По мнению автора записки, "изменения на страховом рынке преимущественно направлены на поглощение небольших региональных компаний и создание на их основе филиалов или представительств крупных страховщиков".
Полностью монополизирован и рынок обязательного личного страхования пассажиров на железнодорожном транспорте - 100% собранной премии приходится на долю одной компании.
На развитие рынка негативно влияет низкий уровень платежеспособности страхователей и капитализации страховых компаний, отсутствие надежных a долгосрочного размещения резервов, несовершенство законодательства. Рецепт, прописанный отрасли, - поэтапная либерализация. Прежде всего, уверен аудитор Счетной палаты, необходимо обеспечить "формирование нормативно-правовой базы, адекватной международным требованиям". Следующий этап - создание инфраструктуры рынка услуг "по обслуживанию страхователей, застрахованных и прочих заинтересованных лиц, включая защиту их прав". И, наконец, одна из основных целей - снижение уровня экономической преступности в этой сфере.
Автор записки уверен, что в сферу государственного надзора должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей, их долей в уставном капитале страховщика, контроль за порядком реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Кроме того, по мнению г-на Табачкова, страховому рынку требуется "финансовое оздоровление" через увеличение уставного капитала".
Как считает генеральный директор "Финэкспертиза. Консалтинг" Дмитрий Шустерняк, о тотальной монополизации российского рынка страхования говорить слишком рано. Рынок этот только зарождается, и места на нем пока хватает всем, хотя тенденция к монополизации все же прослеживается. Лишь немногие крупные операторы могут предложить потребителю действительно качественные услуги, они и выигрывают в конкурентной борьбе. Однако если начнется демонополизация рынка, вряд ли это приведет к снижению цен, которые и без того невысоки, ведь страхование - не самый рентабельный сегмент бизнеса. Зато качество услуг, скорее всего, вырастет.
Региональным компаниям, говорит Шустерняк, стоило бы подумать о специализации, сконцентрироваться на предоставлении отдельных страховых продуктов. Это вполне реальный способ остаться на рынке, не утонуть в конкурентном море.
Что же касается "уровня экономической преступности в страховой сфере", он, считает эксперт, никоим образом не является отличительной чертой России. Ситуация примерно одинакова во всем мире. Это серьезный повод задуматься для страховых компаний, но отнюдь не повод для государства вмешиваться в дела страховщиков.
Представители страхового бизнеса оценивают документ, подготовленный Счетной палатой, достаточно осторожно. "Борьба с монополиями - дело тонкое, - считает Валентин Межеров, топ-менеджер компании, работающей на рынке ОСАГО. - Еще в 1999 году появился Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Предполагалось, что с его помощью государство сможет на корню пресечь монополизацию нашей отрасли. Однако ни один страховщик, контролировавший какой-либо вид услуг, серьезно не пострадал. Закон поставил преграду лишь для возникновения их конкурентов". Об этом сообщает "Российская газета".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика
-
2 Ноя, 17:41Экономика
-
2 Ноя, 16:46Экономика