Деловой английский и побыстрее
Активное развитие туристического и гостиничного бизнеса повысили популярность испанского и турецкого языков, перспективы партнерских отношений с компаниями Поднебесной - китайского. Сейчас модно обучаться этому языку и непосредственно в Китае. Слушателями языковых школ являются серьезно настроенные бизнесмены и ответственные сотрудники предприятий. На занятиях, параллельно с изучением 50 000 иероглифов, предлагается параллельно пройти курс чрезвычайно популярного сейчас в мире Тай Чи Чуань (ряд упражнений, разработанных древними китайцами с целью зарядить тело энергией).
Организаторы языковых курсов Саратова говорят о высоком спросе на некогда редкие иностранные языки. Все объяснимо - на международном английском можно поговорить с партнерами по бизнесу на бытовые темы, для деловых отношений необходимо знание языка конкретной страны.
Бизнесмены учитывают любые тонкости. Французы, например, откровенно не любят английский, при этом им не нравится, когда иностранцы делают ошибки в их родном французском языке.
Деловому человеку в Европе необходим и немецкий. Это язык, на котором говорят в Швейцарии- центре мировой банковской системы и Австрии, с ее знаменитыми горнолыжными курортами.
В Саратове заметно увеличилось и число желающих овладеть японским языком. Свободное время за партами, отмечают лингвисты, проводят бизнесмены и заметная группа любителей-востоковедов.
Еще одна тенденция на рынке подобных услуг - потребность в специальных программах изучения делового английского, понятий. Методист Центра языка и культуры "Слово" Ирина Яшкова рассказывает: "К нам обращается довольно много желающих пройти курс "Buziness English". Уже год мы проводим обучение по этой программе на основе углубленного изучения английского языка. Совершенно очевидно, что деловой мир остро нуждается в этих знаниях. Востребован и курс "Английского для бизнесменов" по методике интенсива. К нам поступает много звонков с подобными просьбами, вскоре мы выйдем к нашим слушателем с новым предложением".
"Молчаливая нация"
Однако есть мнение, что русская нация не перестала быть "молчаливой". В зарубежных поездках наши соотечественники демонстрируют не самые лучшие знания иностранных языков. Между тем, почти все жители европейских стран свободно владеют английским.
"Надо учитывать географическое положение европейцев, особенности экономических связей, внешней торговли. Французам, немцам, австрийцам просто необходимо владеть неким единым языком, я бы сказала о генетически заложенной потребности. Жители союзных республик в СССР общались с помощью общенационального - русского языка, международный английский играет в центре Европы эту же роль" - объясняет руководитель Центра "Слово" Людмила Лаврова. "Я категорически не согласна с тем, что русские за рубежом "молчат". У нас успешно обучаются даже пенсионеры - перед поездкой к детям, внукам. Наши соотечественники активно изучают языки. Я очень ценю, что жители нашей страны стараются говорить за рубежом на иностранном языке, пусть не всегда уверенно, но обязательно с уважением к собеседнику".
Может быть методики изучения иностранных языков, которые применяются в Европе, намного эффективнее отечественных?
Нет, говорят специалисты, дело не в методиках. Еще в начале 80-х в Саратове изучали разговорный английский, французский, немецкий языки по перспективному методу Галины Китайгородской. Но использовать эти знания было, по большому счету, негде. Поле языковых знаний практически не расширялось.
Сейчас на рынке подобных услуг - огромный выбор методик. И это разнообразие вызывает у специалистов желание прокомментировать предложения языковых школ.
Креатив и мнимое разнообразие
Все говорит о том, что спрос на знание иностранных языков продолжает расти. При этом, согласно законам рынка, укрепляется и без того плотный поток предложений. Абсолютное большинство рекламных объявлений презентуют уникальные методики - правополушарное изучение языков, обучение по методу спецслужб, применение ассоциативной мнемоники, техника 25-го кадра и метод образного восприятия. Около полувека назад был изобретен метод молчания - на иностранные слова предлагается реагировать движениями, т.е. вырабатывать рефлексы. Есть аудио-лингвистический метод - слушатели курсов при этом многократно повторяют слова и предложения.
Однако, специалисты заявляют: "Это мнимое разнообразие". Одна из преподавателей языковых курсов поведала:
"Однажды на семинаре я слушала доклад "Креативные методы обучения иностранным языкам". Ничего нового не узнала и решила обратить внимание автора на корректность заголовка. Мне ответили - так лучше звучит. А речь шла лишь о творческом подходе к преподаванию. Creative - творчество. Думаю, по такому же принципу формулируются некоторые рекламные объявления".
Организаторы языковых курсов уверяют - в основе большинства программ лежит классическая методика. В разной степени ее дополняют элементы альтернативных методов - появляются новые продукты. Оказывается и признанная лингвистическая методика Китайгородской была преобразована из чисто медицинской. А именно из методики болгарского психотерапевта Лозанова для лечения людей с нервными расстройствами. Когда убедились в ее эффективности, немного изменили и получили перспективный метод изучения иностранных языков.
В чистом виде названные методики в Саратове используются редко. Например, метод многократного повторения применяется почти во всех программах. Некоторые до сих используют кривую забывания для бессвязных списков слов, которую немецкий психолог Эббингауза составил в 1885 году. По этим данным, основная потеря информации происходит уже в первый час, а по истечении двух суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть!
Реже встречается предложения прямо противоположного характера: "Обучаю иностранному языку. Лексика. Грамматика. Чтение". Как в советской школе, комментируют нынешние преподаватели языковых курсов. Банальная зубрежка правил и бесконечные переводы сегодня морально устарели - необходимо осваивать навыки общения. Практически все саратовские языковые центры в ответ на требования времени делают акцент на коммуникативном сегменте.
По словам специалистов, на сегодняшний день востребованы две основные формы обучения. Первая - углубленное, системное изучение языка. Вторая - интенсивное освоение коммуникативных навыков. Преподаватели выделяют некий "синдром молчуна", который успешно лечится в группе интенсива.
В центре "Слово" отмечают, что самым популярным является общий курс английского языка по углубленной методике. Курс General English рассчитан на слушателей с разными уровнями владения языком: Beginner (начальный); Elementary (элементарный); Pre-Intermediate (ниже среднего); Intermediate (средний ); Upper- Intermediate (выше среднего). Уровень знаний языка определяется при помощи теста, он размещен на сайте. Разговорному иностранному языку в "Слове" обучают с помощью интенсивной методики Китайгородской. Под устной речью понимается не только общение на бытовые темы, но и обсуждение текущих событий, "горячих" тем, спортивных и культурных мероприятий, умение говорить по-английски живо, ярко и использовать характерные идиомы.
Услуги языковых центров Саратова включают подготовку к международному экзамену по системе ЕС и в рамках Британского совета. Возможно также усовершенствовать знания в области узких профессиональных терминов. Такие занятия проводятся индивидуально.
Занятия в группе - дешевле
Споры о том, как лучше учить иностранный язык - в группе или с репетитором на индивидуальных занятиях, до сих пор не разрешены. Эксперты говорят, что любые занятия хороши при твердой мотивации. Опыт показывает, что с индивидуальным педагогом или в небольшой группе следует изучать грамматику и ставить произношение. Услуги репетитора предпочтительнее групповых занятий и во время подготовки к экзаменам, собеседованиям, семинарам. Разговорную речь гораздо проще отрабатывать в группе из 8-12 человек.
Обучение на языковых курсах всегда проходят по графику, за пропущенные занятия оплата не возвращается. Уважительные причины (больничный, командировка) требуется подкреплять соответствующими документами. С репетитором же всегда можно договориться о переносе занятий.
Как правило, индивидуальные занятия дороже групповых. Репетиторы академический час занятий оценивают в 200-250 руб. В Центре "Слово" урок в группе стоит 80-90 руб., студентам скидка - 10%, школьникам - 30%.
Существует идеальная схема обучения - начинать занятия следует с репетитором по классической методике, затем приступить к разговорной речи в группах и вернуться вновь к индивидуальным занятиям для того, чтобы определить и исключить слабые места. Завершить занятия советуют в стране, где говорят на данном языке и пройти там специальные курсы.
Говорят, что неплохих результатов можно добиться и вооружившись самоучителем, аудио и видеокассетами, дисками, компьютерными обучающим программами - они разработаны и для карманных компьютеров, и для смартфонов. Нельзя забывать и о старых добрых книгах. Некоторые переводят иностранный текст на русский язык, а затем обратно - в полученном варианте видны все ошибки. Это собственно и помогает запомнить новые слова и грамотно строить фразы. Кстати, метод параллельных текстов (один на иностранном, другой на родном) весьма успешно использовали в русских гимназиях. Его же хвалил в одном из своих рассказов Сомерсэт Моэм. Этот же принцип применяют и при просмотре художественных фильмов.
Нынче изучать иностранный язык можно и с помощью специальных сайтов. Есть мнение, что иностранная речь легко усваивается во время общения в ICQ или в чатах с носителями языка.
Методисты уверяют, что освоить иностранный язык способен каждый, если он не несгораемый шкаф. Т.е. для успешного изучения достаточно желания получать знания. Многие авторитетные эксперты считают, что неспособных к изучению языков нет - есть методики, которые им не подходят.
Сюзанна Флинн из Массачусетского технологического института (США) считает, что нет пределов способности человеческого мозга усваивать новые языки, помешать может только нехватка времени. Стивен Пинкер из Гарвардского университета (США) тоже полагает, что теоретического предела нет, разве что похожие языки в одной голове начнут мешать друг другу. Другие исследователи считают, что мозг полиглота обладает какими-то особенностями.
Самым прославленным полиглотом всех времен был кардинал Джузеппе Меццофанти, родившийся в 1774 году. Он переводил со 114 языков и 72 диалектов, разговаривал на 39 и свободно использовал еще 11 иностранных языков. Считается, что однажды он выучил какой-то редкий для Италии язык за одну ночь, так как утром ему надо было принять исповедь от преступника-чужеземца, приговоренного к смертной казни.
Один из подготовленных полиглотов нашего времени Йоханн ван дер Валле из Бельгии. Молодой человек 27-ми лет выучил 31 иностранный язык, среди которых такие трудные, как турецкий, арабский. Лингворекордсмен утверждает, что причиной всему - устойчивая привычка не терять время попусту и каждую свободную минуту проводить со словарем. И это подтверждает убеждения многих специалистов об устойчивой зависимости результата занятий от приложенных усилий всех участников процесса.
Марина Завидова
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей