Российские президенты лично приезжали в "арбатский Пентагон" крайне редко . или представлять нового министра, или на традиционные крупные совещания всего руководящего состава вооруженных сил по подведению итогов очередного учебного года. Ни того ни другого вчера не случилось, поэтому визит главковерха в Минобороны можно назвать экстренным. Это подтверждает и то, что некоторых участников совещания (на него помимо министра и начальника Генштаба были приглашены заместители министра, главкомы видов вооруженных сил, командующие родами войск и начальники ключевых главков) специально отозвали из отпусков.
Как объяснил сам Владимир Путин, поводом для проведения совещания стала "необходимость еще раз определить приоритеты в связи с изменением международной обстановки". Однако тот факт, что вместе с президентом к генералам приехали вице-премьеры Алексей Кудрин и Илья Клебанов, за изменение международной обстановки не отвечающие, демонстрировал, что разговор прежде всего пойдет о деньгах.
Социальная обстановка в войсках сейчас складывается, мягко говоря, напряженная. На фоне очередных массовых сокращений (только в этом году уже сокращено 70 тыс. должностей) военных ждет отмена льгот . им придется в полном объеме выплачивать подоходный налог, полностью оплачивать коммунальные платежи, а офицеры пенсионного возраста лишатся еще и надбавок, составляющих 50% от положенной им пенсии. В то же время обещанного с 1 сентября 20-процентного повышения должностных окладов так и не произошло, как не произойдет и их 50-процентного увеличения с 1 января (теперь называется новый срок . 1 июля). Кроме того, Минобороны пока не удается увеличить расходы на боевую подготовку, а именно это провозглашено одной из главных целей военной реформы.
Очевидно, Владимир Путин решил, что пора принимать меры. "Не все цели военной реформы достигнуты, и дело здесь не только в деньгах",. заявил президент, открывая совещание. И хотя глава государства тут же сообщил, что дал Минфину указание рассмотреть возможность увеличения финансирования денежного содержания военных, стало понятно, что первыми результатами работы Сергея Иванова министром обороны (он был назначен на эту должность в апреле) он не слишком доволен.
Министр в ответ заметил, что уже "произошли значительные изменения". Он напомнил, что проведено уже 800 оргштатных мероприятий, что вооруженные силы перешли с четырех- на трехвидовую структуру, что возродились космические войска, что воссоздан главкомат сухопутных войск и что завершен процесс объединения Приволжского и Уральского военных округов. После чего неожиданно назвал неудовлетворительным финансирование армии и заявил, что "ассигнования на 2001 год стабилизировали ситуацию, но этого недостаточно для выхода из кризиса". По словам министра, принимаются все меры по повышению эффективности использования средств, ужесточению контроля, но "только этих мер недостаточно".
Это заявление сенсационно. Будучи секретарем Совета безопасности, а также сразу после назначения министром господин Иванов неоднократно заявлял, что армия должна жить по средствам. Теперь он изменил позицию. Очевидно, что это произошло либо под давлением генералитета, либо из-за того, что сам министр, столкнувшись с суровой армейской действительностью, понял: реформировать армию без еще большего увеличения ассигнований просто невозможно.
Результатом совещания стал компромисс. Глава Минфина Алексей Кудрин согласился с тем, что уже в этом году на денежное содержание будет дополнительно выделено 4 млрд руб., а в 2002 году расходы на закупку военной техники будут увеличены на 27 млрд руб. Но президент потребовал от генералов "не тратить деньги попусту", сокращать дублирующие структуры, а на международной арене добиваться того, чтобы "любые шаги в военной сфере сопровождались наращиванием торгово-экономических отношений". Кроме того, военным придется расстаться с Центром радиоэлектронной разведки в Лурдесе (Куба) и пунктом материально-технического обслуживания в Камрани (Вьетнам). Примечательно, что политическое решение о закрытии военных баз было принято еще несколько месяцев назад, но заявление об этом президент сделал только вчера.
Впрочем, начальник Генштаба Анатолий Квашнин доложил, что ежегодно расходовать $200 млн на аренду центра на Кубе бессмысленно, потому что его отсутствие могут компенсировать космические средства, а необходимости содержать базу в Камрани нет, потому что ежегодные расходы на ее аренду и содержание равны стоимости строительства атомной подлодки.
Таким образом, у России в дальнем зарубежье больше не останется военных баз. "Ну все. Догрызаем последние советские сухари",. вздохнул один из офицеров МО, выслушав выступление генерала Квашнина. Представитель президентской администрации с такой постановкой вопроса не согласился и объяснил корреспонденту Ъ: "Просто у президента в голове нет этих имперских бредней. С какой радости Россия должна кормить кубинцев, если у нас нет денег на свою армию?"
Что ликвидируется во Вьетнаме
База Камрань передана СССР правительством Вьетнама в бесплатную аренду сроком на 25 лет 2 мая 1979 года. Порт и авиабаза были построены американцами в 60-х годах. СССР модернизировал причальный комплекс и аэродром, построил объекты материально-технического обеспечения, радиолокационную станцию, объекты радиотехнической разведки. Камрань стала крупнейшей военной базой СССР за рубежом. Там дислоцировались штаб 15-й эскадры Тихоокеанского флота, пункт материально-технического обеспечения и 169-й гвардейский авиаполк. Численность специалистов и членов их семей доходила до 10 тыс. человек. Там пополняли запасы и ремонтировались военные корабли, совершавшие океанские походы. Оборудование базы позволяло вести радиоперехват на коммуникациях США, Японии и Китая. Сейчас в Камрани осталась комендатура, способная обеспечивать прием одиночных самолетов. В 1998 году появились сообщения о том, что по истечении срока аренды в 2004 году Вьетнам намерен потребовать с России $300 млн в год за использование базы. Содержание базы, по данным Главного штаба ВМФ, обходилось России ежегодно в $1 млн.
Что ликвидируется на Кубе
Радиоэлектронный центр в кубинском городе Лурдес начал свою работу в 1967 году. Комплекс состоит из пяти объектов, размещенных в разных частях Кубы. Его официальные задачи . осуществлять связь с российскими посольствами в Латинской Америке, а также контролировать ход выполнения соглашений с США по разоружению. В действительности центр выполняет задачи 6-го управления ГРУ (радиоразведка) и главного управления радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ. Оттуда можно прослушивать военные и гражданские линии связи (в том числе спутниковые) на территории США. В 70-80-е годы в центре работали до 3 тыс. специалистов. В 1996-1999 годах центр был модернизирован, стоимость работ оценивается в $100 млн (по данным американских источников . до $3 млрд). Ежегодно Россия платила Кубе за аренду $200 млн . в счет этой суммы поставлялись нефтепродукты, запчасти и т. д. В июле 2000 года палата представителей конгресса США одобрила "Акт о российско-американском доверии и сотрудничестве", запрещающий администрации реструктурировать долг России до тех пор, пока не будет закрыт радиоэлектронный центр на Кубе.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей