Индустрия Деда Мороза
Не секрет, что мы живем в век потребления, и любой магазинчик, любая кафешечка, каждая фирмочка, которая занимается реализацией товаров и услуг, стремится привлечь как можно больше потребителей, используя для этого все известные и возможные рекламные ходы. И горячо любимый народом Новый год тоже превращается в прекрасный повод для того, чтобы сорвать куш, да побольше, становится эдакой рекламной фишкой. Это одна из причин, по которой о прекрасном празднике вспоминают задолго до его начала - ведь за целый месяц можно продать гораздо больше, чем за две недели.
Мнение продавцов только подтверждает вышесказанное. Так, знакомая владелица торговой точки по продажи мужской одежды утверждает, что в декабре ее доходы возрастают на 30% по сравнению с ноябрем, а продажи аксессуаров и женских колготок, которые ведет другая знакомая, увеличиваются на 50%. А уж компании, торгующие сувенирами и безделушками, которыми мы привыкли одаривать друг друга, бытовой техникой, косметикой, парфюмерией и драгоценными украшениями в предновогодние недели часто делают 30-40 % своего годового оборота.
Кроме того, Новый год и Рождество - это праздники чревоугодия, замечено, что уже с середины декабря люди тратят на продукты на 20-30% процентов больше, чем в течение года. Особенно хорошо идут рыбные и мясные деликатесы, фрукты, дорогие сыры и алкогольные напитки, конфеты и прочие сладости, которые часто дарят и в подарок. Компании, которые реализовывают совершенно не новогодние и не праздничные товары, нередко добавляют к ассортименту елочные украшения или петарды и тоже добиваются некоторого увеличения продаж.
Однако владельцы магазинов вспоминают о празднике Нового года еще в ноябре не только из-за того, что стремятся увеличить продажи. Многие продавцы утверждают, что подарки и продукты к новогоднему столу большинство россиян все равно делают в последние предновогодние дни - такая уж привычка, но это крайне неудобно для торговых точек и магазинов, которым приходится работать больше и интенсивнее, а часто нанимать дополнительных продавцов и консультантов. Поэтому, пропагандируя тот факт, что подарки, наряды и продукты к Новому году надо покупать заранее, продавцы пытаются регулировать поток покупателей. Пока результаты не очень впечатляют, но год от года все больше граждан отправляются в магазины в конце ноября - в начале декабря.
Кроме того, некоторые товары действительно необходимо покупать заранее, и даже не в ноябре, а в сентябре. В первую очередь это относится к новогодним турам, которые, несмотря на их высокую стоимость (примерно на 50% выше обычной), расходятся на ура. Так, в одном туристическом агентстве мне сообщили, что уже в сентябре у них не было билетов на Кубу и в Доминикану, и предложили надеяться на дополнительные чартерные рейсы. В ноябре уже сложно было забронировать понравившийся отель в Египте и в Турции, т.е. на направлениях особенно популярных в России. К сожалению, самолеты, поезда и отели не резиновые, а на Новый год в зарубежные страны вылетают не только россияне, но и европейцы, и китайцы, и американцы. Это время путешествий, так что с желанием попасть в определенную страну и в определенный отель, действительно следует обращаться осенью. Такое правило справедливо и для билетов на новогоднюю вечеринку, ведь места в самых популярных клубах и ресторанах оказываются занятыми уже к середине декабря, и дело тут, конечно, не только в ажиотаже, а в качестве предлагаемого продукта.
Подогрев ажиотажа
Предновогодняя пора рай для многих продавцов, ведь это время, когда можно не только увеличивать объемы продаж, но и повышать цены. Всем известно, что когда спрос превышает предложение: Поэтому рост потребностей и спроса подстегивается всеми возможными способами.
В первую очередь, конечно же, рекламными буклетами, листовками и объявлениями, в которых рассказывается о конкретных товарах и услугах, например, о новом аромате, который может стать великолепным подарком для любимой, или о восхитительном праздничном ужине при свечах, который ждет Вас в новогоднюю ночь. Особый успех имеет реклама с живописными зимними пейзажами, наряженной елкой и Дедом Морозом. Текст при этом должен быть романтичным и трогательным, взывать к лучшим человеческим качествам, ведь Новый год и Рождество - это семейные добрые праздники, когда каждый хочет проявить себя с лучшей стороны, даже не склонные к сантиментам мужчины.
Ажиотаж подогревается и СМИ, ведь уже в ноябре на страницах журналов и газет начинают появляться первые упоминания о грядущем празднике Нового года, сначала проскакивают материалы о новогодних турах и организации вечеринок, потом советы по выбору подарков (которые, кстати, в каждом издании советуют покупать заранее), а уже с начала декабря наперегонки пишут о модных нарядах, о том, что подавать к столу и как украшать елку. Да еще проводят опросы: "Сколько Вы потратите на подарки?", "Где Вы будете встречать Новый год?" и т.д. и т.п. А на радиостанции "Европа-плюс", например, считают дни до Нового года. Ну как при такой бурной пропаганде любимого праздника не поспешить в турфирмы или модные магазины, потому как в гардеробе нет ничего, в чем можно встретить год Мыши. И что остается делать магазинам, как не начинать продажи новогодних товаров уже в ноябре.
Ажиотажу, как не странно, способствуют и наши народные традиции. Мы очень-очень любим Новый год, и поэтому к этому празднику не скупимся на все самое лучшее, и готовы все выходные напролет ходить по магазинам в поисках лучших подарков и тратить накопления. Мы сами подогреваем ажиотаж, рассказываем знакомым о том, что купили к праздничному столу, какую нашли зеленую елку и каких накупили подарков.
В первую очередь на продукты и сувениры в предновогодние дни готовы раскошелиться люди со средним и даже со скромным достатком, ведь для них Новый год - это повод побаловать себя и близких чем-то особенным, а вот состоятельные граждане в канун праздника обычно не тратят на продукты больше, чем обычно, крупные суммы у них расходятся на дорогостоящие подарки.
Новогоднему ажиотажу способствует и развивающаяся в России в последние годы корпоративная культура. Каждая уважающая себя компания в обязательном порядке устраивает корпоративную вечеринку в честь Нового года, даже если по другим поводам вечеринки не приветствуются. Конечно, организовать большой праздник за пару недель невозможно, вот и приходится думать о нем уже в ноябре, чтобы заполучить хороший ресторан, лучших ведущих и артистов. Да и сам вечер состоится в предновогоднюю неделю, а не 15 декабря, если заняться его организацией раньше других.
Подхлестывают Новогодний бум и всевозможные акции. Например, банки часто предлагают специальные праздничные вклады по более высоким ставкам, при этом среди вкладчиков проводят лотереи или дарят им шампанское: как говорится, мелочь, но приятно. Лотереи, розыгрыши и распродажи проходят и в магазинах. При этом они вовсе не остаются в проигрыше. Давно доказано, что именно во время распродаж люди тратят максимальное количество средств, поэтому все покупки они наверняка сделают там, где им предоставят скидки.
Стоит еще заметить, что предновогодний ажиотаж в какой-то мере бывает обусловлен и всевозможными слухами об очередном повышении цен после Нового года, о каких-нибудь экономических катаклизмах и падении рубля. Потому большинство стремятся совершить дорогостоящие покупки именно в декабре.
Мыши, елки и духи
Новогодним подарком может стать практически любая вещь, особенно если она недорога и симпатично выглядит, поэтому даже самые залежалые статуэтки и стаканчики под Новый год чистят и выставляют поближе к витрине, и чем раньше выставить, тем больше вероятность, что товар будет куплен. Многие магазины, особенно те, что торгуют посудой и сувенирами, привозят и специальные товары: искусственные елки, икебаны, подсвечники, ароматические свечки в виде елок, забавные фигурки снеговиков, Дедов Морозов и символов наступающего года - в этом году Мышей. Активно пополняются складские запасы парфюмерии и косметики, мягких игрушек, алкогольных напитков и шоколадных конфет, потому что именно эти товары, по данным статистики, чаще других выступают в роли новогодних подарков.
Нарядные торговые залы, по уверению маркетологов, создают праздничную атмосферу и способствуют повышению продаж. Но стоит отметить, что бюджетный лимит на подарки у большинства россиян довольно скромный, как показывают опросы ВЦИОМ и некоторых СМИ, в прошлом году большая часть сограждан (около 43%) собиралась потратить на подарки до тысячи рублей, а 24% - до 3 тысяч. Дорогие презенты делают очень немногие: примерно 4% дарят ювелирные украшения и бытовую технику, 3% - мобильные телефоны, менее 1% - дорогие шубы, поездки на курорты, компьютеры, менее 0,2% - автомобили и квартиры. Поэтому продавцы не спешат привозить довольно дорогие товары.
Не успели в ноябре?
А если не спешить? Неужели можно остаться без подарков, без нарядов, без корпоративного праздника, без елки, без путевки и без билетов на Новогоднюю вечеринку? Конечно же, нет!
В этом году, рассказывает руководитель агентства "Праздничный Саратов" Екатерина Ивакина, последний зал для корпоративного вечера в центре города мы зарезервировали 10 ноября. С таким огромным желанием саратовцев праздновать наступление Нового года мы еще не сталкивались. Но уверяю вас, что в любой ситуации есть выход. Мы организуем праздники в офисных помещениях - накрываем столы, приглашаем Деда Мороза и Снегурочку, подбираем программу. В прошлом году, например, к нам обратились с просьбой устроить праздник 26 декабря, для подготовки у нас было 3 дня. И мы справились!"
Что касается нарядов. По-моему, в саратовских магазинах действительно порой сложно найти именно то, что хочется. Но что-то новенькое-вечернее среди множества кофточек, костюмов, топиков и платьев обязательно найдется, даже за неделю до торжества.
О продуктах к Новогоднему столу говорить излишне: времена дефицита остались в прошлом и на прилавках супермаркетов столько деликатесов и такой выбор продуктов, что закупиться можно и 31 декабря за пару часов до боя курантов. Елок в городе всегда тоже очень много (они еще и остаются после каждой Новогодней ночи), да к тому же 30, а особенно 31 декабря они стоят дешевле, чем в середине месяца.
Даже путевку в дальние страны можно купить в декабре. Может быть, не сложится с Кубой или ГОА, не будет мест в том прекрасном отеле, который очаровал прошлым летом, но организовать путешествие вполне возможно и в декабре. Например, в прошлом году мои знакомые в первой половине декабря купили путевку в пятизвездочный отель в Египте по вполне приемлемой (даже низкой) цене, а в позапрошлом году в это же время подруга без проблем забронировала недорогой отель в Праге (правда, находился он не в центре города, но в центре дешевых отелей и не бывает).
Так же в декабре не поздно заказать билеты на Новогодний вечер в кафе или в ресторане. К слову сказать, пару лет назад мой знакомый купил билеты на вечеринку в популярном ресторане на проспекте Кирова 31 декабря. Остался очень доволен.
Так что если Вы не успели озаботиться праздничной новогодней программой в ноябре, то начать подготовку к всенародно любимому празднику можно и нужно в декабре. Главное не паниковать, не становится орудием в руках рекламы и слепым винтиков в индустрии Нового года, а запастись веселым настроением и оптимизмом, и тогда прекрасный праздник будет Вам гарантирован.
Ольга Петрова
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....