Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Корпоративные психологи. Рожденные модой

  • 10:00, 2 ноября 2007
  • Комментариев[0]
Элементы цивилизованного бизнеса, которые осваивают российские компании, возводят в ранг производственной проблемы межличностные отношения в коллективе, мотивацию сотрудников и психологическое здоровье персонала. По данным отечественных экспертов, интерес к корпоративной психологии за последние 3 года вырос в 5 раз. Специалисты обещают бум в этой сфере услуг.
Есть основания полагать, что появление психологов на производстве во многом объясняется модой.
Так или иначе, но в Саратове эффективность штатных психологов подвергается некоторому сомнению.

Получили двойку
Штатные психологи появились в Саратове в 96-97 годах прошлого столетия. Кабинеты психологов открылись в школах. Для того, чтобы занять эту вакансию, любому преподавателю достаточно было пройти 9-месячные курсы. Надо ли говорить, что на психологический климат в коллективе, отношения среди учеников и психологическое здоровье педагогов деятельность вчерашней марьи ивановны повлияла незначительно. В итоге, вполне разумное нововведение оказалось неэффективным и от этой идеи стали отказываться. Не исключено, что такая же участь ждет штатных психологов и в бизнес-структурах. Во-первых, профессиональный уровень большинства дипломированных саратовских психологов, не столь высок, как хотелось бы. Во-вторых, штатных "мастеров дел душевных" в коллективе не жалуют. Потому, неоднозначную оценку получает буквально каждое направление работы корпоративного психолога.

Психолог на воротах
Первая из главных задач корпоративного психолога - отбор кандидатов на вакансии. Так сказать, "дежурство на воротах предприятия".
Даже сами психологи признают необъективность результатов "входных" тестов. Если соискатель в плохом настроении или растерян - данные исследований, наверняка, будут искажены. К тому же психолога несложно обмануть - в Интернете висят довольно дельные советы о том, как правильно отвечать на вопросы. Нередко психолог обманывается сам во время собеседования - отбор может свестись до принципа "понравился" или "не понравился". Компания, таким образом, может лишиться перспективного кадра.
По мнению руководителя Центра практической психологии "София" Татьяны Лявенко, отбор сотрудников разумнее доверять консалтинговым компаниям, где работают профессионально и беспристрастно. "Те фирмы, которые оказывают подобные услуги, по сути являются кадровыми агентствами. Тестирование здесь проходит в более комфортной обстановке, поскольку общение идет не с работодателем и решение о трудоустройстве принимается не здесь и сейчас".
Кстати, в США недавно Апелляционный суд наложил запрет на применение по отношению к кандидатам на вакансии психологических тестов, направленных на диагностику личностных характеристик. Это в первую очередь, касается популярного Миннесотского Многофакторного Личностного Опросника (MMPI). Он содержит в себе шкалы, определяющие как специфику адаптации и социального поведения, так и шкалы, направленные на диагностику параноидных, депрессивных и маниакальных черт. Его использование нередко приводит к необоснованному "навешиванию ярлыков" и дискриминации сотрудников.

Эмоциональная компетентность - проблема мужская
Вторая основная задача корпоративного психолога - тренировка профессиональных навыков. Для этого "мудрый знаток тонкостей восприятия" проводит тренинги, он же оценивает их результаты. А поскольку является наемным работником, то нередко стремится оправдать свою деятельность и доказать ее значимость. Иногда по результатам тренинга проводится неоправданное увольнение. Саратовские практикующие психологи рассказывают о случаях депрессивных состояний, возникших у сотрудников после тренингов у корпоративного психолога. В саратовской элитной медицинской клинике, например, штатный психолог давала характеристику личности девушки при всех, нарушая профессиональную этику. Кстати, часто такие штатные психологи отказываются от приглашения в организацию консультанта или тренера из психологической фирмы - боятся разоблачения себя как непрофессионала.
Обучение искусству делового общения - дело не простое и требует высочайшей квалификации. Специалистов подобного уровня в Саратове - единицы, к работе остальных - масса вопросов. Немало претензий руководители предприятий предъявляют и к организаторам бизнес-тренингов из столицы - ничего нового, скушно и бесполезно. Что же говорить о Саратове.
У нас только развиваются перспективные формы психологического сопровождения развития бизнеса. Руководитель первого в Саратове Центра практической психологии "Софья" Татьяна Лявенко говорит: "С недавнего времени мы предлагаем такую услугу, как коучинг. Этот термин пришел из спорта. Коучинг - это наставничество, коучер - личный тренер. Подобных специалистов в Саратове очень мало.
Если бизнес-тренер вырабатывает навыки, психолог решает "проблемы души", то коучер опираясь на личные ресурсы, помогает успешно достичь цели. В арсенале коучинга самоменеджмент, таймменеджмент - умение рационально использовать время, исскуство управлять эмоциями, строить планы и поэтапно их достигать.
Я бы сравнила коучеров с советниками царя. Они много работали, рекомендовали, уговаривали. В итоге царь выходил к народу спокойный, уверенный, произносил достойные слова и получал всеобщее признание. Если продолжать вип-тему, то для самых разных сфер бизнеса мы предоставляем специальные пакеты. А именно особенности управления специфическим персоналом страховых компаний и риэлторских фирм, аптек и фитнес-центров. Кстати, самая востребованная услуга руководителей-мужчин - это повышение эмоциональной компетентности. Мужчины по своей природе агрессивны, потому общаться с подчиненными без повышения тона и эмоций бывает чрезвычайно трудно. Кроме вип-коучинга, вип-тренинга, в пакетах включена работа с сотрудниками предприятий".

Успешные саратовские бизнесмены пользуются услугами психолога
В работе над третьей основной задачей корпоративного психолога - благоприятный микроклимат в коллективе, штатный специалист имеет ряд преимуществ. В отличии от внешнего психолога, корпоративный наблюдает особенности взаимоотношений сотрудников ежедневно, знаком с историй конфликтов, имеет возможность координировать свои действия.
Однако, психологическая помощь в чистом виде штатными "человековедами" не оказывается. Очередь к кабинету корпоративного психолога не стоит, хотя 80% людей, обратившихся к врачу общей практики, нуждаются в услугах психотерапевта - такие данные распространяет ВОЗ. Как правило, в коллективах опасаются, что информация о личных проблемах дойдет до руководства и будет использована в неблаговидных целях. Часто штатный психолог воспринимается сотрудниками исключительно как "доносчик".
Мало доверия корпоративным психологам оказывают и руководители - личные подробности подчиненным знать ни к чему. Вместе с тем, как рассказывает Татьяна Лявенко, самые успешные бизнесмены Саратова постоянно обращаются за психологической помощью к внешним специалистам. На первом месте среди психологических проблем у деловых людей стоят синдром хронической усталости, синдром "стратегии отложенной жизни", алекситимия ( т.е. отсутствие эмоций) и агедония - это снижение способности получать удовольствие.

Сырые и серые
Таким образом, затраты на содержание штатного психолога оправдываются, если руководитель и психолог выстроят грамотную систему отношений: первый четко представляет роль консультанта в рабочем процессе, причем не последнюю, второй сохраняет независимую позицию и чаще всего, независимую от мнения руководства. Стало быть эффективность работы кадрового психолога достигается в случае яркой, уверенной в себе личности. Почему среди саратовских психологов наблюдается дефицит таковых?
По мнению экспертов, одной из причин являются правила отбора студентов на факультеты психологии - личностные характеристики при этом не учитываются.
Как показывает практика, половина дипломированных специалистов "зависают на теории", 35% сразу кидаются в бой за заработки, при этом не стремяться повысить свой профессиональный уровень - это "сырые и серые кадры". И только 15% ведут прием, нарабатывают опыт - это те, у кого есть шанс стать грамотными и именитыми психологами.
Но, обращают внимание авторитетные специалисты, при условии постоянной работы над собой. Одна из проблем саратовского "психологического сообщества" - личная непроработанность, если выражаться профессиональным языком. Специфика работы требует от психологов постоянной "настройки", обязывает периодически бывать на профилактическом приеме у своих коллег. Это защита от профессиональных заболеваний психолога - без нее он может излишне сопереживать клиенту, а это негативно сказывается на результате, или подспудно решать во время работы свои душевные проблемы. Эти процессы называются терминами "перенос" и "контрперенос". Саратовские психологи такую работу проводят крайне редко. Полезные привычки, признается руководитель Центра практической психологии Татьяна Лявенко, иногда приходится навязывать: "На базе моего центра "София" действует обучающая программа допобразования. Претенденты на диплом в рамках этой программы проходят 100 часов личной терапии. Мы соблюдаем профессиональную этику, свои личные проблемы мои сотрудники обсуждают с внешним специалистом". Среди саратовских психологов мало популярен и прием профессионального наставничества. К нему прибегают в сложных ситуациях, консультации в этих случаях дают мэтры психологии - супервизоры. Это, если можно так сказать, внутренняя инфраструктура данной сферы услуг.
Отказ от современных, перспективных и эффективных методов и форм работы, заявляют знатоки, может сказаться на качестве психологических услуг. Тогда как представители здравоохранения прогнозируют еще большую потребность россиян в помощи "инженеров настроения и эмоций". Нет сомнений, что и востребованность психологии на производстве будет повышаться.

Татьяна Гордеева

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Как авторское мыло Юлии Поповой покорило страну: история успеха Как авторское мыло Юлии Поповой покорило страну: история успеха Иногда мыло сложно отличить от пирожного или миниатюрного букета цветов. Такие изделия изготавливает вручную Юлия Попова из Саратова. В декрете она запустила бизнес по созданию мыла - сегодня ее работы представлены на региональной витрине Ozon "Сделано в Саратове". Юлия...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 2 ноября 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x