Констатируя, что Кубу отделяет от оппортунистов и эгоистов всех мастей глубокая пропасть, "Гранма" заключает: действия стран, стремящихся подражать империалистам, "вызывают все большую тошноту".
Передовые статьи в "Гранме" не выходят в свет без предварительного одобрения Фиделем Кастро. Часто он вставляет в них целые фразы или абзацы, соответствующие текущему моменту. Поводом для второго комментария стало, например, высказывание неназванного российского депутата, что во время визита Путина на остров в декабре 2000 года Куба не приняла торгово-экономических предложений Москвы, чтобы не потерять многомиллионные контракты, заключенные с Канадой, Испанией и Францией.
Ярость кубинских правителей, безусловно, вызвало признание неназванного думца, что Куба продалась западным компаниям. Для Кастро это - момент принципиальной важности. Его страна внешне должна оставаться в авангарде антиимпериалистической борьбы (хотя всему миру ясно, что удержали кубинскую экономику на плаву в начале 90-х годов именно испанские туристические фирмы, а также многомиллионные денежные переводы проживающей в США кубинской диаспоры).
Из России после закрытия базы радиоэлектронного слежения в Лурдесе Фиделю уже ничего не вытянуть. Отсюда базарный тон передовиц в части, касающейся кубинской задолженности СССР и России - как его правопреемнице. Кубинская пропаганда высмеивает "вздорное" утверждение Москвы, что Гавана задолжала ей 20,8 миллиарда долларов. Куба полагает, что сумма убытков, связанных с последствиями ухода России с острова, составляет значительно большую сумму. Это, как подчеркивает "Гранма", "не считая морального ущерба".
Итак, все мосты сожжены? Похоже, что так. Но в многогранной игре, которую ведут между собой Россия, США и Куба, есть и еще несколько немаловажных аспектов. За экспресс-комментарием "Известий" обратились к известному кубинскому писателю Норберто Фуэнтесу, который в течение многих лет входил в число лиц, приближенных к Кастро.
- Какой цели добивался Фидель, публикуя чрезвычайно жесткие антироссийские передовицы?
- Вспомним, как в свое время СССР ругал ревизионистов из Югославии или Китая. Куба закрылась в ракушке, время здесь будто остановилось. Но есть и прагматическая причина - Кастро хочет дискредитировать Путина среди российских генералов, в среде которых распространены антиамериканские настроения. Многие из них были на Кубе и до сих пор поддерживают отношения с кубинскими коллегами.
- В США реакция на закрытие базы в Лурдесе была чрезвычайно сдержанной. Чем это можно объяснить?
- Здесь многие подозревают, что Россия преследует свои корыстные интересы. Что ей нужна поддержка Америки в списании внешнего долга, при вступлении в ВТО. "Уолл-стрит джорнэл" прямо об этом говорит в своем редакционном комментарии. И призывает Буша не идти на уступки Путину, особенно в вопросе о Договоре по ПРО. Возможно, момент для объявления решения по Лурдесу был выбран не очень удачно. Америку сейчас ничто не интересует, кроме Афганистана и терроризма.
- А что больше всего задело Кастро?
- Я считаю, что это решение Путина на самом деле было для него подарком. В последние месяцы никто не обращал внимания на команданте. Для него это хуже смерти. А сейчас Кастро может начать очередную параноидальную кампанию, на этот раз против Москвы. И таким образом вновь обратить на себя внимание мира. Думаю, американские стратеги не обрадовались решению Москвы еще и потому, что оно "активизировало" Фиделя, усилило его роль раздражителя у американских границ в тот момент, когда США совсем не до Кубы.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей