В Кении за последние пять лет были высажены огромные плантации новых сортов чая, более продуктивных и устойчивых к болезням. Вьетнам за счет кредитов Всемирного банка с "нуля" создал собственное чайное и кофейное производство, и теперь вьетнамцы активно демпингуют и теснят на этих рынках традиционных лидеров. "Ранее Вьетнам своими огромными поставками кофе уже сыграл на понижение цен на кофейном рынке, - говорит Рамаз Чантурия, генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе ("Росчайкофе"). - Сегодня с чаем в какой-то степени повторяется "кофейная" история - появление новых активных игроков на рынке чая привело к падению цен на продукт".
Новые производители чая стали настоящим бедствием для традиционных лидеров этого рынка, считают эксперты исследовательской компании Economist Intelligence Unit. За счет них производство чая в мире в последние годы сильно возросло, что и обвалило цены на чайное сырье. "Подобная ситуация складывается на всех сельскохозяйственных рынках мира - последние 30-40 лет темпы роста производства на продовольственном рынке намного опережают темпы роста потребления, - поясняет ситуацию Рамаз Чантурия. - И на рынке чая в последние годы появляются все новые производители, в основном из числа развивающихся стран". В списке крупнейших поставщиков чая помимо Индии, Шри-Ланки, Индонезии появились никому не известные прежде игроки - Малави, Уганда, Мозамбик, Руанда, Бангладеш.
Число стран-экспортеров чая растет, а само выращивание чая становится делом невыгодным. Наибольшие выгоды от снижения цен получают фасовщики чая, генерирующие основную добавленную стоимость в чайном производстве. Сырьевая же составляющая в конечной цене на чай не превышает сегодня и 15%. Поэтому индийская компания "Tata Tea", продающая свой чай под марками "Tetley" и "Chakra", собирается избавиться от большей части своих обширных чайных плантаций в Индии и наращивать лишь бизнес по продаже фасованного чая, приносящий компании более 80% всего дохода.
В нашей стране нынешние низкие цены на чайное сырье выгодны прежде всего чаеразвесочным компаниям. "В России сформировалась вполне самодостаточная отрасль по фасовке чая, для которой любые колебания цен на чайное сырье не являются помехой, - считает Чантурия. - При понижении цен на отдельные виды сырья доходы фасовщиков растут. При повышении они также не остаются в накладе". Российские компании сами контролируют купажный процесс. До потребителя практически не доходит индийский или цейлонский чай в чистом виде. Все марки чая, продающиеся в магазине, - это смеси 15-ти и более сортов чая из разных стран. Поэтому и при повышении цен на отдельные виды сырья российские фасовщики не остаются в накладе - они могут варьировать состав чайных смесей, продаваемых под своим брендом.
"Даже в условиях низких цен на чайное сырье не идет речь о снижении цен на конечный продукт, - говорит Рамаз Чантурия. - Напротив, российский рынок чая дорожает с каждым годом". Российские производители фасованного чая, пользуясь качественным ростом потребительского спроса в России, предпочитают расширять спектр дорогой продукции, а не снижать цены. Российский потребитель, считает Чантурия, уже слишком привык к хорошему чаю, чтобы польститься на более дешевый, но менее качественный продукт.
Об этом сообщают "Финансовые известия".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 17:13Экономика
-
20 Ноя, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика