70, 50, 36 - какие будут еще предложения?
Некоторые депутаты настаивают на цифре 36, как записано в действующем на сегодняшний день законе, другие называют 50, третьи - 69 или 70 депутатов и даже есть инициатива увеличить численность парламента до 100 человек. И все бы ничего, если бы не норма федерального законодательства, по которой не менее 50% депутатов должны быть избраны не по одномандатным мажоритарным округам, а по пропорциональной системе, через голосование за партийные списки.
То есть число одномандатников составит половину, а то и меньше от числа депутатов. При общем числе 70 депутатов, одномандатных округов будет не более 35-ти. А по действующему закону предусмотрено 18 одномандатных округов со средней численностью избирателей около 110 000 человек. Облдума нынешнего - третьего созыва - избиралась в сентябре 2002 года по 35-ти одномандатным округам.
Избирательные кампании с непредсказуемым исходом
Этой ситуации сегодня не опасаются только самые отчаянные из действующих депутатов. Можно назвать Николая Семенца и Николая Панкова, которые наверняка будут избраны. Их рейтинг напрямую зависит от рейтинга Вячеслава Володина, и он настолько высок, что, в принципе, даже те мелкие поражения, которые "ЕР" понесла на недавних муниципальных выборах, не имеют особого значения. Их прохождение в облдуму является на 90% вопросом решенным.
Есть еще несколько человек, которые строго нацелились в Государственную Думу и областная их не интересует. Если брать всех остальных облдепов, то уверенности в прохождении по одномандатному округу нет ни у кого, разве что неплохие шансы у Леонида Писного. Остальным предстоят тяжелые высокобюджетные кампании с непредсказуемым исходом.
Большинство даже не так боится за свое будущее, сколько за предполагаемую неэтичность поведения при столкновении двух действующих депутатов облдумы в одном одномандатном избирательном округе. Хотим мы, или нет, если сейчас нарезать все округа, никаким образом не разойдутся Чернобук с Ветровым, Галкин с Самсоновой, Синичкин и Полещиков, Шлычков и Тюхтин, Большеданов с Чуриковым. и этот список можно продолжить.
На сегодняшний день вырисовывается реальное противостояние по 11-12-ти округам, где на каждый будет по два действующих депутата. 12 округов из 18-ти - это две трети. На сегодня нет таких партийных фанатиков, которые бьются только за свою партию, но при этом не бьются за себя. При этом, люди начисто теряют этику взаимоотношений, а мы знаем, что у нас ни одних выборов нет без "черных" технологий. Отработать 5 лет с людьми в Думе, а потом начисто с ними разругаться?
Будем говорить, что эта Дума действительно в чем-то историческая. Возможно кто-то считает и обратное, но ей есть чем гордиться: нормализация жилищно-коммунальной сферы с выходом из кризиса, который был на момент начала работы парламента; формирование бюджетного процесса в регионе; усиление социальной помощи. Все программы по развитию медицины и по развитию строительства - это все плоды деятельности этой Думы.
В отличие от прежних созывов, которые очень много чего писали, но мало чего реализовали, эта Дума может гордиться тем, что практически все, что ею принималось, реализуется в полном объеме. Даже по областным программам реализация составила в среднем около 60%. Депутатская эффективность достигалась прежде всего за счет того, что, какие бы ни были партийные разногласия, все приходили к консенсусу на принципах уважения друг к другу. И вдруг это все с осени рухнет.
Начнется: ты там своровал, ты тут своровал. Уже сейчас разворачиваются кампании по дискредитации отдельных облдепов. Кто-то явно дал фальстарт. Это делается не от души, а от необходимости. И не исключено, что эта кампания тоже увязана с предполагаемой численностью облдумы следующего созыва.
Деньги и тщеславие
Естественно, что кандидаты от партий и сами партии связаны. Поэтому, заранее начав работать против некоторых кандидатов, можно впоследствии перенаправить кампанию и против партии в целом. Может быть ничего страшного в "чернухе" и не было бы, кроме одного: страна, которая собирается выбирать президента, не должна за 3 месяца до этих выборов своих граждан пичкать "заказухой", которая на 90% не соответствует истине, а то и вовсе высосана из пальца на ровном месте только для того, чтобы победить.
Все это резко подорвет доверие к власти, которого на сегодня и так не много осталось. Поэтому, конечно, 69 депутатов, которые предлагает Пожаров и Мальцев, наверное, многовато и технически, и организационно. Да и потом будет сложно управлять таким парламентом. 50 депутатов - это средний состав законодательного органа власти практически во всех регионах (национальные республики типа Башкортостана или Татарстана - отдельный вопрос). Получается норма представительства - один депутат на 80 000 избирателей при мажоритарной системе выборов.
Такое количество мандатов позволит действующим депутатам "разойтись бортами" и баллотироваться в разных округах. Некоторая часть уйдет в партийные списки облдумы и Госдумы. Один депутат на 110 000 избирателей при 18-ти округах - такая норма представительства очень редко встречается по регионам. Не стоит также забывать о том, что на сегодня стоимость полноценной избирательной кампании (по опыту Коми, Самарской и Мурманской областей, в которых в марте уже прошли выборы - ред.) может составить около 120 руб. на одного списочного избирателя. При 50-ти депутатах в думе это дает в среднем 9,6 млн руб.
В случае оставления в силе действующего закона (по недомыслию или в силу "шапкозакидательства") кандидатам-одномандатникам кроме препятствия в виде своего коллеги по облдуме, на выборах придется столкнуться с резким удорожанием кампании по причине острого противостояния и увеличения числа избирателей в округе. Стоимость избрания в этом случае составит около 27,5 млн. Стоит ли таких денег собственное тщеславие? Кроме того, не известно, кто победит в этой одномандатной мясорубке. Ты или другой депутат, а может незаметный третий, которого не замечали в ходе кампании, как Дарькина в Приморском крае или Киселева в Архангельской.
Кроме того, в действующей редакции закона предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в одномандатном избирательном округе не может превышать 350 тыс. руб. И каким же образом уважаемые кандидаты умудрятся уложить свою "белую" кампанию в такие рамки, при таких ожидаемых расходах? К слову сказать, Олега Михеева, кандидата в мэры Волгограда от "Справедливой России" сняли по суду именно за финансовые нарушения (перерасход средств избирательного фонда). На научно-практической конференции, прошедшей 23 мая в СГАП, председатель облизбиркома Владимир Мустафин сообщил, что в Саратовской области самая низкая стоимость избирателя (отношение предельного размера избирательного фонда кандидата к числу избирателей в округе - ред.) в России - около 3 руб. По стране стоимость достигает 30 и более рублей.
Не стоит забывать и тот факт, что при голосовании по партийным спискам из-за того, что по ним распределяется всего 18 мест а не больше вполне может возникнуть ситуация, когда, допустим, за одну партию проголосует большинство избирателей, а за другую на несколько процентов меньше. Но воплотить в жизнь это преимущество победившая партия не сможет, так как получит при распределении мандатов столько же, сколько и получившая худший результат. Такое уже происходило в Калининградской, Брянской областях и других регионах России. Центризбирком даже принял по этому поводу соответствующее постановление.
Сложность ситуации на сегодняшний день состоит еще в том, что люди из одного вопроса пытаются извлечь для себя выгоду сразу по нескольким проблемам. Любые пакетные соглашения могут быть, но не в отношении вопроса численности Думы. Некоторые даже пытаются увязать вопрос о численности депутатов с вопросом о снижении 7-процентного барьера. Это отыгранный вариант и он не нужен уже никому. Если мы хотим действительно достойно провести выборы в Саратовскую областную Думу, 7-процентный барьер - оптимальное решение. Сейчас партии окрепли. 7% взято не "с потолка". Кого представляет партия при 5-процентном барьере? Каждого двадцатого из пришедших на выборы. 7% - уже каждого пятнадцатого. Поэтому пусть СПС и "Великая Россия" работают.
Пакетное соглашение возможно только в одном направлении - 50 депутатов плюс нормальная ситуация по определению округов. И это тоже решаемый вопрос, если его искусственно не загонять в тупик. Из 25-ти округов "справедливороссы" вполне получат 8-9, остальные пройдут по списку. Пропорция сохранится такая же как и у "ЕР". Вполне можно и нужно договориться.
Сейчас не должно быть места амбициям, сейчас - время договоренностей. Надо где-то даже и партийные интересы забыть. Ведь мы живем не в цивилизованной западной стране, где если партия победила на выборах, то она получает партийное правительство и партийного президента. У нас победа партии означает определенные привилегии при распределении бюджета и в бизнесе. Больше она не определяет ничего. Поэтому, когда лево-центристская партия борется с право-центристской партией и борется по банальной причине, что все эти люди просто не нашли места в одной партии, то для Саратова это просто не нужно сейчас. Поскольку все спокойно могут разойтись.
Комментарии:
Алексей Полещиков: "Что касается моей точки зрения, то мне все равно какая будет нарезка и сколько округов. За исключением одного. Принятое депутатами Госдумы решение о том, что в российский парламент избираются только по партийным спискам, а в региональный не менее половины - я не приемлю. Потому что депутаты обезличены и не известно, кто проходит в эти списки. И учитывая то, что мы эту норму ввели, и у нас останется 18 на 18, то округ будет составлять около 110 000 человек. Физически работать депутатом в таком округе, если по-настоящему работать, невозможно. В сельской местности это 6 районов. В городе это в 2 раза увеличение. На мой взгляд при разделении на 25 округов работать было бы реальнее. Во всех практически регионах численность депутатов 50 и более. А здесь кто может пройти - например, я условно говорю, руководитель железной дороги, который не пойдет естественно работать на постоянную основу, или гендиректор "Югтрансгаза", "Межрегионгаза" - не важно, любые. У нас и сейчас постоянно работающих депутатов около 11 человек. Поэтому с бюджетным финансированием проблем не будет тоже. Однако заниматься законотворческой работой нужно постоянно, а не приезжать только на заседания Думы и голосовать за судьбоносные законы, не зная сути".
Николай Панков: "Законом предусмотрено 36 мест в областной думе и по нашему мнению, менять что-либо не нужно. Нас устраивает, что будет 18 округов. Этот вопрос больше волнует оппозиционеров - они предлагают 50, 70 мест. Однако в любом случае у "ЕР" достаточно сил и людей, чтобы обеспечить избирательные округа кандидатами".
Андрей Московский
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....