Однако, по сей день в России нет закона об инновационной деятельности и это не позволяет процессу динамично развиваться. Не сформированы инновационные (национальная и региональная) системы, в рамках которых бы осуществляли взаимодействие ученые, заинтересованный в перспективных разработках бизнес, финансовые и инновационные институты (венчурный фонд, бизнес-инкубатор), власть. Одним из условий становления инновационной экономики эксперты называют и активное малое предпринимательство, которое способно сделать механизм запуска перспективных технологий гибким и экономичным. Характеристики и этого инструмента новой экономической теории требуют подробных комментариев.
Малый бизнес внедрил персональный компьютер и копировальную технику
Эксперты утверждают, что за внедрением в массовое производство персональных компьютеров стоял именно малый бизнес. На родине инновационной экономики - в США разработки малых предприятий составляют от 40% до 46% всех научно-технических нововведений. Кроме персональных компьютеров, среди них инсулин, стрептомицин, титан, хлопкоуборочная машина, каталитический крекинг, гидроусилитель рулевого управления, автоматическая трансмиссия, гирокомпас, частотная модуляция, гетеродин, ксерография и другие.
Оценки отечественных специалистов о роли малого бизнеса в развитии инновационной экономики предваряют замечания - малый бизнес бывает разный. Этот термин применим к небольшим предприятиям и в сфере торговли, и в сервисном обслуживании, и в аграрном секторе, в промышленности. Приоритетным направлением в развитии инновационной экономики следует рассматривать малый бизнес в наукоемкой сфере. И без этого элемента инновационной системы, по мнению первого проректора СГТУ, доктора экономических наук, профессора Вазгена Атояна, положительные результаты перевода экономики с сырьевого на новый путь невозможны. "Из истории инновационной экономики мы знаем, что образцы многих наукоемких товаров изготавливались небольшой группой людей, иногда в приспособленных помещениях, здесь отлаживались технологии, выпускались мелкие серии. Затем эту продукцию выводили на рынок, использовали маркетинг, отслеживали востребованность. Выгодно ли отечественному крупному бизнесу идти на подобные затраты не имея представления о том, как эта новая продукция будет восприниматься на рынке? Пока не выгодно, я бы так сказал. Эту нишу и должны закрыть малые предприятия, которые ведут свою деятельность в научно-технической инновационной сфере. Дальнейшее же наращивание объемов выпуска востребованной инновационной продукции - за средним и крупным бизнесом. Он имеет высокотехнологичные производства, высококвалифицированную рабочую силу, а значит повысит качество продукции, снизит ее себестоимость и выйдет на рынок с крупной серией. И надо добиваться этого взаимодействия".
В развитых зарубежных странах, где инновационная экономика является состоявшимся фактором, малые предприятия выдают больше патентов и инноваций в расчете на $1 расходов, чем крупные. По сравнению с крупными компаниями, где численность занятых превышает 10 000 человек, малые фирмы, в которых работают десятки или, много реже, сотни служащих, внедряют в 17 раз больше нововведений на доллар затрат.
Привести такую статистику по России весьма проблематично. Известно, что доля занятых в инновационной сфере малых предприятий составляет не более 6 % от всех предприятий малого бизнеса. А это 20-25% от общей занятости населения страны. В Европе, к примеру, эта доля составляет 60%, в Японии - 80%.
Анализ нынешней ситуации в России показывает: развитие малых предприятий инновационной сферы пока не является приоритетным. К примеру, в саратовской областной программе развития малого предпринимательства, которая была принята в прошлом году, отсутствует раздел о содействии малому наукоемкому бизнесу. Депутаты выслушали эти предложения и отклонили их. По мнению экономистов, это затормозит развитие малого наукоемкого предпринимательства, так как общие проблемы малого бизнеса могут быть не характерны для малых наукоемких предприятий.
Второе. Взаимодействие малых наукоемких и крупных промышленных предприятий не налажено. Так, в рамках малого предприятия под руководством завкафедрой технологии машиностроения СГТУ, профессора Альберта Королева был разработан и изготовлен станок суперфинишной обработки подшипника качения. Потребители оценили преимущества оборудования - станок значительно сокращает сроки обработки, экономит материал, уменьшает металлоемкость, энергозатраты, повышает производительность. Появились заказы. Профессор Вазген Атоян говорит: "Мы договорились с руководством Саратовского подшипникового завода и нам отдали 2 цеха, потом фирма Королева выкупила эти помещения. Наукоемкая продукция производилась в заводской среде и это был пример перехода малого наукоемкого бизнеса в средний. Мы производили, реализовывали станки и это был уже другой уровень - соответствующие производственные технологии и должный уровень квалификации рабочей силы. А следующего этапа - перехода в крупный бизнес не произошло. Новое руководство завода, к сожалению, практически нас выгнало".
Третье. Экспертами отмечена тенденция к снижению числа научно-технических разработок, созданных в рамках малых предприятий. Это объясняется многолетними проблемами финансирования фундаментальной и прикладной науки. Специалистам приходится признавать сокращение фонда научных исследований.
В частности, сократилось число претендентов на участие в программе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Формируется этот фонд путем отчисления 1,5% от всех бюджетных средств, предусмотренных на потребности отечественной науки. Одной из программ фонда - "Старт", говорят в СГТУ, финансируются 10 малых предприятий университетского технопарка, в целом по Саратову эта цифра больше. В этом случае на счет предприятия в течении 3-4 лет поступает 3-4 млн руб. и это позволяет совершенствовать опытный образец инновационной продукции, сертифицировать его.
Руководитель фонда Иван Бортник считает, что восполнению числа научно-технических разработок будет содействовать новая программа "Умник". Она предполагает финансирование деятельности перспективных молодых ученых, аспирантов, студентов, даже школьников, если они того заслуживают. Кстати, некоторые итоги этой программы планируется подвести осенью в Саратове. Планируется, что победители программы "Умник" в дальнейшем станут участниками программы следующего уровня и "выращенные фондом", продолжат работу на благо отечественной экономики.
Четвертое. Недостаточная предпринимательская активность ученых. И сейчас, и в будущем, и в России, и в странах с развитой инновационной экономикой малые наукоемкие предприятия открываются под началом авторов инновационных разработок, создателей интеллектуальных продуктов. Т.е. ученый работает над идеей, а потом самостоятельно или с партнерами из внешней научной среды претворяет ее в наукоемкую товарную продукцию. Профессор Вазген Атоян говорит: "Наиболее подготовленный человек, который может заниматься наукоемким бизнесом - это ученый. Главная задача для него - довести свое детище до промышленной продукции. В тоже время ученый способен быстро освоить основы бизнеса".
Пока же, по мнению экспертов, российский ученый во многом проигрывает немецкому или японскому в желании воплотить свое изобретение в жизнь, построить на нем успешный, устойчивый бизнес. В нашей истории практически не было ни одного прецедента, когда кто-либо из уникальных одиночек-изобретателей, реализовав свои идеи, превратился в крупного предпринимателя.
На сегодняшний день отмечаются следующие недостатки отечественных инновационных разработок:
большинство из них не готовы к трансферу в промышленность, требуют доработки на стадии опытного образца и мелкой серии; это замечание предъявляется к каждой 10-й разработке;
продукция наших инноваторов часто не обеспечена ни сертификатами, ни патентами, ни инфраструктурой сопровождения.
Инновационная экономика требует от университетов выполнения 3-х основных функций: образовательной, научной и предпринимательской. Сегодня 3-я, новая, функция не всегда имеет место в отечественных вузах или присутствует в малой степени.
В качестве вывода
По данным Минэкономразвития РФ, доля малого бизнеса в инновационных секторах экономики в прошлом году составляла 2%. Чиновники ожидают, что к 2020 году этот показатель вырастет до 10%.
Эксперты довольно высоко оценивают потенциал отечественного малого наукоемкого предпринимательства. Более того, в определенных направлениях инновационной деятельности некоторые малые предприятия сумели занять лидерские позиции.
Однако, благоприятных условий для развития этого сегмента бизнеса в государстве не создано. Система финансовой поддержки инновационной деятельности носит фрагментарный характер. Инфраструктура финансовой, организационной и интеллектуальной поддержки, которая бы вошла в национальную и региональную инновационные системы, не сформирована. И это является одной из причин крайне низких темпов развития российской инновационной экономики.
Главным вопросом следующей публикации на эту тему станет необходимость определения локомотивных отраслей экономики. Можно ли достичь результатов во всех направлениях или надо сконцентрироваться на перспективных проектах?
Анна Дружинина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....