Выступая вчера по телевидению, Леонид Кучма выглядел очень печальным. Он сообщил, что принял отставку министра обороны Александра Кузьмука, но при этом по-прежнему считает случившееся недоразумением, ошибкой. Президент сообщил, что распорядился прекратить всякие стрельбы из зенитных комплексов до тех пор, пока не прояснится окончательно, почему ракета попала в гражданское судно.
О том, что Леонид Кучма намерен обратиться к народу, стало известно еще накануне. Но ожидалось, что его выступление будет касаться недавно принятого парламентом закона о выборах в верховную раду. Предположить, что президент будет говорить о сбитом 4 октября самолете авиакомпании "Сибирь", не мог никто. Ведь буквально неделю назад Леонид Кучма заявлял, что не примет отставки Александра Кузьмука, так как нельзя разбрасываться такими ценными кадрами, и что в мире бывают трагедии и пострашнее.
Эти заявления повергли в шок не только родственников погибших, но и окружение самого президента Украины. Пресс-секретарь главы государства Александр Мартыненко ушел в отставку, став советником, а его место занял Игорь Сторожук.
Александр Кузьмук написал прошение об отставке непосредственно в день трагедии над Черным морем. Однако удовлетворить желание генерала армии Леонид Кучма не спешил уже в силу того, что уход господина Кузьмука со своего поста автоматически означал признание вины за сбитый самолет. Лишь после официальных выводов российской экспертной комиссии, сопровождавшихся демонстрацией обломков самолета секретарю совета национальной безопасности и обороны Украины Евгению Марчуку, Киев согласился, что лайнер был сбит украинской ракетой. День спустя от должности был отстранен главком сил ПВО Владимир Ткачев, но министр обороны продолжал исполнять обязанности.
Тем не менее в Киеве считали, что Александр Кузьмук обречен. Однако его отстранение должно было произойти несколько позже, когда шум вокруг инцидента начнет утихать. По словам президента, принять отставку министра его вынудили выводы межведомственной комиссии по расследованию причин трагедии. Заключение комиссии было представлено ему вчера же. Однако источники Ъ в парламенте склонны связывать вчерашнее решение, особенно его демонстративный характер . в форме экстренного прямого эфира на первом национальном канале, с утренним визитом к президенту главного раввина Киева Якова дов Блайха. Якобы духовный лидер украинских евреев в жесткой форме потребовал от Леонида Кучмы конкретных "оргвыводов". Кстати, в тот же день Евгений Марчук и заместитель главы администрации президента Александр Орел встретились с послом Израиля в Киеве Анною Азари.
Вчера украинский президент принес извинения правительствам России и Израиля и наконец-то выразил соболезнования родным и близким пассажиров погибших на Ту-154. "Мы готовы смягчить горе этих людей",. сказал господин Кучма. Каким образом Украина будет "смягчать горе", не ясно. В тот же день начальник главного финансово-экономического управления Минобороны Иван Марко сообщил, что в скудном бюджете министерства такие траты не только не предусмотрены, но и невозможны. Главный военный экономист предложил кабинету министров производить выплаты (а это около $20 тыс. за каждого погибшего плюс неопределенная сумма возмещения морального ущерба) из резервного фонда правительства. "Мы готовы передать авиакомпании аналогичный самолет Ту-154, но выплатить $10 млн не в силах",. сказал господин Марко.
Таким образом, попытки Леонида Кучмы сохранить лицо все-таки выглядят неубедительно. И дело даже не в том, что украинские чиновники сразу же стали намекать на стесненные финансовые обстоятельства. Президент Украины извинился за ошибки своих подчиненных, но так и не извинился за свое недавнее заявление о том, что не стоить из этой авиакатастрофы делать трагедию.
Как прозревал Леонид Кучма
4 октября заявил президенту РФ Владимиру Путину об "абсолютной необоснованности обвинений украинских ПВО в какой-либо причастности к трагическому происшествию".
6 октября: "Все специалисты, как наши, так и российские, отбрасывают возможность попадания ракеты в самолет. Ракета самоликвидировалась, не попав в цель".
8 октября в интервью: "Теоретически все в жизни возможно. Однако технически это невозможно".
10 октября: "Что совместная рабочая группа подпишет, с тем я и соглашусь... Вы посмотрите вокруг: в мире, в Европе в том числе, на последние события. Что, мы первые или мы последние? Не нужно из этого делать трагедию".
11 октября: "Если подтвердится, что есть вина боевого расчета (я условно говорю), это другое дело..."
13 октября: "Как я уже отмечал, Украина была и сейчас готова принять любые выводы. Уже сегодня можно сказать, что произошла большая трагедия. Хотел бы поблагодарить представителей России и Израиля за понимание".
14 октября: "Наиболее вероятной причиной гибели российского самолета является попадание ракеты... Однако я не хочу делать скоропостижных выводов".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей