- Юрий Анатольевич, что для вас главное в словосочетании "директор театра": "директор" или "театра"?
- Самое главное в театре - это творческий процесс. Если будет по-другому, театр можно закрывать сразу. Начиная с того человека, кто работает "на вешалке", заканчивая художественным руководителем театра - все должны работать, и, слава богу, в нашем театре работают на творческий процесс, на то, что происходит на сцене, на то, чему рукоплещет зритель. Таким образом, для меня приоритетно слово "театр".
- Однако прежнее руководство театра и увольнялось, прежде всего, по причине отсутствия крепкого административного кулака. Уже по смыслу, вы должны делать акцент именно на слово "директор".
- Изначально все проблемы театра сводились к одному - отсутствие творческой направляющей. Слава богу, для театра - это уже история, пусть и не очень приятная. Только вдумайтесь: за два года - три премьеры с артистами театра. Актеры не работают, главного режиссера по тем или иным причинам в театре нет, цеха простаивают. Никакая реклама, будь она сто раз эффективной, не поможет. Зритель не реагирует. Вот - главная причина. Если на сцене было действо, пусть не настолько качественное, насколько хотелось, оно нравилось и артистам, и публике - кадровый вопрос не возник бы, просто не было бы оснований.
Сегодня ситуация потихоньку выправляется. Мы сыграли новогодние представления. За праздники театр отработал 24 спектакля, нас посмотрели 15 000 зрителей. Мы приступили к работе над чеховским "Дядей Ваней". Прежде всего, это заслуга худрука Григория Аредакова, его договоренности с питерским режиссером Еленой Черной, которая и будет ставить этот спектакль. Я считаю, что этот спектакль не будет нуждаться в дополнительной рекламе и, возможно, пройдет с аншлагом. С удовольствием начали репетировать актеры, у них горят глаза, я чувствую, что спектакль обязательно удастся. В постановке заняты ведущие актеры театра Драмы: Аредаков, Федотова, Данилина, Мамонов и другие. Наступила самая горячая пора - актеры приступили к репетициям, а значит, нужно подтягивать техническую базу. Работают столярные и слесарные цеха, монтируются декорации, шьются костюмы, художники организовали процесс оформления сцены. Кстати, по художественному исполнению спектакля есть очень интересный макет, который предлагает питерский художник Кирилл Пескунов. Предварительный бюджет этой постановки - около 750 тыс. рублей. Сумма - вполне адекватная. Конечно, все скорректирует премьера, тогда и будем считать точную цифру затрат.
- Какую позицию вы заняли в отношениях с труппой театра? Строгого начальника или единомышленника?
- Я сам имею высшее актерское образование. В 1991 году закончил театральный факультет Саратовской консерватории. Виктор Мамонов, Алексей Зыков - мои однокурсники, Игорь и Любовь Баголей учились на курс старше меня. Я в своей тарелке - в общении с актерами мне полностью все понятно и, надеюсь, что и актерам со мной не сложно. За четыре месяца мы нашли с ребятами взаимопонимание. Те вопросы, которые возникали, на сегодняшний день решаются спокойно, без обоюдных претензий.
- Фаворита среди актеров можете назвать?
- Все актеры настолько разные, у каждого свое мироощущение. Я не могу сейчас выделить кого-то. Мне, наверное, повезло. Все артисты очень талантливые. Это - одно из преимуществ нашего театра.
- Изменится ли состав театра? На слоновской сцене появятся новые лица?
- Я не хочу раньше времени раскрывать карты. Объясню почему. Когда через три недели после моего назначения на пост директора у театра появились планы, которые я имел неосторожность озвучить, а может просто - поделиться приятными соображениями, через неделю, что было задумано, сорвалось. В театре вообще громко о своих намерениях кричать нельзя.
Скажу одно: изменения в составе будут. Тенденция к этому уже наметилась.
Сегодня в театре резкая нехватка актеров среднего возраста, но театру не позволительно опрометчиво брать на работу только по возрастному принципу. Театр Драмы им. Слонова имеет 200-летнюю историю, поэтому и я, и художественный руководитель театра относимся к коллективу очень трепетно. Труппа - это же лицо театра, его визитная карточка. Дело не в отсутствии желания актеров работать в стенах Драмы. Каждый день я получаю уйму предложений и от актеров, и от режиссеров, варианты сценариев, постановок. Я не скажу, что они плохого качества. Но у театра есть многолетние традиции, чем он и силен. Прежде всего, имя театра, та планка, которую опускать мы не вправе. Незыблемость театра пошатнулась - это факт. Поэтому работать нужно, прежде всего, на ее укрепление. Экспериментировать пока рано. Первое, что мы делаем для упрочения прежних позиций, для завоевания зрителя - даем работать на сцене, в первую очередь, актерам, уже зарекомендовавшим себя, которых любят, узнают и которые, действительно, очень хорошо играют. Замечу, этого не делалось в театре до недавнего времени. Второе - курс на классику. Например, в театре начались репетиции над постановкой самарского режиссера Владимира Горбунова "Квартет". Выпустим этот спектакль, наверное, в конце марта - начале апреля. Пьеса поставлена с участием четырех народных артистов РФ - Галко, Аредакова, Федотовой и Гришиной. Это артисты, которые любимы публикой. По моим ощущениям, спектакль получится очень интересный и будет иметь успех. По игре Галко, я думаю, город просто соскучился, а актер он сильнейший. Аредаков, Гришина, Федотова тоже порадуют зрителя своей работой.
Вообще планов очень много на этот год.
- Значит, первейшая задача театра - это борьба за зрителя?
- Я отвечу языком цифр. По итогам 9 месяцев 2005 года наполняемость зала была на уровне 19%. По итогам всего года подросла до 37%. За три месяца нам удалось выправить положение - зрительский показатель увеличился до 60-70%. Мы несколько изменили принцип работы с рекламой. Увеличилось количество и улучшилось качество афиш, система распространения стала по-иному преподносить наш продукт. И сегодня зреют планы относительно способов привлечения зрителя в наш театр. Ведь публика - главное, за что приходится конкурировать. Я не имею сейчас в виду святую троицу "Драма, ТЮЗ и Опера", а конкуренцию за досуг человека.
- Вы и Григорий Аредаков - одни из главных действующих лиц театра. В отношениях с художественным руководителем больше приходится достигать компромиссов или вы мыслите в одном направлении?
- Однозначно, в одном направлении. Мы знаем, чего мы хотим, знаем, какие средства у нас для этого есть. Мы с Григорием Анисимовичем обладаем общей целью, к которой идем одной дорогой. Я считаю, это самыми приемлемыми отношениями между директором и худруком в театре. Нет, конечно, наши отношения не исключают творческие споры, разногласия, их не может не быть в живом коллективе, но решаются они совершенно спокойно, без лишнего эпатажа. А потом, если четко ставишь цель, ее выполнение не приходится контролировать.
- Задачи, которые поставило перед театром министерство культуры на этот год, выполнимы?
- Планку в 280 спектаклей очень трудно будет выполнить, также как и по количеству зрителей. Но могу с уверенностью сказать - по итогам 2006 года показатели работы театра будут выше, нежели в предыдущие несколько лет. Кроме того, сейчас доля доходов театра от предоставления площадки для гастролей составляет одну треть всего бюджета. В этом году планируем сократить этот показатель. Мы затеяли совместный проект с московским театром оперетты. В феврале и марте они будут в Саратове на нашей сцене. Для нас такое сотрудничество в финансовом плане будет намного выгодней. А это означает качество постановок, это повышение зарплат артистам. Кстати, с января актерам театра увеличили оплату труда. При чем не за счет повышения актерских жалований по стране в целом, а только за счет театральных резервов.
Что касается средств бюджета, сколько нам не дай, все равно мало. Но в этом году мы не обижены на наше руководство. 18 млн рублей выделено театру на 2006 год. Жить на эти деньги можно. В приоритетном отношении средства распределятся так: начисление зарплат артистам, оплата ТЭР, постановки. Если говорить о последних, по плану минкультуры, театр должен будет выпустить шесть премьер. Две уже в работе, остается четыре. Я думаю, сделать это нам по силам. Тем более, с нами начали работать режиссеры из Москвы, Петербурга, Самары.
- Возродится ли былая мощь театра, как культурного феномена России, когда на гастролях в Москве спектакли саратовского театра Драмы собирали аншлаги? За какой промежуток времени можно будет достичь таких же успехов?
- Достичь этого можно, если четко понимать, как это сделать. Можно за месяц создать такой продукт, который будет собирать аншлаги. Но весь вопрос в том, кому нужен такой продукт, точно не театру. Это палка о двух концах. Зарабатывание денег и только не всегда есть хорошо для театра. В этом вся проблема: как найти баланс между высоким искусством и коммерческой составляющей. Как удержать творческую планку театра на должном уровне и в то же время дать возможность артисту жить не хуже других.
Сказать, что через 1 год или 10 лет здесь будут аншлаги, я не возьмусь. Пока гарантировать могу одно - через два года в театре будет достойное заполнение зала, будут премьеры.
- Гастроли входят в творческие планы театра?
- Да, предложения есть из Ульяновска, Курска, Еревана.
- Точку в эпопее с Антоном Кузнецовым поставить уже можно?
- Нет. Антон Кузнецов официально числится в театре до 7 февраля. В этот день истекает двухмесячный срок, о котором руководство театра предупредило Антона Борисовича. До этого момента он просто должен определиться. Ему предложены вакантные должности в театре, которые соответствуют его квалификации. Либо он выбирает, либо не выбирает - на сегодняшний день ситуация остается открытой. У нас с ним дважды состоялся разговор, дважды я его спрашивал о намерениях, сколько-нибудь вразумительного ответа он не дает. Сейчас ему ставятся прогулы, уже вынесено два выговора. Дальнейшее развитие событий - в первой половине февраля. Я не знаю, связывает ли он свое будущее с театром. Мне трудно судить. Если я связываю свое будущее с театром, то я прихожу сюда и работаю - с утра и до 9-10 вечера. Я выполняю свое дело, то, которое должен делать и которое начал, поэтому я - в театре. Вот сцена. Какие вопросы? Приходи, работай, ставь спектакли.
- Юрий Анатольевич, вы - человек с театральным образованием. Хотелось бы подняться на сцену?
- Я каждый день выхожу на сцену, каждый день смотрю в зрительный зал. Если серьезно, будучи еще замминистра культуры области у меня с Александром Авдониным состоялся разговор по поводу его проекта "Что-нибудь одно". Мне отводилась роль в этом спектакле. Сложилось так, что работа над спектаклем и его премьера пришлись на тот промежуток времени, когда я уже стал директором театра Драмы. Я не смог принять участие в постановке из-за постоянного цейтнота.
Конечно, хотелось бы утолить свои актерские амбиции. Пока не позволяет должность, передо мной стоят другие задачи. Что касается роли, у артистов на этот вопрос существует такая присказка: "Нет маленьких ролей, есть паршивцы-актеры".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....