Революционность внесенных коррективов заключается в том, что они пресекают разворовывание банков основными акционерами, которые нередко откровенным шантажом заставляют менеджмент выдавать им дешевые, а то и бесплатные кредиты. Тем самым вынуждают КБ завышать ставки по ссудам и за обслуживание для "не своих", а главное - принимать на себя неподъемные обязательства, зная наперед, что расплачиваться будут не владельцы КБ, а банк.
Во время последнего кризиса в мае - июне это привело к гибели ряда кредитных организаций. Если бы не экстренное вмешательство ЦБ РФ, масштабы банкротств из-за отсутствия упомянутой поправки были бы не меньше, чем в дефолтном 1998 году. Тогда лопнули абсолютно все системообразующие КБ. Их владельцы в лице крупнейших сырьевых компаний превратили собственные банки в машины по добыванию денег любыми способами. Принуждали строить клиентские, кредитные и депозитные пирамиды. Заниматься международными спекуляциями с ценными бумагами, валютными курсами и инструментами срочного рынка. Влезать в немыслимые обязательства в России и за рубежом по займам, депозитам, векселям, забалансовым операциям. Со вступлением в действие поправки о солидарной ответственности по обязательствам КБ их хозяевам придется не только отвечать всем своим имуществом за "попугая", но и беречь его, следить за финансовым здоровьем.
Поправки в закон перекрывают владельцам КБ при возникновении кризиса такую лазейку, как создание бридж-банков. То есть разделять балансы и создавать рядом с банкротом, у которого не работает корсчет, новую кредитную организацию. В нее переводились все работающие и ликвидные активы, персонал, оборудование, имущество и недвижимость, филиальная сеть, обязательства перед особо ценными клиентами.
На балансе "старого" КБ оставался минимальный состав служащих, вся задолженность перед вкладчиками и кредиторами, "проблемные" активы. В дальнейшем его превращали в организацию по управлению остатками портфеля либо просто ликвидировали, распродав "плохие" активы, чтобы погасить хотя бы часть задолженности. Например, с баланса крупного банка сбережений во время кризиса 1998 года хозяева банка вывели с помощью различных махинаций активы на сумму около 13 миллиардов долларов, включая средства граждан (КБ обслуживал свыше одного процента вкладчиков) и юридических лиц, капитал (4,8 миллиарда долларов), оставив на балансе лишь долги (свыше 2 миллиардов долларов).
Санация этого КБ была поручена Агентству по реструктуризации кредитных организаций. Придя в банк, представители АРКО обнаружили, что взять с него нечего. По документам кредитная организация не владела ничем. Инвестиционный портфель находился в доверительном управлении независимой компании в офшорной зоне. Здания принадлежали созданной посторонней структуре. Оборудование формально было взято в лизинг. Даже бухгалтерию банка вела отдельно нанятая фирма. По подобной схеме были построены не только многие КБ, но и холдинги их владельцев - сырьевых компаний.
Еще одной важной поправкой стал запрет для частных лиц выступать ликвидаторами лопнувшего банка. Для некоторых деятелей это превратилось в доходный бизнес. Доходный настолько, что они смогли приобрести в собственность по нескольку банков. Ряд таких КБ, кстати, прекратил существование в ходе последнего кризиса в мае - июле, но их реальный владелец официально так и не обозначился.
Теперь при банкротстве КБ - участника системы страхования вкладов - обязанности корпоративного ликвидатора возложены исключительно на АСВ. Оно будет следить за тем, чтобы владельцы КБ полностью расплачивались с кредиторами, в том числе последней, пятой очереди, которые обычно ничего не получают. Во внесенных поправках есть и другие важные новшества. Сокращен предельный срок задержки банками платежей (15 дней вместо прежних 30), после которого ЦБ РФ вправе отозвать лицензию у кредитной организации. Неглинная может потребовать у проблемного КБ в течение 5 дней представить план санации. Если будет доказана вина собственников КБ в его банкротстве, им запретят иметь долю в банках свыше 5 процентов.
Юридически очень трудно доказать, кто виноват в банкротстве банка - учредители или менеджеры. Отсутствует институт гаранта - организации или группы организаций, берущих на себя неограниченные суммами и временем обязательства покрыть все долги кредитного учреждения в случае его неплатежеспособности или банкротства.
В России ощущается острый дефицит законодательных норм, процедур, органов позволяющих комплексно и эффективно разыскивать, возвращать и сохранять денежные средства, ценные бумаги, материальные активы ликвидируемых КБ. В отличие от других стран, у нас практически не применяется уголовное наказание собственников и менеджеров банков за уклонение от ликвидации, официальная дисквалификация банкиров, когда арбитражный суд докажет, что виной банкротства стало преступное или непрофессиональное руководство. Отсюда обычная практика: хозяева и управленцы, обобравшие до нитки клиентов с помощью одного КБ, преспокойно переходят в другой.
Об этом сообщает "Российская газета".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Дек, 16:39Экономика
-
20 Дек, 13:15Экономика
-
19 Дек, 12:00Экономика
-
17 Дек, 17:41Экономика
-
14 Дек, 11:48Экономика
-
12 Дек, 17:16Экономика
-
12 Дек, 11:55Экономика
-
11 Дек, 10:37Экономика
-
6 Дек, 16:02Экономика
-
5 Дек, 13:41Экономика