Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Покоритель вершин

  • 12:42, 19 сентября 2001
  • Комментариев[0]
На прошлой неделе Сергей Георгиевич вернулся из Пакистана, где "сделал" две высочайшие вершины - Хидден-пик и Гашербрум-2, которые находятся в горном массиве Каракорум. Сейчас на пиках этих гор развеваются флаги нашей губернии. Как говорит Сергей Георгиевич, эти два восхождения - его подарок самому себе. В этом году у него два юбилея: 50-й день рождения и три десятка лет, отданных горам.

Альпинизмом Сергей Богомолов начал заниматься еще будучи студентом физфака СГУ. По окончании вуза работал преподавателем физики и математики в вечернем техникуме при ПО "Нитрон", позднее там же - инструктором по спорту. Попал под сокращение.

- До поездки в Пакистан, - рассказывает заслуженный мастер спорта, - у меня на счету уже было шесть восьмитысячников - все они находятся в Непале. Когда узнал, что казахская национальная сборная собирается сходить на Гашербрум-2,- его высота восемь тысяч 35 метров - и Хидден-пик высотой восемь тысяч 68 метров, решил, что наконец-то сбудется моя мечта. Нас набралось 11 человек. Каждому из команды эта экспедиция обошлась около десяти тысяч долларов. Да, альпинизм - дорогое удовольствие. Элементарный подсчет: переезд- перелет, как минимум, тысяча долларов. Плата фирме-проводнику, которая организовала наш поход: предоставила гостиницы, проводников, поваров и военного - капитана Амара - на случай, если возникнут какие- нибудь конфликты. Также каждый из нас за право восхождения на вершины заплатил Пакистану три тысячи долларов. Когда ехал туда, немного волновался, как местное население отнесется к русским после афганских событий. Ну, ничего, нормально, улыбались, говорили: "О, биг кантри! Вери гуд!" ("О, большая страна! Очень хорошо").

Пакистан - страна очень бедная. У них даже на рынках нет изобилия фруктов. Помидоры и манго залежалые, виноград мелкий, но сладкий. Там сухой закон. Конечно, мы взяли с собой из дома спиртное, но оно закончилось - понемножку выпивали вечером в целях профилактики. А местных горячительных напитков так ни разу и не увидели. Мы взяли салями, запаслись салом. Правда, врачи говорят, что оно альпинистам противопоказано: для его переработки требуется много энергии. Но мы едим, и ничего. С нами были один татарин и один казах (остальные русские). Так татарин сразу сказал: "В гробу я видал все эти законы. Я ем все, и сало в том числе." Казах сначала держался, а потом сдался: "Все, я изменил веру..."

- Восходжения у нас были быстрыми: на Хидден-пик - семь дней, на Гашербрум - три, но в намеченные сроки - два месяца - мы не уложились, - продолжает Сергей Георгиевич. - Подвела погода. На Хидден-пике и Гашербруме-2 солнце светило не больше трех суток, а потом облака, ветер, снег. Поэтому выдвигались, как только наступала хорошая погода. Брали с собой солнцезащитный крем с большой степенью защиты и очки. При восхождении на Хидден-пик я не заметил, что резинка очков неплотно прилегает к переносице. А к вечеру глаза так разболелись, словно в них песок попал. Другое неудобство - разреженный воздух. Вроде часто дышишь, но в организм все равно мало кислорода поступает. Из-за частых вдохов-выдохов задний язычок прилипает к гортани, кровоточит.

Вместе с нами эти вершины покоряли еще несколько экспедиций: немецкая, чилийская, бельгийская. Однажды видим: у наших соседей, немцев, в лагере какой-то переполох. Говорю коллеге: "Пойдем, посмотрим. Может, что случилось?" И точно. Один из них провалился в трещину. При спуске он решил сократить тропу и попал в занесенную снегом трещину. На его счастье, она была узкая и неглубокая. Он метров на десять всего улетел. Заклинился. Второй немец спустился к нему уже с нашей помощью на веревке. В общем, вытащили бедолагу. Отделался он очень удачно - поломал всего два ребра. Чего не скажешь о двух альпинистах из других экспедиций. Чилиец погиб на одной горе, бельгиец - на второй. Наша экспедиция тоже не в полном составе поднялась на вершины. Один парень отказался подниматься из-за плохих погодных условий. А мой друг Борис Седусов заболел...

- Большинство иностранных альпинистов в душе - одинокие волки. У каждого своя чашечка, ложечка, кастрюлька, палаточка. Они думают, что с природой можно справиться в одиночку. Но рано или поздно природа показывает, кто хозяин. И тут они становятся беззащитными. Хотят, чтобы им помогли. Но, как правило, на высоте более восьми тысяч ни мораль, ни нравственные нормы не действуют. Потому что на такой высоте каждый человек находится на пределе выживания. В 1996 году на Эвересте, на уровне 8600 метров, замерзали трое индусов. Проходившие мимо японцы им не помогли, объяснили это так: "Каждый из нас за это восхождение заплатил большие деньги. Поэтому отвечаем только за себя." А индусы погибли. Я считаю, что такого не должно быть.

- Экстремальные ситуации в горах бывают часто. Например, горы Западного Кавказа очень насыщены железом. Поэтому при грозе все электрические разряды притягиваются к вершинам и начинается явление электризации. Весь металл, который находится на тебе, шипит, звенит, трещит! Ощущение, что пребываешь в электрическом аду. Однажды в палатку к нашим альпинистам влетела шаровая молния. Она разорвалась, ребят здорово поранило... У меня тоже был случай, когда чудом остался жив. На пике Революции в 1984-м. Год этот выдался очень жарким, поэтому частенько случались сходы лавин и камнепады. Одна такая лавина прошла от нас метрах в ста. Мы сидели в это время в палатке. Один ледовый камень размером с кирпич вылетел из лавины и попал точно в меня. Образовалась гематома от плеча до колена. А из ранки на пояснице фонтаном била кровь. Это случилось в час дня. Ребята оказали мне первую помощь, обезболили, перевязали. В час ночи стали транспортировать вниз. А камнепад к этому времени еще не прекратился. Когда ледяные .кирпичи. начинали падать, ребята разбегались в укрытия, а я лежал и думал: "Сейчас-то меня эти камни и добьют." Но все обошлось.

Каждый раз, как Сергей Георгиевич уходит в горы, дома за него переживают супруга и двое сыновей. На мой вопрос: "Как вы отпускаете мужа в такие походы?" Галина шутя отвечает:

- А меня никто и не спрашивает. Если даже поставлю ультиматум - или я, или горы - Сергей однозначно выберет горы. Когда в 1983 году родился наш первенец Григорий, Сережа был на пике Ленина на высоте шесть сто. Моя подруга дала ему телеграмму о рождении сына. Ее в лагере получили и по рации передали радостное известие мужу. А Григория Сережа впервые увидел, когда сыну было два с половиной месяца...

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
Сериал "Преступление и наказание". Заметки киномана Сериал "Преступление и наказание". Заметки киномана Иногда смотришь шоу и думаешь: "Им бы нормальный маркетинг, чтобы все узнали про этот шедевр!" С "Преступлением и наказанием" ситуация обратная. Лучше бы о нем слышали только суровые любители бескомпромиссно авторских сериалов.
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 сентября 2001
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x