40% угнанных авто - дело рук преступного бизнеса
По итогам 2007 года, сотрудники ГИБДД области отмечают снижение числа хищений транспортных средств на 15,6%, угонов - на 3,6%. По данным ГУВД, в прошлом году с целью хищения было угнано 351 транспортное средство (из них 209 автомобилей), с другими целями - 747 авто. Принято считать, что последний показатель объединяет тех, кто позаимствовал автомобиль "напрокат". Но по словам специалистов, так говорят все задержанные сотрудниками правоохранительных органов угонщики, в том числе и те, чьи намерения были весьма не безобидными. По итогам оперативно-розыскной деятельности, за год раскрыто около 30% хищений автомобилей и свыше 57% угонов. По словам заместителя начальника отдела уголовного розыска ГУВД области, подполковника милиции Андрея Барулина, примерно 40% подобных преступлений совершается организованными группировками, остальные - дело малолетних злоумышленников, угнанные автомобили они бросают, разбивают или сжигают. Снизить долю преступного бизнеса позволили события 2005 года - тогда действовал областной временный отдел по борьбе с кражами и угонами транспортных средств (сейчас он преобразован в городской). Удалось ликвидировать несколько организованных группировок, в том числе и ту, которая перегоняла угнанные авто в Казахстан по стандартной схеме. Это несколько пунктов маршрута, изолированные звенья - исполнители поэтапных перегонов друг друга не видят и не знают. В рамках региона применяются более простые схемы. Члены задержанной в прошлом году преступной группы Антонова покупали не подлежащие восстановлению после аварии автомобиль, затем угоняли такой же и перебивали на него номера узлов и агрегатов, государственные номера с разбитой машины. Потом оформляли автоклон в ГАИ и продавали. Доходы от этого криминального бизнеса, по некоторым оценкам, уступают лишь незаконному обороту наркотиков и алкоголя. "Разбитую машину можно купить за 30-40 тыс. руб, продать легализованный угнанный автомобиль - за 150-170 тыс. руб." - комментирует Андрей Барулин. "В 2003 году мы задержали членов преступной группы в поселке Сокол, за ними в суд ушло полтора десятка эпизодов. В декабре прошлого года мы вновь задержали одного из участников этой группировки на угнанной машине. И сейчас он осужден условно".
Автоугонщики работают на СТО
Большинство экспертов в разговоре о мерах по снижению числа хищений авто указывают на изменение законодательства. Закон крайне лоялен к угонщикам. Задержанные впервые, говорит старший инспектор по розыску управления ГИБДД ГУВД области капитан милиции Иван Курносов, редко несут наказание. И участники преступных группировок, которые занимаются хищением транспортных средств и продажей угнанных автомобилей, строго не наказываются. Заместитель начальника отдела уголовного розыска области Андрей Барулин: "Участники преступной группировки в поселке Сокол получили от 1,5 до 3 лет лишения свободы. Я понимаю, они не человека убили, но сколько сил и средств было потрачено на розыск автомобилей, задержание преступников. Затраты государства несоизмеримы с наказанием".
Еще одно предложение к законодателям - ввести лицензирование деятельности станций технического обслуживания. По словам сотрудников правоохранительных органов, освободившиеся похитители автомобилей благополучно работают на СТО. Как подчеркивают эксперты, имеют доступ к ключам от машин и достаточно времени для того, чтобы сделать их дубликаты.
Среди запланированных мер по сокращению краж автомобилей - дополнительная маркировка. По данным областного ГИБДД, вскоре в саратовском представительстве одного из автоконцернов можно будет нанести маркировку по австралийской системе "Data Dot". Персональный код автомобиля можно нанести на любую деталь, он наносится с помощью бесцветного полимера и виден только при ультрафиолетовом свете. Избавиться от этой маркировки не возможно, по крайней мере, на сегодняшний день. Иван Курносов сообщил: "Этот проект согласован с МВД, прокуратурой, судами. Кодовые данные будут занесены в базу данных ГИБДД. Нанести маркировку в этом центре смогут все желающие, на стекле автомобиля будет нанесен специальный лейбл. Стоимость этой услуги предположительно будет равняться 10 тыс. руб. Надо понимать, что маркировка не спасет от угона, но сделает эту машину крайне непривлекательной для угонщиков, интерес к ней пропадет. Легализовать этот автомобиль будет невозможно. При масштабном применении этой системы у нас останутся только угоны без цели хищения".
Другое мнение об этом проекте у представителя угрозыска Андрея Барулина: "Больших надежд я на это не возлагаю. Во-первых, чтобы достичь ощутимых результатов надо маркировать все новые автомобили. Маркировать на заводе, вносить в базу данных и делать отметку в ПТС. Но проблема заключается в том, что Австралия - монополист в изготовлении этого вещества и потребности нашей страны удовлетворить не сможет. И еще одно. Важно практическое применение этой системы. А вы представьте нашего сотрудника ГАИ в непогоду. Да не будет он возиться с микроскопом, поверьте мне. Хотя надо отдать должное, на ДПС выявляется масса важных для розыска деталей - изменение маркировки, перебивка номеров узлов и агрегатов. Но в том, что у нас приживется эта новая система, я сомневаюсь".
Все чаще специалисты говорят и о необходимости периодически менять ГОСТы на изготовление маркировочных обозначений узлов и агрегатов транспортных средств. Например, во многих европейских странах стандарты меняются каждые пять лет. Наш эксперт из угрозыска дал такой комментарий: "Для этого надо переоснащать производство и это требует немалых средств. Еще больше затрат понадобиться для обучения сотрудников ДПС. Считаю такое предложение неперспективным".
Кража иномарок - страховое мошенничество
По информации областного ГИБДД, внимание местных автоугонщиков в основном направлено на отечественные дешевые автомобили без сигнализации - их угоняют и бросают или разбирают. Детали к этим авто востребованы, так как "копейки", "тройки", "четверки" сошли с заводского конвейера. По причине же дефицита деталей, не так давно лидером угонов была Шевроле Нива. Детали кузова изготавливались за рубежом, в России их не было. У одного из угонщиков был обнаружен прайс-лист с весьма серьезными цифрами, не будь он задержанным - прилично бы заработал.
По статистике краж сегодня солируют и 10-ый, 12-ый модельные ряды, а также более "свежая" линия - 14-е, 15-е модели. Эти угнанные автомобили в основном легализуются и идут на продажу. В печальном списке лидирует 14-я модель.
Столичная тенденция - там в прошлом году пострадали владельцы автомобилей премиум-класса, до нас не дошла. Прирост дорогих новых автомобилей в московском рейтинге угоняемых машин составил 100%. Особенно воры пристрастились к Porsche, Cayenne.
В Саратове же уровень жизни значительно ниже, иномарки в розыске встречаются редко. Они дорогие, потому не востребованы на рынке и их сложно продать. И разбирать на детали их нет смысла - владельцы подобных дорогих машин стараются заказывать новые оригинальные запчасти от изготовителя, потому спроса на запчасти нет. Шансы на быструю продажу в Москве тоже минимальны. По мнению Андрея Барулина, кражи дорогих автомобилей импортного производства в Саратове - не что иное, как страховое мошенничество. "Мы изымали машины на таможенном посту в Озинках, так вот, только каждое 4 транспортное средство является незастрахованным. Я не обладаю точными цифрами, но считаю, что приличная доля статистики похищенных престижных машин - это страховое мошенничество".
Розыск иномарок осложнен отсутствием торговой базы, всякий раз данные об автомобиле запрашиваются у производителей. На руку же правоохранительным органам играет то, что на территории Саратова модели определенной комплектации представлены единичными экземплярами. Т.е. по этим сведениям в том числе определяются так называемые клоны - легализованные угнанные автомобили с перебитыми номерами узлов и агрегатов.
Чаще всего угон автомобилей в Саратове происходит в районе 3-ей Дачной. Причем угоняют машины якобы с охраняемой территории, во всяком случае, большинство пострадавших оплачивали въезд на территорию. Также машины "уводят" ночью буквально из-под окон владельцев.
Хороших и дешевых авто не бывает
Печально лишиться своего автомобиля, важно и избежать покупки угнанного. Российский закон стоит на стороне пострадавшего, т.е. первоначального владельца. Кстати, законодательства других стран тоже. Немало конфликтов возникло, когда правоохранительными органами Саратовской области были изъяты угнанные в Казахстан автомобили.
Андрей Барулин советует покупателям иномарок обратить внимание на число комплектов ключей. Обычно их 2, некоторые иномарки продаются с 3-мя. Комплект должен быть полным. Также полезно съездить в тот салон, где первоначально был приобретен автомобиль и уточнить информацию продавца о покупке. В сервисной службе следует поинтересоваться - изготавливался ли дополнительный комплект ключей. Эта информация обычно фиксируется и хранится. Если прежний водитель оставляет комплект ключей у себя - это должно насторожить.
Как и низкая цена нового автомобиля. Наш эксперт рассказывает: "Недавно мы изымали 12-ю модель жигулей у жительницы Саратова. Она очень возмущалась и это понятно. Потом выяснилось, что она приобрела сравнительно "свежий" автомобиль за 70 тыс. руб. Все таки лучше покупать машину у того лица, к которому можно предъявить гражданский иск - автосалону, специализированному центру".
Не стоит доверять свое авто на длительное время незнакомым людям, например, на мойке. Автовладельцы нередко коротают время в кафе, а сотрудники мойки самостоятельно перемещают машины в очереди. Это удобно, в том числе для злоумышленников. Так, при задержании членов Антоновской преступной группировки, было изъято 70 спичечных коробков со слепками ключей. Один из злоумышленников работал на мойке.
Сотрудники правоохранительных органов советуют предпочесть противоугонным сигнализациям скрытые ловушки, установить потайную кнопку отключения насоса, блокираторы руля, индивидуальные механические простые, но надежные средства.
А также обращаются с просьбой быть бдительными и оказывать помощь в розыске. Однажды видеокамера на свадебном торжестве запечатлела угон автомобиля. Новобрачных снимали на балконе, а на заднем плане во дворе злоумышленники делали свое черное дело. Эти материалы значительно ускорили поиск транспортного средства.
Владимир Ворох
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....