-- Почему я люблю крупные напольные домашние растения, да еще стараюсь приобретать уже взрослые экземпляры? Видимо, спешу жить. Мне кажется, если возьмусь выхаживать маленький росток, то просто не хватит терпения дождаться, когда он достигнет полного развития и расцвета. А ведь всегда интересен результат. Кроме того, рослые растения создают больший эффект оранжерейности. Особенно приятен зеленый уют на фоне белой холодной зимы. -- Но многолетние "великаны" в контейнерах требуют гораздо больше внимания, чем "гномы" в цветочных горшках. Справляетесь с заботами? -- Не всегда. Растениям в комнате хорошо, когда обеспечены главные условия: свет, вода, грунт, влажность воздуха. Иногда приходится из-за отсутствия какого-либо условия отказывать себе в удовольствии завести растение, которое очень нравится. Такое, как дизиготека с мелкими резными листьями. Да, она капризна и, может быть, именно поэтому подогревает мой интерес до степени азарта -- уж очень изящна, графична даже, я бы сказала. Хочется во что бы то ни стало достичь успеха. -- Азарт, нетерпение, согласитесь, Ирина Александровна, мало сочетаются с расхожими представлениями об архивариусе. -- Да уж! В моей работе действительно необходимы и усидчивость, и терпение, и сосредоточенность. Но, на мой взгляд, само представление неверно. Это, скорее, клише, литературный штамп. Возьмем для примера работу с документацией. Документ -- свидетельство событий чьей-то жизни, часто ярких и неординарных. Общение с документом имеет всегда эмоциональную окраску и очень редко оставляет равнодушным. Архив -- отдел музея, и он живет общей с музеем жизнью, как часть целого: лекции, выставки, работа со студентами и, конечно, исследовательская работа. Научные изыскания нередко содержат элементы детектива. Поиск захватывает, заставляет чувствовать себя идущей по горячему следу. -- И поэтому сценарии многих остросюжетных фильмов построены на злоключениях ценных исторических документов, знаменитых произведений искусства? -- Разумеется. За ними человеческие судьбы. Не только создателя, но и хранителя, дарителя, покупателя -- всех, кто оказывается вовлечен в орбиту интереса. К примеру, большое историческое полотно "Коронация Павла I и Марии Федоровны" работы М.-Ф. Квадаля (конец XVIII века) попало в собрание нашего музея в 1886 году исключительно благодаря усердию и расторопности хранителя музея Анания Львовича Куща, который при каждом удобном случае убеждал художников, коллекционеров, влиятельных особ сделать пожертвование. С 1885 по 1895 год с его легкой руки в музей поступило 490 произведений! -- Не секрет, что зарплата музейных работников невелика. Почему же случайно или неслучайно попавшие в штат остаются в музее на всю жизнь? -- Потому, думаю, что здесь личность имеет возможность проявить себя во многих ипостасях. Тот же архивариус -- это хранитель древностей, исследователь, журналист, экскурсовод и педагог, даже, если хотите, актер, режиссер... Экскурсия -- это же мини-спектакль в театре одного актера. А как же иначе? Надо уметь держать аудиторию. Она неоднородна: кого-то интересуют строгие факты, кого-то -- история создания произведения, обстоятельства жизни автора и т. д. Когда веду экскурсию, стараюсь сразу же уловить настроение и интересы зрителя. -- За двадцать лет работы в музее лично для себя вы сумели определить наиболее интересное направление? -- Главная задача архивариуса -- хранить, изучать, описывать письменные памятники. В частности, сейчас я занимаюсь научным описанием документов фонда Алексея Петровича Боголюбова. Сколько нового ни узнаю об основателе музея, столько удивляюсь и восхищаюсь. Поверьте, мы, музейщики, ничего в отношении его не приукрашиваем. Боголюбов действительно один из выдающихся людей XIX века. Что касается научного поиска, то это работа скрупулезная, целенаправленная, и она не всегда завершается положительным результатом. Но иногда помогает случай. Например, никто в музее до последнего времени не знал даты рождения Елизаветы Шивр, гражданской жены Боголюбова, пожертвовавшей музею огромные деньги -- более трехсот тысяч франков. Заставить "заговорить" документы не удалось. И вот однажды с туристического теплохода сошла на саратовский берег согбенная дама -- француженка. Увидев в одном из залов музея портрет Боголюбова, она узнала в нем друга "тети Лиз", которая приходилась сестрой ее прабабушке. От нее мы узнали дату и место рождения Елизаветы Шивр. Удача! Но такое случается редко. -- Ирина Александровна, вижу, вы так увлечены работой, что даже дорогие женскому сердцу цветы остались на обочине разговора. За что все, кому дорога судьба Радищевского музея, должны быть только благодарны. Но ради верности рубрике спрошу: как насчет комнатных растений на рабочем месте? -- В хранилище, конечно, это исключено: по инструкции не положено. А в служебном помещении, где хоть и темновато, и тесновато, подрастает, как видите, зеленый малыш с резными листьями. Он из разряда "гномов" -- рослым не будет. Честно говоря, мне не нравится, когда рабочий кабинет щедро оформлен цветами. Но одно небольшое растение почему бы и не позволить? Зато дома совсем другое дело. Такое разное отношение к комнатному озеленению я объясняю тем, что музею дарят вещи, жизнь которых не так скоротечна, как жизнь растения, -- картины, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы старины. Архивариусу скучать не приходится. В архиве около шести тысяч единиц хранения. Сейчас в обработке архив театрального художника Николая Глинского, на очереди -- архив Льва Михайловского... * * * Цветок для исключительно терпеливых
Дизиготека
-- это род вечнозеленых кустарников и низкорослых деревьев. Родина дизиготек -- острова Южно-Китайского моря. Растения относятся к ботаническому семейству аралиевых. Dizygotheca elegantissima
любимый цветок героини рубрики, может достичь в комнате двухметрового роста. У молодых растений листья красноватые и изящные. С годами они становятся темно-фиолетовыми и более широкими. Растение нуждается в светлом, но не солнечном местоположении, содержании круглый год при комнатной температуре (зимой -- не ниже 18 С) и теплой влажной почве. Совершенно не переносит как сухости, так и чрезмерного увлажнения. Необходимо частое опрыскивание. Не любит сквозняков и очень чувствительно к влажности воздуха. Идеальные условия -- влажнотеплое "цветочное окно". Дизиготека зимой поливается чуть реже, чем летом. С марта по август каждые две недели нуждается в подкормках. В условиях мокрого и холодного обитания дизиготека может сбросить листья. Сухие концы листьев -- свидетельство низкой влажности воздуха или сухости почвенного кома.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 21:47Новости
-
Вчера, 19:37Новости
-
Вчера, 19:21Новости
-
Вчера, 18:54Новости
-
Вчера, 18:02Новости
-
Вчера, 17:53Новости
-
Вчера, 17:45Новости
-
Вчера, 17:38Новости
-
Вчера, 17:35Новости
-
Вчера, 17:28Новости