Планов наших громадье
Давайте спустимся с небес на землю и поднимемся на нее из недр. В Саратове в обозримом будущем не будет ни метро, ни даже подземного трамвая. Город остро нуждается в дополнительных финансах, так как муниципальная казна не в состоянии финансировать столь грандиозные проекты по развитию транспорта в Саратове. Судите сами.
В марте нынешнего года депутаты гордумы рассматривали предложенную городской администрацией целевую программу развития пассажирского транспорта на 2007-2011 годы. Ее объемы и источники финансирования поражают воображение. Так для реализации программных мероприятий на эти годы требуется только из городского бюджета 387 млн руб., а привлеченные средства должны составить 99,2 млн. Наконец, предусматривается и увеличение частных инвестиций в развитие пассажирского транспорта в областном центре - на 700 млн. Цифры, что и говорить, умопомрачительные для муниципальной казны, доходная часть которой, к примеру, за первое полугодие нынешнего года составила 1,6 млрд руб.
Но и это еще не все прожекты городских чиновников! Примерно два года назад началась работа над стратегической концепцией развития городского общественного транспорта Саратова на 2006-2010 годы. В данном случае речь идет о документе, который рождался под эгидой МУПП "Саратовгорэлектротранс".
Согласно этой концепции предлагается соединить трамвайные маршруты NN 3 и 9. То есть, вагоны будут проходить через весь город - из Заводского района в Ленинский. Но никто не знает, откуда на реализацию этой концепции взять деньги. Согласно документу, стоимость проекта "Магистральный трамвайный маршрут N3" должен составить 675,8 млн руб. Впрочем, по планам разработчиков концепции должны быть привлечены средства и областного бюджета, и кредитные ресурсы компаний-инвесторов. Интересно, много ли найдется в Саратове инвесторов желающих вложить свои денежки в почти убыточный городской электротранспорт?
На реконструкцию трамвайных путей должно быть израсходовано 161,3 млн руб., а на приобретение новеньких вагонов 421,2 млн. То есть, один вагон Усть-катавского вагоностроительного завода обойдется бюджету (или МУПП "Саратовгорэлектротранс") в 7 млн каждый. Это в 2-2,5 раза дороже, чем стоимость одного троллейбуса, который производится не в далеком Усть-Катавске, а на левом берегу Волги - в соседнем Энгельсе. Причем речь идет о ценах по состоянию на осень прошлого года.
По задумке разработчиков концепции, средняя эксплуатационная скорость трамвая N3 должна при реализации проекта возрасти до 23,9 км/ч, вместо нынешних 13,75 км/ч. Прямо-таки "бешеная" скорость. Наверняка те саратовцы, кто пользуются "газелями" лишь улыбнуться по этому поводу.
Не потому ли в нынешнем году депутаты гордумы, обсуждая транспортные проблемы на постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговли, стали говорить о подземных трамваях? А совсем недавно, на последнем заседании этой комиссии глава города Олег Грищенко даже предложил развивать муниципальный автотранспорт. По его мнению, хорошо бы иметь в собственности города 40-50 автобусов большой вместимости. "Газели" уже всем надоели", - эта фраза Олега Васильевича стала поистине легендарной. Он ее повторял на заседаниях думских комиссий неоднократно.
На будущий год планируется за счет бюджета закупить 70 новых троллейбусов. Конечно, это будет большим подспорьем для МУПП "Саратовгорэлектротранс". Но, опять-таки, где взять деньги на муниципальные автобусы?
Признаем, что новому руководителю МУ "Транспортное управление", депутату гордумы Андрею Иващенко (он работает директором МУ с февраля 2007 года), удалось "внедрить" на дорогах Саратова 67 единиц новой автотехники, из которых 30 - микроавтобусы "Форд", "Сузуки", а также 37 больших автобусов "ЛиАЗ". Кстати, депутат гордумы Иващенко еще весной обещал, что заставит частных перевозчиков вкладываться в покупку новой техники. Как видно, обещание свое он сдержал.
Назад - в СССР
Суть же всех споров вокруг транспортной проблемы Саратова сводится к одному - дороги города забиты авто. Зачастую именно "газели" в глазах городских властей выглядят неким "камнем преткновения" для решения проблемы постоянных пробок в Саратове. Но давайте будем справедливы. Маршрутных такси в областном центре - не более одной тысячи. Еще примерно 500 единиц приходится на автобусы большой вместимости. Однако по итогам прошлого года общее количество зарегистрированных в Саратове автотранспортных средств составляло более 222 000 единиц. Из них - 178 000 - это легковые автомобили, плюс свыше 29 000 грузовых машин. Так кто же создает пробки на саратовских дорогах? Неужели общественный транспорт? Кстати, осенью прошлого года на очередной промышленно-транспортной комиссии гордумы прозвучала следующая информация:
- Практически все "газели" ездят на газовом топливе. Что в целом существенно снижает выброс в атмосферу вредных веществ. Ежедневно на улицы города выходит 195 000 единиц различных автомобилей, автобусов, из которых "газелей" всего около 1 000.
Стоит напомнить читателям, в том числе и противникам "газелей": автобусы большой вместимости ездят на дизельном топливе. Как вы думаете, какое топливо экологически более чистое - газ или солярка?
А на последней профильной комиссии, где также рассматривались транспортные проблемы, депутат городской думы, коммунист Виктор Сафьянов вообще пожелал вернуться в прошлое, напомнив о том, как замечательно курсировал общественный транспорт во времена СССР, как было удобно ездить рядовым саратовцам на "Икарусах".Заметим, не так уж и замечательно, транспорт к пассажиру не спешил. Товарищ Сафьянов, видимо, просто не знал и не ведал, что только за период с 2001 по 2006 количество автотранспорта в областном центре увеличилось на 40371 единицу, или на 22,2%. А за январь-февраль нынешнего года машин в Саратове стало еще больше на 8900 единиц. В советские времена рядовой саратовец и мечтать не мог о личном авто. Сегодня - пожалуйста, купить подержанную "копейку" (ВАЗ-2101) может почти любой работающий гражданин. Так что приглашение назад в СССР, хотя бы по этой причине, заманчивым не выглядит. Да и поток железных коней, повторимся, увеличился в несколько раз.
Приходится снова возвращаться к теме "разгрузки" саратовских магистралей. Увы, дело здесь вовсе не в "надоевших" маршрутных такси. Напротив, юркие "газели" - это спасение для Саратова, ширина улиц которого напоминает московские тротуары. О каком развитии автобусного парка может идти речь? Или городские депутаты и муниципальные чиновники, мечтая вернуться в "сладкое" советское время собираются "забить" городские улицы старыми "Манами" и новыми "Лиазами"? Слава богу, руководство МУ "Транспортное управление" пустило эти самые "ЛиАЗы" в основном по маршруту N18Д - от ВСО до Комсомольского поселка (точнее от Елшанки до "Тепличного"). Только в отличие от автобусного маршрута N6, который идет из Ленинского района также в "Комсомольский", N18Д "бороздит" так называемую дорогу Дружбы, где все-таки пробок явно поменьше. На определенных отрезках этой дороги их в принципе не бывает. А вот "шестерка", которую запустили еще во времена Юрия Аксененко, забивает центральные улицы города похлеще любых "ГАЗелей".
Спрашивается также, зачем нужен трамвай на улице Большая Горная? Объемы перевозок пассажиров по этой улице не превышают 2-3% от общего числа перевезенных пассажиров всеми трамваями города. Об этом также говорилось на одном из заседаний комиссии по промышленности саратовской гордумы.
Маршруты, которые мы не выбираем
Кстати, если уж возвращаться к советским временам, то в эпоху СССР Большую Горную власти намеревались превратить в широкий Проспект Победы. В Саратове могла бы появиться еще одна транзитная улица, связывающая Волжский район с Кировским. Затем Юрию Аксененко, на излете его правления пришла в голову мысль - убрать оттуда трамвай и заменить его троллейбусом. Здравая, между прочим, мысль. Но нынешние чиновники саратовского муниципалитета почему-то об этом не вспоминают, когда размышляют о разгрузке центральных улиц областного центра.
Наконец, еще один пример, и снова из советской эпохи. Когда еще не было пешеходной зоны в районе торговых рядов, автобус N29 ("Крытый рынок-Октябрьское ущелье") останавливался напротив знаменитого сталинского дома "Аэрофлот", рядом с конечной остановкой трамвайных маршрутов NN 9 и 10. Оттуда он делал разворот на улицу Вавилова и далее шел по улице Рабочей, через мост мимо Монтажного техникума. Невзирая на то, что в те времена на 29-ом маршруте были одни "Икарусы", время в пути до Октябрьского ущелья составляло 15, максимум 20 мин. Сегодня "ГАЗели" на том же маршруте добираются от ущелья до Крытого рынка минимум за 20 мин. В случае сильных пробок пассажир будет томиться в маршрутке и полчаса, и даже дольше.
Однако более года назад бывшему руководству "Транспортного управления" пришла в голову совершенно нелепая идея: продлить 29-й до пересечения улиц Челюскинцев и Радищева. Итог? Почти два десятка машин курсируют теперь по отрезку Московской - от Чапаева до Соборная. Это называется "разгрузка" центральных улиц от общественного транспорта? Но ведь в адрес МУ "Транспортное управление" поступали здравые предложения: пустить этот маршрут "укороченным" путем: из Октябрьского ущелья по улице Рабочей, далее по Университетская и затем по Вавилова (где также пробки бывают редко) - до средней школы N18. То есть, конечная 29-го маршрута могла бы быть там же, где останавливаются "газели" маршрутов NN 40, 41, 5. Места там для 29-го явно хватило бы. Обратный же его путь и вовсе был бы "сказочной" прогулкой для пассажиров: поворот с Рахова на Большую Казачью, и далее мимо стадиона "Локомотив" до Шелковичной. Время в пути этого маршрута сократилось бы как минимум вдвое. А центральные улицы Саратова, по которым он сегодня проходит (Советская, Чапаева, Московская, Радищева) стали бы хоть чуточку, но свободнее. Кстати, в случае "сокращения" этого маршрута можно было подумать и о снижении цены за проезд - это само собой разумеющийся фактор.
Увы, подобных новаций от муниципалитета саратовцы пока что не видели, и, похоже, не скоро дождутся. Куда как проще заниматься транспортными прожектами в виде строительства эстакад для электротранспорта, или разрабатывать "теорию" подземного трамвая. Да может не мелочиться и реанимировать планы о строительстве метро, как альтернативу "черепашьим бегам" автобусов на Московской?
Сергей ВЛАДИН
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....