увеличилось почти в 3 раза.
Увеличилось количество жалоб, но их качество, как и самих конкурсов, остается очень низким. Вот из 178-ми жалоб по закупкам были возвращены 71.
Это ни какая-то наша прихоть и нежелание рассматривать - это требования закона, связанные с жесткими сроками для принятия решения. Рассматривать жалобу можно за 2 дня только, если есть все необходимые материалы - о заявителе, заказчике и самом конкурсе. Кроме того, суть жалобы должна быть понятной и определяющей квалификацию нарушения. То есть человек не просто говорит, что его не устраивает конкурс, так как они там что-то "химичат". Такие заявления мы не принимаем. Поэтому эти жалобы и были возвращены, как неправильно оформленные.
Из тех, что мы приняли опять не все были обоснованными - только 64. По ним были приняты решения о том, чтобы выдать предписания заказчику, с требованием устранить нарушения: изменить требования конкурсной документации, пересмотреть решения комиссии об отборе и назначении победителя.
А на какой стадии проведения конкурса ФАС может принимать решение?
- Решение может быть принято на любой стадии размещения. Например, мы можем остановить процесс при вскрытии конвертов, либо в момент допуска заявок. Жаловаться можно на несоответствие документации конкурса основным требованиям закона, на неправильно установленные критерии, ограничение конкуренции при участии в конкурсе. Есть также различные приемы отстранения нежелательных участников и это можно обжаловать тому, кто вообще еще не подал заявку. Можно даже обжаловать порядок разъяснения вопросов по проведению конкурса. То есть организаторами иногда даются разъяснения, которые меняют существо конкурса, важно, чтобы эта информация была доступна всем.
Все эти проверки, о которых вы говорите, проводятся при наличии заявлений. Ваша служба занимается проведением проверок по собственной инициативе?
- Законодательством предусмотрено проведение плановых и внеплановых проверок любых государственных и муниципальных заказчиков. У нас есть планы проверок. Они проводятся и в тех случаях, когда другие органы контроля дают информацию о том, что их решения и предписания не выполняются, либо им интересно наше мнение по тому или иному нарушению. Однако с учетом нарастающего количества жалоб и ограниченной численности нашего управления такие проверки проводить стало сложнее.
Сколько же сотрудников занимается, например, госзакупками?
- Общая численность управления по штатному расписанию - 28 человек. Фактически на конец года - 23. Из них 5 сотрудников не занимаются предметом. По закупкам мы можем выделить 2-3 человека. Тем более что в этом году видимо будет уже больше 200 жалоб. И как я уже говорил, по ним иной режим работы, в отличии например от рекламы, когда у нас есть 1 месяц на рассмотрение и возбуждение дела.
На рассмотрение жалобы по закупкам только 5 дней. Все законодательство о закупках построено на том, чтобы жалобы в органы исполнительной власти рассматривались в течение 10-ти дней после последнего документа по конкурсу - так как все вопросы должные решаться оперативно - речь идет о бюджетных средствах.
Поэтому плановую работу вести сложно, хотя понимаем, что злостных нарушителей надо контролировать и проверять всю их деятельность.
С какими органами вы наиболее активно работаете?
- На этот год план проверок органов власти по закупкам у нас подписан с прокуратурой. Здесь мы охватываем и город и районы. Это принципиально, потому что для района одна совместная проверка запоминается надолго. Например, главу Новобурасского района привлекли к ответственности в прошлом году и прокуратура поддержала нас в суде, когда он оспаривал решение о привлечении его к административной ответственности (дошло до областного суда, вернулось в район и осталось в силе). Теперь, я думаю, в районе подобных нарушений будет меньше.
Николай Иванович, в прошлом году были введены новые штрафы?
- Да, требования закона были ужесточены. По закупкам для должностных лиц ответственность выше, чем по антимонопольному законодательству. 30 тыс. руб. за незначительные нарушения, 50 тыс. - все прочие. По конкуренции на должностных лиц таких штрафов нет вообще. Там есть 1,5; 2; 5; 10 тыс. руб. А что касается юридических лиц, органов власти, то здесь санкции практически одинаковые. Такие штрафы были введены в октябре прошлого года.
Вы не сказали еще об одном виде штрафа - оборотном.
- Штраф от оборота предусмотрен пока только за нарушение антимонопольного законодательства. Есть три состава - злоупотребление доминирующим положением, незаконное соглашение или согласованные действия, недобросовестная конкуренция. К органам власти эти понятия не применяются. Оборотные штрафы являются серьезным наказанием для нарушителя. Представьте от 1 до 15% годового оборота. Эта норма вводилась не так легко - рассматривалась международная практика, учитывались мнения экспертов.
Могли бы рассказать о каком-нибудь последнем случае?
- Последний пример - рынок нефтепродуктов в Ставропольском крае. Две или три фирмы - общий штраф около 20 млн руб. Там были согласованные действия или как еще называют - картельный сговор. Есть документальная форма такого сговора - это заключенное соглашение. Есть устная договоренность, проявляющаяся в одновременных действиях, имеющих малую вероятность совпадений. Это сложно доказуемые составы, но направление очень интересное. У нас тоже есть примеры, но по одному делу мы ограничились предупреждением, так как было устранено нарушение и его последствия. Это касалось одной из энергокомпаний. Там мог быть штраф около 100 млн руб.
В Саратовской области были нарушения на рынке нефтепродуктов?
- По бензину у нас нарушений не выявлено и жалоб не было. По ТНК-ВР, которое имеет доминирующее положение, ведем постоянный мониторинг поведения. Эту работу ведем при участии министерств правительства области (минпром и минстрой). Уже около 2 лет работает постоянно действующая комиссия. Раз в квартал назначаем заседания. Участники - руководство предприятий, облправительство, ТПП, Союз товаропроизводителей. Жалоб и замечаний не было. Контроль ведется также и за деятельностью "Лукойла" - проводится мониторинг цен компании.
А были какие-нибудь дела, итогом расследования которых стали оборотные штрафы?
- Да, очень интересны дела, связанные с промплощадкой "Рефлектор". Ситуация вокруг них интересна тем, что она повторилась дважды. Первый раз - в 2006 году. Тогда жаловались предприятия, занимающие промплощадку бывшего завода. Одно из них крупное - "Экспо-ПУЛ", другие 10 - мелкие. Все они были собственниками помещений и получали энергоресурсы от ЗАО "Рефэнерго" по соответствующим договорам. Собственником же сетей и оборудования, по средствам которых "Рефэнерго" поставляло потребителям энергоресурсы было другое предприятие - ЗАО "ПУЛ-Энерго". И "Рефэнерго", и "ПУЛ-Энерго" на момент рассмотрения дел входили в одну группу компаний "РБЕ", которая, как установила комиссия Саратовского УФАС России, была заинтересована в покупке занимаемых потребителями помещений. С целью понуждения к продаже занимаемых помещений "Рефэнерго" известило потребителей о том, что не намерено продолжать оказывать услуги энергоснабжения.
Первую атаку отбили, договоры с потребителями "Рефэнерго" заключило.
В прошлом году пошла вторая волна - по мелким предприятиям. Если
"Экспо-ПУЛ" постаралось найти другие пути получения энергоресурсов, то остальные остались зависимыми. Теперь 4 предприятия попали под атаку. Одному из них "Рефэнерго" ограничило энергоснабжение, а 3 другим вообще прекратило передачу электроэнергии. В ходе рассмотрения дел комиссия Саратовского УФАС установила, что и "Рефэнерго", и "ПУЛ-Энерго" сейчас входят уже в другую группу компаний - СДМ ("Самарский деловой мир"). У некоторых предприятий, входящих в указанную группу одним из видов деятельности являются сделки с недвижимостью.
В первый раз нам удалось доказать, что действия нарушителей были
направлены на вытеснение собственников помещений с промплощадки. В этом случае ситуация получается аналогичной - налицо те же методы давления - использование энергетического рычага. На сегодня все дела рассмотрены, нарушителям выданы предписания, одно из которых ими обжалуется в суде. Другие предписания в стадии исполнения, так как сроки еще не истекли. На "Реф-Энерго" и "ПУЛ-Энерго" наложены оборотные штрафы за нарушения антимонопольного законодательства - согласованные действия (1% от суммы выручки). На собственника "ПУЛ-Энерго" - 21 тыс. руб., а на "Реф-Энерго" 199 тыс.
ФАС проводит проверки конкурсов по отбору управляющих компаний?
- Это больной вопрос. Конкурсы еще не начались, но жалобы уже начали поступать и по ущемлению прав ТСЖ, и по договорам, которые они пытаются заключать с энергоснабжающими организациями. У нас есть неприятная ситуация вокруг 1-го ТСЖ Фрунзенского района. Попытка отдельных домов выйти и создать ТСЖ оказалась неудачной.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью