Между тем, до недавнего времени стабильность межнациональных отношений была своего рода "визитной карточкой" Саратовской области и предметом особой гордости прежней власти. Было ли это голым популизмом или власть действительно могла гордиться положением дел в сфере межнациональных отношений? Сравнивая "что было" и "что есть", можно утверждать, что второе утверждение все же более верно.
Рекурс в новейшую историю.
Можно по-разному относиться к деятельности губернатора Аяцкова, но то, что он в полной мере осознавал важность национальной политики, и достаточно последовательно проводил ее, отрицать нельзя. Разумеется, утверждения о межнациональном мире и согласии в регионе не означали, что конфликтов на национальной почве не было вовсе. Проблема взаимоотношений между различными национальными общностями всегда существует в полиэтническом пространстве. Но ее актуальность, степень напряженности напрямую зависит от социально-экономической, политической стабильности в обществе, соблюдения законности и порядка его членами, степени интеграции национальных обществ в экономическую, политическую, культурную жизнь региона.
Несмотря на то, что особое внимание Аяцкова к межнациональным отношениям часто подвергалось критике (как правило, ему вменялось в вину благорасположение к мигрантам из южных республик), он тем не менее понимал, что лучше активно вовлекать национальные объединения в политическую, социально-экономическую, культурную жизнь области, чем игнорировать существование организованных национальных меньшинств, тем самым способствуя их изоляции, обособленности и как следствие - росту конфликтности.
Деятельность национальных объединений, национально-культурных обществ в области способствовала расширению экономических и культурных связей, оказала весомый вклад в установление партнерских отношений с национальными регионами, государствами ближнего, да и дальнего зарубежья.
Одной из последних разработок стала областная целевая Программа национально-культурного развития народов Саратовской области (2003 - 2006 годы), реализация которой во многом способствовала развитию и возрождению национально-культурных традиций народов проживающих на территории области и внесла свой заметный вклад в формирование и расширение в обществе так называемой "толерантной группы", с точки зрения ее социокультурной типологизации. Эта группа устойчиво фиксируется в ходе социологического мониторинга этно-конфессиональных отношений и представляет собой важный фактор в исследовании "толерантной" позиции в системе межнациональных отношений.
День сегодняшний: отставание на шаг.
Нынешняя стратегия взаимодействия власти с национальными объединениями ориентирована не на формирование собственно национальной политики, а на минимизацию рисков, издержек, информационных угроз для руководства области. Деятельность областного правительства в рассматриваемой сфере сегодня выглядит как реакция на проявление внешних раздражителей: власть идет на поводу у ситуации, запаздывая, отставая как минимум на шаг - с одной стороны, и не вполне понимая, что надо делать дальше (и зачем) - с другой. Состоявшееся в октябре заседание Совета по взаимодействию с национальными объединениями при губернаторе области - еще одно тому подтверждение.
Как известно, на заседании рассматривались 4 вопроса: о разработке областной целевой программы "Социальное и национально-культурное развитие народов области" на 2008-2010 гг., о профилактике межнациональной напряженности на территории области, о роли СМИ в межнациональном диалоге и о создании Дома народов на территории Саратовской области. При обсуждении первого вопроса - об областной целевой программе - заместитель председателя региональной общественной организации "Русская община" А.Соколов деликатно констатировал, что совместная работа с комитетом общественных отношений области в силу разных причин не позволила запустить эту программу уже с 2007 года.
Между тем кулуарно руководители ряда национальных объединений высказывались более категорично, напрямую связывая возникшие сложности с передачей сферы национальных отношений из ведения министерства культуры области (социальный блок) в ведение комитета общественных отношений области (блок политический). Вообще целесообразность этой передачи весьма спорна. Национальные отношения определенно были ближе ведомствам социального блока. Министерству культуры удалось дать импульс решению целого ряда проблем, связанных с финансированием национальной политики (взять, к примеру, хотя бы Национальную деревню).
Справедливости ради надо отметить, что проведение национально-культурных мероприятий остается в ведении структур социального блока. Соответственно, эти мероприятия уже включены в планы на 2007 год и будут проводиться.
Какой характер будет носить деятельность комитета общественных отношений в сфере межнациональных отношений - пока можно только гадать. Но как минимум два "скользких", опасных момента видно уже сегодня. Первый - финансирование мероприятий национальной политики по остаточному принципу; второй - соблазн ограничиться императивным манипулированием национальными объединениями с сугубо узкой целью формирования желаемого общественного мнения. Лидеры национальных объединений уже сегодня выражают некоторое непонимание существа возможного взаимодействия с комитетом общественных отношений.
На уже упоминавшемся заседании Совета по взаимодействию с национальными объединениями при губернаторе области рассматривался и такой актуальный вопрос, как роль СМИ в межнациональном диалоге. К сожалению, в очередной раз приходится говорить о том, что это не превентивная мера, а лишь реакция на проблему, которая уже проявилась в полной мере. Участникам заседания понравилась идея С.Утца провести в ноябре совместный круглый стол руководителей областных СМИ и национальных объединений на площадке ГТРК с возможностью прямой трансляции. Идея действительно неплоха, если организаторам удастся избежать накладок, допущенных при обсуждении вопроса создания региональной общественной палаты, не так давно проводившемся на той же площадке и в том же формате.
Спонтанность или регулярность? Вопрос открыт
События последних недель дают некоторые основания оптимистично утверждать, что областная власть осознала для себя и признала публично, что в регионе не просто проживают представители более сотни национальностей, но и существуют межнациональные отношения с присущими им проблемами, и что игнорировать их не получится. Что в регионе есть организации, представляющие интересы этнических групп и являющиеся важными структурными элементами социально-политического ландшафта. Что от позиции и поведения этих организаций может зависеть социально-политическая стабильность в области.
Однако только факт осознания (и признания) властью существующих проблем в той или иной области, разумеется, не может являться показателем эффективности ее деятельности. Впрочем, межнациональные отношения - далеко не единственная сфера, где правительство региона вынуждено действовать в режиме "пожарной команды". Признаков же формирования внятной, планомерной, последовательной национальной политики пока не наблюдается.
Анализируя складывавшийся в различные периоды характер общения между государственными органами и национальными организациями на территории области, следует прежде всего отметить важность регулярного диалога между властью и представителями всего спектра национальных объединений. Лидеры национальных объединений не меньше власти заинтересованы в таком диалоге и, как правило, стремятся к нему.
Важно исключить практику спонтанного характера общения, происходящего под влиянием сиюминутных политических интересов, и определяющегося стремлением политических организаций и отдельных деятелей использовать национальный вопрос для решения своих личных политических задач. Необходимо также не забывать, что политика "двойных стандартов" во взаимоотношениях с национальными организациями формирует отчуждение между ними, порождает взаимную ревность, соперничество и недоверие к властям и их действиям в сфере государственной национальной политики.
Выработка и принятие управленческих решений в этой сфере общественных отношений требует знания специфики национальных процессов, которую невозможно выявить без систематического мониторинга происходящих процессов. Системность, регулярность, превентивность, профессионализм, равноправие, законность - вот те столпы, на которых должна формироваться современная региональная национальная политика. Будет ли формироваться - вопрос на сегодня открыт.
Николай Шепелев
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей