о ситуации в Саратове
- Я не оптимист, не пессимист, я реалист. Ту ситуацию, которая сложилась на сегодня в Саратове, можно рассматривать двояко: то ли стакан наполовину пуст, то ли он наполовину полон. Можно сказать, что все до такой степени плохо, что уже и сделать ничего нельзя, а можно сказать, что не так все плохо, можно еще что-то и сделать. Понимаете, лучше должно быть. Хотим мы или не хотим, лучше все равно должно быть. Можно сейчас ссылаться на предыдущих городских руководителей, у нас это всегда было принято: предыдущие градоначальники довели до того, что я начинаю с нуля. Нет, я с нуля не начинаю, я начинаю с того состояния, в котором город находится сейчас. И давайте не будем говорить о том, кто довел. Все-таки наш город отражает то, что происходило и происходит в стране в целом. Поэтому отрывать город Саратов от общей ситуации в стране нельзя. Конечно, есть на нашей карте отдельные точки - Москва, Питер, Казань, столицы республик. Но в основной своей массе российские города ничем существенным от Саратова не отличаются - ни по благоустройству, ни по жилому фонду, ни по всему остальному. Поэтому я ставлю вопрос не так: "Почему у нас все плохо?", а так: "Можно ли сделать, чтоб у нас стало лучше?" Отвечаю: можно. Если мы консолидируем все силы: областные, городские депутатские и городские административные. Начинает ли у нас получаться? Начинает. Только за два этих месяца, январь и февраль, мы смогли получить от области больше 1 млрд руб. дополнительно, и они еще будут передавать нам деньги - для того в первую очередь, чтобы направить их на благоустройство города, на закупку техники, которая будет это благоустройство обеспечивать.
Можно ведь так говорить: зачем бордюры красить, если дома рушатся. Зачем деревья обрезать, если людям жить негде. Но не наводить никакого внешнего порядка все равно нельзя. Если у нас дома рушатся, это не значит, что грязь с улиц не надо убирать. Если жилья не хватает, это не значит, что мы не должны деревья обрезать и белить, столбы очищать от всех этих бумажек наклеенных, павильоны остановочные приводить в порядок. Да, на уровень жизни это мало влияет, но влияет на эмоциональное состояние людей. Человек выходит на улицу и видит: чисто, опрятно, подстрижено, покрашено, цветочки высажены. Ему приятно на это смотреть. И не такие уж страшные деньги нужны, чтобы это сделать. Эти средства в бюджете будут дополнительно предусмотрены, такие договоренности с областью есть, деньги будут выделяться, то, что я назвал, будет делаться обязательно. В какой срок? Думаю, что до 1 мая я это сделаю. Конкретно: ямочный ремонт дорог сделаю и очищу от мусора весь город. Я в этом уверен.
о жилфонде
- Дело не в ДЕЗе, а в системе. Было хроническое недофинансирование ремонта жилого фонда. Можно обвинять кого-то в том, что часть денег была украдена, часть потрачена не по назначению. Но я вам скажу о другом. Мы на постсоветском пространстве остались, наверное, единственным государством, которое не навело порядок в расчетах за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на то, что у нас средняя зарплата побольше, чем на Украине или в Казахстане. Все должны платить за услуги. Те, кто не может платить, должны получать дотации из бюджета. Иного быть не может. У нас ситуация до сих пор складывается ненормально. Мы в прошлом году искали 330 млн, чтобы доплатить энергетикам то, что население не доплатило. В этом году тоже требуется порядка 500 млн, чтоб доплатить. Мы себя обманываем и население обманываем. Поэтому мы должны четко и ясно населению сказать: за все должен платить потребитель. Потребитель, а не бюджет. Бюджет - он для другого, он должен помогать тем людям, которые не могут платить. У нас жилой фонд многоквартирный - 6 351 дом, а счетчиков тепловой энергии - 1 200. К чему это приводит? К тому, что энергетики все свои огрехи сваливают на население, а мы ничего сделать не можем. Если нет на доме узла учета - они за основу берут показания своих узлов учета на станции. У них есть свои потери, и то, что они потом нам выставляют - это не соответствует тому объему, который потребитель реально получил. Надо везде поставить узлы учета на многоквартирных домах. Кто должен это делать? Сами жильцы должны организоваться и сделать это, никто другой по закону не может. Тогда энергетики сами будут ковыряться, искать, где у них потери и не будут эти потери перевешивать на жителей Саратова. Когда управляющие компании делают перерасчет, весь город гудит: а чего это мне на две, на три тысячи больше принесли, чем всегда, какое право они имеют? А для того, чтобы поставить узел учета на четырехподъездный многоквартирный дом, нужно примерно 150 тыс. руб. Если в доме 120 квартир - это немножко больше, чем 1 000 с квартиры. При будущем перерасчете (мы уже подсчитали) в платежках будет стоять минимум по 3 тыс. с каждой квартиры. Поэтому нужно объяснить это жителям и убедить их поставить счетчики. Мы уже об этом со всеми управляющими компаниями переговорили. Бесполезно. Не трогается дело с мертвой точки. А жилой фонд не ремонтировался, потому что мы не собирали 100% коммунальных платежей. Так, дыры латались кое-где.
В прошлом году президент объявил, что надо создать соответствующий фонд и начинать ремонт жилого фонда. Мы соответствующую заявку сформировали, 14 марта она ушла в Москву. Но это, я не знаю даже, какая по счету заявка. Мы уже заявок 5 или 6 отдавали, а потом из Москвы приходили другие формы, которые мы должны заполнять. В постановлении о создании фонда очень много недоработок. Но мы все же рассчитываем получить деньги из Москвы. Сколько будет этих денег? По нашим расчетам - под 3 млрд, из них 1 − на расселение аварийного жилфонда − это у нас 502 дома. Что такое для нас оставшиеся 2 млрд? Да ничего. Это меньше 500 тыс. на дом. Даже кровлю не сделаешь, не говоря уже о стояках, подвалах и так далее. Поэтому мы для себя определили три приоритета. Вот что мы будем рекомендовать управляющим компаниям за эти деньги делать: первое - установить узлы учета потребляемой энергии и воды, чтоб сократить свои расходы; второе - привести в порядок лифтовое хозяйство, которое у нас пришло в катастрофическое состояние; и третий приоритет - кровля. Но это касается только тех домов, которые попадут в реестр, в эту программу. Конечно, не все дома попадут, это я заранее могу сказать. Кто попадет? Те, кто поторопится с оформлением документов. Кто будет ушами хлопать - тот просто физически не попадет. Весь жилой фонд Саратова за эти деньги отремонтировать невозможно.
о средствах
- Почему нет? Есть деньги. Действительно, чтоб содержать город в том состоянии, в котором он есть сейчас, нужно, по моим подсчетам, 10 млрд. А если планировать развитие городского хозяйства - бюджет должен быть больше в зависимости от того, что мы планируем делать и насколько мы планируем улучшить качество жизни саратовцев.
Я все-таки считаю, что мы на самом деле встали с колен. И более того - те 5,6 млрд, которые были первоначально в бюджете города, сейчас превратились уже в 7 млрд - с учетом того, что было выделено из областного бюджета при поддержке "Единой России". И еще будут деньги на благоустройство города выделять, пока речь идет о 500 млн. Плюс - я все-таки думаю, что сам саратовский бюджет будет профицитным, и у нас появятся еще некоторые средства. На какую цифру мы выйдем, я пока точно не могу сказать, но думаю, что к 8 млрд мы должны приблизиться. Этих денег нам хватит на то, чтоб Саратов более или менее держать в том состоянии, в котором он сейчас есть, и не ухудшать его. 5-6 лет назад городское хозяйство вообще практически не содержалось. Невозможно же так: начиная примерно с 90-го года оно разваливалось, а вот с этого года у нас все должно вернуться на круги своя. Не вернется. Мне говорят теперь: Аксененко такой человек, он довел городское хозяйство до нынешнего состояния. Но, наверное, Аксененко не один был на территории Саратовской области и не один он был в городе. Что толку кричать "Держи вора". У нас задача другая. Делать что-то для того, чтоб жители Саратова жили лучше. Конечно, если бы к нам в Саратов приехал Абрамович и открыл бы у нас офис "Сибнефти" и платил бы здесь со всей "Сибнефти" налоги - было бы лучше. Нам нужна такая налогооблагаемая база в Саратове, чтоб нам хватало - даже в рамках тех 7%, которые город получает от общего налогового сбора. Но пока мы исходим из того, что у нас есть. Тенденция складывается сейчас нормальная. 2007 год мы запланировали с дефицитом бюджета, но все равно сделали его профицитным. То есть налогов поступило больше, чем мы планировали. Мы начинали 2007-й год с цифры 4,5 млрд, закончили с цифрой 6,2 млрд. Мы начали этот год с цифры 5,6 млрд, но уже сейчас имеем больше 7-ми. Поступления денег идут. Другое дело, если мы хотим построить дороги в Саратове, соответствующие современным стандартам, нам надо на 1 км дороги $2 млн. По самым скромным подсчетам, нам нужно таких дорог построить 1 000 км, чтоб все по Саратову ездили замечательно. Это $2 млрд. Понятно, что у нас нет такой налогооблагаемой базы. Планировать ремонт дорог, исходя из нашего бюджета, мы можем. Вести строительство дорог - не можем. То же самое - по жилому фонду. Наш бюджет - это не бюджет развития, но это бюджет, который позволяет держать хозяйство в более или менее сносном состоянии. Я периодически даю команды по какому-то отдельному адресу: той бабушке стояк поменять, той крышу залатать - но испытываю от этого еще большее неудовлетворение. Да, отдельной бабушке я могу помочь. Бабушка потом приходит, говорит спасибо. Но от этого ничего не меняется. Мы просто у одних забрали, другим сделали. А в целом не можем сделать. Чтобы сделать в целом, нужны огромные деньги.
О транспорте
- В Саратове на протяжении десяти лет выстраивалась определенная транспортная система и в целом она транспортную проблему города решает. Она работает автономно, без нашего вмешательства. Есть рычаги, которые позволяют ей работать. Неправильные рычаги. "Наличка" черная, которая там присутствует, заинтересованность тех же "газельщиков" и "автобусников" в том, чтоб доходы свои не показывать: Но срочно эту систему поменять - не получится. "ГАЗели" должны вымирать естественным образом. То есть по мере того, как мы будем чем-то их заменять. Наш приоритет - развитие городского электротранспорта. Весь мир уже понял, что этот транспорт надо возвращать на улицы городов. Мы, к счастью, не сумели его до конца уничтожить, хотя попытки такие были. Теперь надо его развивать. Мы будем развивать прежде всего трамвайное направление - 3-й и 9-й маршруты. Трамвайные пути - это ведь отведенная земля, и на ней не может быть пробок. Я сам очень долго жил в Ленинском районе, на 6-й Дачной и никогда не пользовался ничем, кроме трамвая. До Мирного переулка я доезжал за 22 минуты. Весь оборот "тройки" составлял 45 минут, это было 20 лет назад. Сейчас полный оборот "тройки" - 1,5 часа. Когда мы вернем Саратову "тройку", отремонтировав линию и поставив на нее новые трамвайные вагоны (а мы это сделаем). 20 вагонов, которые в этом году получим, все на "тройку" отдадим, и пути в течение трех лет отремонтируем - тогда очень многое отпадет само собой, люди просто перестанут пользоваться теми же "ГАЗелями". Но полностью транспортную проблему мы сможем решить не раньше, чем к 2012 году.
О детских садах
- Проблема не только в детских садах. Я с ужасом думаю, что у нас будет лет через пять-шесть со школами. То же самое повторится, что сейчас с детскими садами. Когда детей стало мало, и детсады стали невостребованы, их быстренько прибрали к рукам. Мы в этом году посчитали и прослезились: реально мы можем вернуть в муниципальную собственность всего 9 садиков. Ушли сотни, а вернуть можем девять. Но эти девять мы вернем в муниципальную собственность. И где-то 1 500 детишек сможем в них принять. Плюс - четыре пристройки к садикам, которые мы сейчас делаем, это еще 200 детей. Максимум, что мы можем сейчас сделать - это добавить 2 000 мест. Это проблему не решит, потому что демографическая ситуация в самом деле улучшается. Нам надо эту проблему решать самым серьезным образом. И потребуется не один год. Мы ведь только в прошлом году впервые повернулись к этой проблеме лицом. Раньше вообще этим не занимались. Мы смотрим сейчас садики, которые просто в разрушенном состоянии, брошены. Выясняем, можно ли их восстановить и опять ввести в строй. Кроме того, во всех новых микрорайонах комплексной застройки мы будем понуждать строителей строить детсады. И также мы будем понуждать их строить школы новые на территории этих микрорайонов. Это уже без вариантов - других планировочных предложений не принимаем.
Об озеленении
- Никто реально и планово в Саратове этим никогда не занимался. То маленькое деревце, которое мы сегодня где-то в центре города сажаем - 90%, что погибнет, не вырастет. Земля под застройку выделяется не нами, а областью, а область очень мало думает о том, есть ли там зеленые насаждения, будут ли они вырублены. Есть ли выход? Да. Я считаю, что выход очень простой. Хочешь спилить дерево - пили. Заплати 100 тыс. за каждое и пили себе. А мы за эти деньги и травку газонную купим и деревья большие - вы видели по телевизору, как привозят и сажают сразу большое дерево с комом земли? То есть должен быть экономический подход ко всему этому, а не халявный, как у нас. А у нас ночью втихаря спилили, а утром вроде уже никто и не видит, что дерева нет. Я проработаю юридическую базу, и если закон позволяет нам таким образом поступать - я с соответствующей инициативой буду выходить в гордуму.
Мы с депутатами городской думы договорились: по итогам апреля посмотрим, сколько в бюджете есть денег, но где-то около 50 млн выделим МУП "Садово-парковое" для того, чтоб оно начало восстанавливать скверы и парки. Это факт! Впервые в этом году мы ставим вопрос таким образом. 87 млн в этом году будет выделено Горсвету - на то, чтоб восстановить уличное освещение. В первую очередь - в скверах и в парках. И на уборку улиц, на цветы, на газоны мы найдем в этом году дополнительно 300 млн.
О воде
- Я очень рад тому, что у меня последнее время по пять-шесть аварийных ситуаций в день. В январе было по 25-26, именно на сетях "Водоканала". В каком направлении двигаться? В рамках инвестиционной программы, принятой депутатами, мы уже в этом году можем начать обновлять сеть. У нас по Московской с 1906 года лежат чугунные сети. Будем делать реконструкцию сетей. Есть несколько вариантов того, как МУП "Саратовводоканал" будет в дальнейшем существовать. Надо привлекать инвесторов для того, чтоб "Водоканал" реанимировать. Предложения от инвесторов есть, варианты прорабатываются. Причем, муниципальная собственность так и останется муниципальной. Речь идет только о том, "Водоканал" может быть передан в управление какой-то управляющей компании. Которая подпишется под тем, что она в течение двух-трех лет обновит все сети по городу и будет еще пять лет их содержать".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....