- Ваш оркестр этим летом занял первое место на Первом международном фестивале филармонических оркестров. Каковы Ваши впечатления от Греции и фестиваля?
- На фестиваль наш коллектив пригласил Димитрис Кафирис, руководящий духовым оркестром греческого острова Корфу. В нашем оркестре - 53 человека, а в его - 180. Этот оркестр - гордость не только Корфу, это гордость всей Греции. Остров поразительно культурен в плане духовой музыки. Вот они взяли и провели первый в Европе фестиваль филармонических оркестров. Это место, где к русским людям относятся с огромным уважением. На большом поле первым поставили флаг России, нам было приятно.
Всего 26 оркестров там было. Мы выделялись самыми скромными костюмами, хотя к этой поездке министрество культуры нам помогло - сшили белые пиджаки. Не было даже наполеоновского барабана, пришлось у Димитриса попросить напрокат, чтобы не выглядеть на фоне Европы совсем плохо. После выступления, вечером мы зашли в кафе. Греки там разговаривали о фестивале, говорили, что русские были лучше всех. В нашем выступлении был наш дух - русская душа, даже когда мы играли греческие песни.
- Выступал ли "Волга-Бэнд" в этом году в городе "на пленэре"?
- Обычно духовые оркестры играют для народа в парке, даже во время войны оркестр играл. Наш оркестр в прошлом году в парке не играл, в этом - только один раз. После каждой игры в парке подходят бабушки: плачут и благодарят.
"Вот под эту музыку я с мужем танцевала, вот под эту я его на фронт провожала..." В этот раз 15 минут микрофон не могли наладить - мы выглядели нелепо, но у филармонии нет средств на новое оборудование. Наши руководители не видят, не учитывают гражданского воздействия духовой музыки. Духовая музыка для детей - это спасение от улицы, от бандитизма, от наркотиков.
- Начинается новый сезон. Сколько концертов вы дадите в филармонии, может быть, поедете на гастроли в другие города?
- Каждый год мы даем 60-65 концертов - это много. Мы очень рады, что у нас есть своя публика. И в прошлом году у нас было 12 концертов подряд с аншлагом, надеемся, и в этом году будет внимание. По поводу поездок: приглашение от Олега Табакова в Москву выступить в Московском доме музыки было для нас неожиданным и неудобным, потому что было 2 дня до закрытия сезона. Но артисты провели две ночи в автобусах, с автобуса сразу на сцену отправились. Им подарили две огромные корзины цветов.
В этом году поступило приглашение на 70-летие Московской военной консерватории. Мы готовы поехать, но как горадминистрация отреагирует - доехать надо на что-то, питаться. Особенно нам нравится в райцентрах выступать. Редко удается, но когда бываем - это всегда концерты со слезами на глазах публики. К сожалению, мало ездим, больше не получается.
- За это лето состав вашего оркестра обновился?
- Ну, конечно, у нас каждый год меняется, потому что у нас очень большой процент студентов консерватории. Они заканчивают, уезжают на работу в другие города, и приходит к нам молодежь. И мы их как в детском саду воспитываем до артистического уровня.
- А те оркестранты, которые работают много лет, довольны заработком?
- Ну что вы! Зарплаты солистов оркестра намного ниже прожиточного минимума - это стыд невероятный, и это специфика нашего города. Допустим, в Самаре музыкант более низкого профессионального уровня, чем у нас, получает зарплату в 10 раз больше. Доплачивает их губернатор Титов. Когда я узнал положение наших коллег в Екатеринбурге - я там был председателем жюри международного конкурса - я за них порадовался, но огорчился за нас. Ну как это так - в других регионах губернаторы находят возможность поддерживать оркестры, мы не получаем ничего. Еще раз говорю - наши музыканты живут ниже прожиточного минимума - это стыд и позор нашего города, я во всеуслышание могу это сказать на любом уровне.
- Удалось ли все-таки в этом году приобрести новые инструменты?
- Единичные инструменты мы стараемся покупать благодаря инициативности директора нашей филармонии Светланы Владимировны Краснощековой. В филармонии выгадывают любой рубль, экономят, когда это удается, и пускают на развитие оркестра, большое спасибо ей за это. Но у самой филармонии небольшие возможности.
- Сейчас говорят о реформе в культуре России, когда оркестры, театры стараются поставить на самообеспечение. Это, на ваш взгляд, возможно?
- Это невероятная глупость и чепуха. Никогда, ни в одной стране мира культура не была самодостаточна в финансах. Для меня в отношении государственного подхода к культуре самой главным, ярким примером является Испания - Король Испании Хуан Карлос Второй. Я сейчас получил книгу о Барселонском оркестре - таком же, как наш, но ему сейчас 150 лет, а нашему 15. Эта шикарная книга открывается приветствием духовому оркестру Барселоны короля и королевы Испании. Представляете, какое внимание. В Испании поставили задачу - там понимают, что не поднимут уровень жизни народа, пока не поднимут культурный уровень. Через Испанию сейчас идут все значимые культурные коллективы всего мира, вот это правильно. И говорить о симфонической музыке, а мы играем симфоническую музыку, говорить о воспитывающей силе этой музыке и при этом думать, что мы можем зарабатывать - это неправильно. Мы не казино, не ночной клуб. Мы можем, конечно, что-то в ночных клубах представлять, но это - не наше, у нас публика другая.
Это очередная глубочайшая ошибка - реформировать то, что реформировать не надо. То же самое о нашей системе воспитания музыкантов: она во всем мире признана как самая лучшая, и реформировать ее никакой необходимости нет, надо сохранить то, что мы имеем. А не то, когда потеряем, будем плакать.
- Есть ли в городе специальная школа, где учат игре на духовых инструментах?
- В Саратове есть с трудом созданная 15 лет назад детская музыкальная духовая школа. Она до сих пор ютится в трех маленьких классах, принять новых учеников нет возможности. Мы помогает, чем можем. А именно духовая музыка спасет очень многих мальчишек от тюрьмы, от беспризорности, это было еще во времена Макаренко, и этот опыт надо сохранить и преумножить.
Школа арендует три класса у Дома творчества детей и молодежи, что рядом с оперным театром. Директор школы - выпускник нашей консерватории Сергей Николаевич Данилов - большой энтузиаст. Ему нужна помощь - нельзя в трех комнатах сделать оркестр. Помещения нет, внимания нет.
А у наших детей - большие возможности.
Выступали мы в Медине, в очень красивой, ажурной раковине, как шатер сделана, с помещением под ней для пульта, для аппаратуры. Этой раковине 178 лет, и никто ее не разрушил и не собирается. У них 3 таких раковины в 40-тысячном городе. Как было приятно, когда перед началом выступления офицер вынес американский флаг, водрузил его на сцену, и после этого оркестр заиграл гимн саратовского полка, нашу родную музыку. И когда дирижер сказал, что эту музыку мы получили от наших русских гостей, к нам стали подбегать люди: "Можно мы вас мороженым угостим", еще что-то говорили. Потому что они услышали русскую музыку, которую играли для них. Это невероятно чего стоит! Как наши руководители не понимают, что можно сделать музыкой для единения народов, для имиджа своей страны!?
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью