Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Надо, надо развиваться... или старые планы о главном в Стратегии-2020

  • 13:34, 10 июля 2007
  • Комментариев[0]
Областная власть при содействии московской аудиторско-консультационной группы "Развитие Бизнес Систем" (РБС) приступила к разработке долгосрочной стратегии развития губернии. Этот факт недавно был презентован широкой общественности на заседании Совета экономического развития при губернаторе, где и обсуждались основные положения Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2020 года. За годы губернаторства Павла Ипатова это уже не первая попытка выработки такого документа. Однако если позапрошлым летом власть пыталась определить стратегию в рамках откровенного диалога с местным бизнесом, то теперь реальный сектор экономики привлечен к этой работе пока только через "посредников" - то есть руководителей отраслевых министерств и общественных организаций, реализующих интересы бизнеса. А насчет того, что будут соблюдены или хотя бы учтены прежние договоренности, пока есть очень большие сомнения.

Миссия невыполнима?
Как уже сообщалось в местных СМИ, в соответствии с нормами законодательства областное правительство объявило конкурс на разработку стратегии, который и выиграла московская группа РБС. О самом заседании, прозвучавшем докладе представителей РБС и высказанных мнениях в саратовской прессе было достаточно репортажей и публикаций. Теперь, в преддверии новых этапов обсуждения и доработки этой стратегии, куда важнее проанализировать и осознать, насколько велика или мала преемственность новых стратегических планов в отношении тех наработок, которые уже были сделаны за последние годы в Саратовской области. Тем более, что некоторые из них были достигнуты действительно большими усилиями.
В новейшей истории области существует несколько примеров таких разработок. Некоторые из них были сделаны еще во времена прежнего губернатора. В частности, в те годы был создан "Стратегический план развития Саратовской области". Этот документ объемом более 70-ти страниц был подготовлен еще в 2000 году "под общим руководством" Дмитрия Аяцкова множеством авторских коллективов. В их числе "засветились" буквально все - от министерств и Общественной палаты до ВУЗов и профсоюзов. "План" получился солидным. Знакомство авторов с учебниками по менеджменту и теории организации видно сразу и невооруженным взглядом. В каждой из 7-ми стратегий прописаны несколько целей с множеством действий, а также риски. Не все тезисы, предложения и оценки бесспорны.
Взять, к примеру, "Миссию области". Она, по мнению создателей плана, "может быть определена как ФОРПОСТ и ПЛАЦДАРМ РОССИИ (орфография документа - авт.) на южном и юго-восточном направлении. Это наше предназначение и иного нам не дано". "По силам ли нам исполнение нашей миссии?" - спрашивают себя авторы документа. И сами себе отвечают: "Сможем, если наше благосостояние позволит нам осознать свое достоинство как граждан Великой России".
Никаких сроков исполнения целей и задач в "Плане" прописано не было, что автоматически делало этот документ идеологическим инструментом, а не руководством к действию, с которым можно со временем сверить исполнение намеченного или скорректировать те или иные позиции.
Уже в "Плане" были прописаны многие локальные задачи, которые продолжают кочевать из документа в документ, не теряют актуальности, но так и остаются не реализованными по сей день. Один пример: в "Стратегическом плане" записано "обеспечить создание и строительство областного выставочного комплекса, соответствующего современным мировым требованиям". Прошло 7 лет, но такого комплекса в области по-прежнему нет. И это не говоря про более "глобальные" цели.

В поисках мечты
За последние пару лет, при нынешнем губернаторе, в области также прошли некоторые мероприятия, направленные на выработку стратегий развития региона как целого и с учетом интересов всех сторон. Среди них были и откровенно провальные. Вроде заседания совета по конкурентоспособности, где звучали совершенно завиральные и тенденциозные идеи типа предложений сделать Саратовскую губернию "флагманом конкурентоспособности Российской Федерации" и открывать на ее территории "Дома инновационного просвещения".
Гораздо более серьезными стали "стратегические сессии", проведенные (и профинансированные, заметим, что немаловажно) летом 2005 года наиболее инициативными из числа местных бизнесменов при участии не только высших чиновников областного правительства и депутатов разных уровней, но и самого Павла Ипатова, а также спикера Областной думы Павла Большеданова. Эти мероприятия не были похожи ни на одно подобное событие последнего десятка лет ни по форме, ни по содержанию, ни по результатам, что делало их беспрецедентными.
Достаточно сказать, что именно на сессиях власть в лице чиновника высшего уровня (а именно - зампредседателя правительства) признала тот факт, что у нее отсутствует реальная эффективная стратегия развития региона, несмотря на обилие бумаг с набором этих слов.
Не вдаваясь в подробности этих масштабных мероприятий, необходимо остановиться на нескольких значимых моментах. По многим важнейшим вопросам, реально влияющим на состояние и развитие экономики, между властью и бизнесом тогда был достигнут консенсус. В том, что плохой имидж бизнеса в глазах населения спасет только целенаправленная, комплексная и совместно финансируемая программа, в том, что власть должна отдавать предпочтение любым эффективным инвесторам по признаку оплаты налогов от деятельности в бюджет, а не заниматься лоббированием и поддержкой местных группировок и кланов и т.д. и т.п.
Тогда же был сделан не радостный, но, видимо, неизбежный вывод о том, что Саратовской области придется вступать в "стратегические альянсы" с отдельными компаниями и целыми регионами страны, чтобы развиваться, а не скатиться в еще больший упадок. В стратегии, подготовленной РБС, этот подход обозначен не был. Зато был сделан упор на кластерный подход к развитию экономики, который обсуждался на стратегических сессиях поверхностно. Но не потому, что кто-либо сомневался в его эффективности, а потому, что участники сессий попытались сразу определить эти кластеры, "мега-проекты", способные "вытащить" сразу несколько отраслей экономики на новый уровень развития. Теперь договариваться по ним, видимо, только предстоит.
В ходе сессий был сделан и вывод о том, что существуют как минимум четыре важнейших условия, соблюдение которых позволит при воплощении стратегии учитывать интересы всех групп - от населения и мигрантов до международных инвесторов и федеральных органов власти. Ими были названы проектный подход (Project Managament), обязательное наличие площадки для взаимодействия бизнеса и власти, сбалансированная система показателей и соглашения с обладателями крупных ресурсов. Формулировки подобных потребностей в новой стратегии развития пока не прозвучало. Как сообщили разработчики из РБС, ими были рассмотрены несколько сценариев дальнейшего развития области, в том числе "Инерционное развитие", "Отказ от аграрной специализации" и "Локомотив прорыва". Два первых были отвергнуты как совершенно не подходящие. Причем сама идея второго сценария в начале дискуссии вызвала такое сильное напряжение и отторжение у участников, что позволяет сделать, по меньшей мере, один простой вывод. Участники заседания (не будем обобщать их до "экономической общественности" в надежде, что эти группы не идентичны) не в состоянии абстрагироваться от реальной действительности, что само по себе характеризует их не лучшим образом. Кстати, в ходе стратегических сессий бизнес и власть пытались мыслить и в таких категориях. Одним из предложений в ходе дискуссий было закрытие всех промышленных предприятий на территории области. Совершенно очевидно, что это невозможно, однако понятно, что подобная постановка вопроса действительно может привести к смене общей парадигмы мышления и получить нетривиальные результаты. Пока же те, кто должен оценить, доработать и одобрить стратегию, повторимся, боятся даже помыслить в таких категориях.

"Завтра" в духе "вчера"
Работа на сессиях во многом велась с позиций пост-индустриального мира, существующего в условиях реальной глобализации, то есть в условиях, когда регионы должны конкурировать между собой, причем за такие ресурсы, как люди и их идеи, а не за станки или деньги на них. На заседании совета руководители "гуманитарных" министерств - образования и культуры - в дискуссии вообще не участвовали. А те, кто оценивал стратегию и обсуждал ее, дали понять, что мечтают настроить в Саратовской области еще больше гигантских опасных заводов и осваивать малопригодные земли. То есть за редким исключением демонстрировали индустриальный, и даже "советский" тип мышления. Увы.
Факторы конкурентоспособности области, которыми все часто оперируют в подобных случаях, также вызывают много вопросов. В России существуют научные разработки, позволяющие если не измерить, то проанализировать конкурентоспособность регионов, организаций и т.п. В частности, научный руководитель Высшей школы экономики, экс-министр экономики РФ Евгений Ясин, опираясь на мировой опыт, предлагает повышать конкурентоспособность не отраслей и производств, а институтов. По Ясину к числу важнейших из них относятся открытая конкурентная экономика; доминирование частной собственности; дисциплина контрактов; налоговая система, подконтрольная налогоплательщикам; эффективные государственные службы; прозрачность компаний; демократическая политическая система; законопослушность.
На какие из этих региональных институтов власть и экономическая элита могут реально влиять на своем уровне? Будет ли кем-то и в какой-либо форме проведен "аудит" отраслей и направлений в экономике (включая сферы образования и культуры), которые местная научная, деловая и административная элита считают конкурентоспособными, с целью установить - действительно ли они конкурентоспособны? Или элитным группам только хочется думать о них таким образом? Вот примеры вопросов, которые нужно рассматривать, говоря о стратегии такого большого и сложнейшего образования, как Саратовская область. Пока они не обсуждаются. Разумеется, обвинять разработчиков в том, что упомянутые или другие аспекты не присутствуют в разработанном документе, либо не учтены в нем, было бы попросту глупо. Разговор о стратегии развития, по сути, только начинается. Надо понимать, что разработанный документ в разы массивнее, чем любые материалы, розданные прессе и даже участникам. Даже в них можно встретить многие тезисы, которые были согласованы в ходе 'стратегических сессий'. И это дает основание полагать, что их результаты могли быть учтены разработчиками.
Но, как бы там ни было, общественности и тем, кто будет принимать решения, еще, видимо, только предстоит полностью ознакомиться с разработками внешних консультантов. При этом многие важные проблемы и вопросы дальнейшего развития региона пока не поднимаются в принципе, и понятно, что это не может вызывать оптимизма или благодушия.

Дежа вю
С представителями РБС нельзя не согласиться в том, что в области за последние годы было разработано так много программ, и они так слабо интегрированы между собой, что само объединение их в единое целое, с выбраковкой откровенного хлама и устаревших идей, уже является для Саратовской области не только индивидуальной, но и вообще супер-задачей. В первое полугодие после прихода Павла Ипатова на пост губернатора бизнес-сообщество, судя по всему, испытывало определенные надежды на то, что его мнение, то есть мнение людей, которые формируют экономику, создают рабочие места и налогооблагаемую базу, будет, наконец, услышано. Наверное, здесь не будет ошибкой утверждать, что эти ожидания были связаны не столько с самим фактом проведения "стратегических сессий", сколько с тем, что это была принципиально новая форма взаимодействия, активно поддержанная властью. И поддержанная не потому, что "надо" или "так было всегда", а с пониманием важности совместной работы.
Затем вся эта история была тихо свернута. Теперь областная власть снова взялась за разработку стратегии. Но, увы, - вовсе не потому, что снова прониклась важностью осознания будущего. А потому что у нее просто нет выбора. Стратегию развития области нужно принять в соответствие с административным кодексом. А значит, риски того, что этот документ будет принят формально (в том числе из-за банальной мотивации "сроки поджимают"), с "традиционным" содержанием и без учета реальных вызовов нынешней эпохи глобализации, возрастают в гораздо большей степени, чем раньше.
Кстати, основная цель новой стратегии практически повторяет миссию "Стратегического плана" правительства Аяцкова. В том документе было указано, что "главная стратегическая цель", а также "генеральная цель" миссии области и ее Стратегии развития - это "улучшение качества жизни населения" и "развитие человека". В качестве критериев оценки этого "качества" были прописаны "достойная среда обитания, качество работы государственных учреждений, организаций здравоохранения, образования и культуры, эффективная занятость". Схожие формулировки предложены и теперь: "Генеральная цель социально-экономического развития Саратовской области до 2020 года - повысить благосостояние населения путем создания комфортной среды для его жизнедеятельности на основе повышения конкурентоспособности области".

Олег Свободин

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 10 июля 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x