Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Хореограф театра Драмы Алексей Зыков: "Тодес" мне не интересен

  • 08:53, 4 июля 2006
  • Комментариев[0]
Достижения хореографа и актера театра Драмы им. Слонова Алексея Зыкова отмечены российскими мэтрами кино и театра. Вручение премий Акции по поддержке театральных инициатив состоялось в одном из московских ресторанов. Саратовского балетмейстера наградили в рамках "персонального поощрения". Алексей Зыков не заболел "звездной болезнью". Он полон свежих идей и загружен работой в театре.

Алексей, что значит для вас этот знак поощрения?

- С одной стороны мне повезло, я был отмечен людьми, которые имеют огромный вес в российской культуре, а с другой стороны - я вроде как опоздал. Три года подряд в рамках Акции призом в моей номинации была поездка в Нидерланды. В этом году стажировку в одной из самых престижных международных хореографических школ отменили. Вместо этого мне выдали 1 000 евро. Оговорок, как потратить эти деньги, у организаторов не было. Я могу их потратить на личные цели, но, однозначно, этих денег на поездку в Голландию не хватит. Я прекрасно понимаю, как это дорого. Когда-то я учился в Америке - это очень дорогое удовольствие, это плата за проезд, проживание, обучение.
Что мне понравилось, церемония не была помпезной. Такого явления, как "мэтр снисходительно относился к провинциалам" не было. Очень запали в душу слова Николая Цискаридзе, который вручал мне награду: "Сейчас очень мало хороших хореографов, а хороших хореографов в драматическом театре еще меньше. Знаково, что премию получает Алексей Зыков".
Я познакомился с талантливыми людьми - народной артисткой Инной Чуриковой, Чулпан Хаматовой, руководителем фестиваля "Евразия" Николаем Калядой, Евгением Мироновым, Олегом Табаковым.

В спектакле, над которым сейчас работает театр, вы - актер, хореограф и ассистент режиссера. Расскажите, как удается работать одновременно на сцене и в зале?

- На первом месте для меня - актерская работа. Роль, которую репетирую я - молодой Марлоу - очень интересная. С одной стороны - интересна мужчинам, потому что мой персонаж очень боится женщин достаточно высокого ранга, он не знает как с ними общаться, как мне кажется, по одной простой причине - на это надо тратить время, силы и это должно быть по-настоящему. Ему гораздо проще общаться с буфетчицами - не требует особых затрат, пустил пыль в глаза и все случилось. Тем не менее, персонаж очень искренний. А с другой стороны, этот персонаж интересен для женщин, потому что спектакль о том, как женить на себе, своеобразный учебник женских уловок. Героиня Татьяны Родионовой (моей партнерши по сцене) Кэт очень тонко поступает, плетет вокруг моего героя интриги, но при этом, она не коварна. С этой стороны - стоит посмотреть спектакль именно женщинам.
Далее по значимости для меня - работа хореографа. Здесь хореография очень простая, никакого параллельного существования героев, как то было в "Господине де Моппасане" нет. Здесь нет такого вплетения и нахождения адекватности пластического образа режиссерскому как в "Доме Бернарды Альбы". Здесь есть перестановка, перегруппировка на сцене, моя задача - сделать это достаточно организованно. Фоном к спектаклю звучит малоизвестное сочинение Штрауса.
Третья моя ипостась в этом спектакле - исключительно по необходимости. Я больше других в этом материале - более 15 лет назад я играл в дипломном спектакле нашего курса "Ночь ошибок". Режиссер Римма Белякова - человек очень занятой. В те моменты, когда ее нет, репетиции все равно должны продолжаться - в эти моменты как раз ассистентирую ей я.

Алексей, у вас есть идеи, которые просят скорейшей реализации?

- Хотелось бы реанимировать свой пластический спектакль "Сонеты" по мотивам Шекспира. На драматической сцене он прошел всего 6 раз. Его видели немногие зрители. Я планирую начать над ним работу через год-полтора, не раньше. И опять же со студентами.
Кроме того, есть планы сделать что-то подобное спектаклю "Любовь и танец", громко прошедшему 7 лет назад. Но я боюсь сравнений и аналогий, есть вещи, которые с течением времени обрастают легендой. В этом смысле "Любовь и танец" - легенда. Однажды в консерватории ко мне подошла студентка и сказала: "Когда я была маленькой девочкой, я несколько раз ходила на ваш спектакль и всегда это было для меня событием". После таких слов думаешь: "Господи, сколько же времени прошло?! Пора браться за новую постановку". Когда я это сделаю точно не знаю, но для себя решил, что ни актеры, ни студенты в этом спектакле участвовать не будут. (В хореографических миниатюрах "Любовь и танец" участвовали более 80-ти человек - актеров театра Драмы, танцоров группы "ЛиК" и "ДКdance", студенты театрального факультета консерватории и школьники - СарБК).
Я пришел к выводу, что настало время создать танцевальную группу. Этим вопросом займусь осенью. Буду набирать людей, и не обязательно, чтобы у них было какое-нибудь образование, лишь бы они по-настоящему владели искусством танца, и были податливы в смысле актерского мастерства. Будет кастинг, на который сможет прийти любой человек с улицы. Владеющий всеми названными мной качествами сможет попасть в группу. Будет основной (6 человек) и вспомогательный (4 человека) состав. Группа будет называться точно также, как созданная мной несколько лет назад - ЛиК, хочу использовать этот бренд еще раз.
Планов на сольную карьеру у меня нет. Не хочу на себя ставить. Тем более есть чем заняться - со следующего года в театре возобновятся занятия по танцу. Плюс к этому у меня три курса студентов, работа вторым мастером по мастерству актера в консерватории, в театре много чего нужно сделать.

Это правда, что вы занялись научной работой?

- Я заканчиваю работу над учебником по преподаванию современного танца в театральном институте. Ничего подобного до этого момента в системе актерского образования не было. Есть учебники по танцу для хореографических училищ, а как преподавать современный танец артистам нигде не написано. В процессе сбора материала для книги я обнаружил, что есть история танца классического, а история современного танца (начиная с 20 века) очень фрагментарна. Сейчас занимаюсь как раз тем, что выстраиваю фрагменты в стройную историческую систему. Основные вопросы, затронутые мной в работе, это происхождение танцев, как они повляили на театральное искусство, возникновение танца как культурного феномена. Работа оказалась очень интересной и потому объемной (собираю материал с 2002 года). В учебнике я пишу только то, что проверено мной на практике.

Вы называете себя учеником Маргариты Ликомидовой. За 8 лет преподавательской деятельности вы можете назвать себя Учителем?

- Для меня слово "ученик" имеет определенную нагрузку. Только Учитель может определить, кто его ученик - человек, который взял у тебя в смысле мастерства в полном объеме. В этом понимании у меня учеников нет. Есть некоторые студенты (не называя имен), которые способны к танцу - пока могу сказать только так. Но еще не видел тех, кто перенял у меня искусство хореографии по сути. Есть один человек (бывший ученик), который пытается перенять то, за что я ратую в хореографии. Но он, к моему сожалению, не понял самого главного. Для него хореография - это шоу. Свет, костюмы, синхронные движения - и шоу будут смотреть. Но это не хореография, потому что хореография - это все-таки личностное видение человека, переживание музыки. Мысль облекается в движение, а не движение ради движения.

А почему сейчас наиболее смотрибельно именно шоу? Феномен "Тодеса" как объяснить?

- Авторы проекта "Тодес", на мой взгляд, немножко перепутали профессии. Есть люди, которые очень хорошо умеют организовывать, делать из чего-то прибыль. Но они почему-то продолжают упорно считать себя хореографами и режиссерами. Умение организовать поездки в ту или иную страну, гастроли, продать свое имя за счет артистов, создавать школы и при этом все ставить на поток - это мастерство менеджера. "Тодес" мне не интересен. Это четко выверенные движения под определенную музыку, это люди очень подготовленные, высочайшего класса, наполовину спортсмены, наполовину танцоры. Но это не хореография. Вот когда они занимались подтанцовкой, это было то, что называется искусством. Они все время танцуют одно и тоже, какая бы песня не была - это "аборт рекламы". Я видел шоу-балет, когда они приезжали в театр оперы и балета, на меня это произвело ужасное впечатление. Когда они же недавно приезжали в театр драмы, я вновь пошел. Но только потому, чтобы предотвратить разговоры: "Ой, Зыков, ты такой умный, сам сидишь в Саратове, а тут Москва тебе не нравится". В тот раз для меня была очень большая неожиданность. Я увидел тогда настоящую хореографию. Они все равно продолжают работать в своем ключе, но я отметил в их программе зачатки искусства. Когда перечислили имена хореографов, которые сделали программу, все для меня встало на свои места. Там не было фамилии Духовой.
Это также как в режиссуре: человек умеет организовывать, на него работают артисты, у него есть ассистенты, службы, завлиты, хореографы. Создается на сцене интересная картинка - но это только для неискушенного зрителя. А специалисты сразу поймут, что здесь использованы приемчики, есть музыка, свет, талантливые артисты, хорошая хореография, но в целом спектакль не рожденный, а сделанный. Потому что сделал его менеджер.

Наверно, много слышали про недоборы на хореографические отделения в образовательных учреждениях среднего звена и детских непрофессиональных учреждениях (кружках)? Где лучше всего детям раскрывать свои таланты?

- Я вижу только одну причину недоборов - как бы это не звучало меркантильно, обесценивается сама профессия. Недоборы есть и у театральных факультетов, мы с трудом выискиваем способных людей и, тем не менее, когда мы приходим и смотрим "Студенческие весны", где участвуют студенты экономических, юридических и других специальностей, то диву даемся. Думаешь: "Господи, твое место на сцене, на театральном факультете, зачем ты учишься на юриста!". Ответ на поверхности: профессия обесценивается в самом прямом смысле. Она не поддерживается государством. Какой смысл идти в артисты, когда он - нет ничто. Вот когда я учился в школе, думал: "Да, артист - это здорово". Это было как поэт (умирающая профессия кстати), как писатель - она как бы вызывала уважение, воспитывала. Более того, какие родители посоветуют ребенку идти в творческую профессию, когда в этой системе такие маленькие зарплаты? Театры лишены возможности достойно оплачивать артистов сцены, они не могут помочь с жильем. Поэтому люди, которым сам бог дал способность и талант, идут в совершенно другое дело. Отсюда и разговоры про недоборы.
Раньше было очень много кружков. А сейчас друзья звонят, просят посоветовать в какой танцевальный кружок отдать ребенка. А я не могу ответить, потому что это - очень большая редкость. Современные течения - хип-хоп, уличные танцы еще можно найти. Но где найти занятия по модерну, в котором первична философия, а движения вторичны? Или джаз? Это совершенно другая школа. Через эту пластику происходит личностное воспитание ребенка. Пойти сейчас некуда. Гораздо проще научить детей ритмике: раз, два, три, четыре, а также каким-то зачаткам движения. Отсутствует сейчас духовное воспитание. Мы упустили в этом смысле даже не одно поколение.

У Вас есть своя система преподавания?

- Так как никакой сверху спущенной программы, которую мы должны применять в своей преподавательской деятельности, нет, я разработал свою программу и она меня удовлетворяет. Недавно добился того, что такой предмет, как искусство современного танца, преподается уже с первого семестра. Раньше такого не было.
Думаю, я нашел тот путь, по которому надо развивать студентов. Они должны освоить и понять танец с точки зрения драматического искусства, должны уметь соединить слово и пластику. Движением нужно уметь владеть: то, как человек садится, встает, как он поворачивает голову, как он переходит по сцене. По моему мнению, современный танец - это не отдельный предмет, это часть актерского мастерства. Это, так называемое, интеллектуальное наполнение моей программы.
Что касается физических нагрузок для танцоров, режим тренировок у меня не регламентирован. Для каждого студента количество часов в день, "проведенных у станка", индивидуально. Я, например, вообще не занимаюсь, не делаю зарядку по утрам, не хожу в танцкласс, не стою у станка. Я просто стараюсь, чтобы у меня было хорошее настроение. Нет, конечно, есть границы: человек может сидеть у телевизора, есть чипсы и пить пиво и быть при этом в хорошем настроении и внутренне светиться. Толку, конечно, от этого не будет. Нужно ежедневно двигаться. Я хожу на работу пешком, хожу в быстром темпе, созерцаю природу, еще ту, конечно, городскую, но все равно. 20-30 минут и ощущения уже на весь день.

Алексей, вы двукратный обладатель статуэтки "Золотой Арлекин". Как вы расцениваете значимость этого фестиваля для развития культуры в области?

- Фестиваль "Золотой Арлекин" своеобразен. В его организации есть странные вещи. Например, театр может представить только один спектакль на все номинации. В этом году наш театр наверняка столкнется с проблемой, какой спектакль номинировать. Вот "Дом Бернарды Альбы" - очень удачный спектакль, можно было бы представить на награду. А кому будем вручать лучшую мужскую роль? В прошлом году я получил Арлекина за "Копилку" - спектакль не самый яркий с точки зрения хореографии. Тоже странно. Вот если бы я получил за "Господина де Моппасана" или "Сонеты", наверное, статуэтка была бы для меня намного ценней, с большей гордостью что ли. А так получается, что те работы, которые кажутся наиболее важными в моем творчестве, не отмечены и ничего я уже за них не получу.
А вообще, если бы даже Арлекин был без денежных премий, как в первые годы существования, мы все равно бы боролись за право обладать этими статуэтками. Потому что привыкли быть гордыми даже без денег.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 июля 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x