Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Штрафы и нарушители. Обреченные на эвакуацию

  • 10:03, 19 февраля 2008
  • Комментариев[0]
Порядок на дорогах в стране обеспечат только высокие штрафы - категорично заявляли российские эксперты. Казалось, что они не совсем себе верили. Слишком много претензий к сотрудникам ГИБДД, слишком прочные позиции заняла отечественная коррупция, слишком много в дорожной тематике ям и кочек.
По итогам января, ужесточение штрафных санкций действительно улучшило ситуацию на дорогах области - число ДТП сократилось по сравнению с январем прошлого года на 45%.
Однако, здоровый скепсис не подвел. До европейского порядка на российских дорогах также далеко как пешком до столиц Старого Света. Во всяком случае дорожная ситуация в Саратове не оставляет без вопросов - в частности о задержании и эвакуации транспортных средств на штрафные стоянки.

Статистика правонарушений за январь
Наказание российского водителя за нарушение правил дорожного движения и впрямь было несерьезным. Тогда как в Англии за игнорирование ремнем безопасности взималось $ 770, во Франции - $ 150, в России брали 50 рублей, да и особо за этим не следили. Проезд на запрещающий свет светофора до нового года стоил на нашей родине 100 рублей, в Англии - $ 1500, во Франции -$ 800, в Японии - $ 500. С нового года это нарушение в России "подорожало" до 700 рублей. Изменения "автомобильной" главы КоАП РФ значительно увеличили штрафы по 13 составам правонарушений. Прошел месяц и можно говорить о некоторых итогах.
По данным прокуратуры области, в январе в регионе было зарегистрировано 120 дорожно-транспортных происшествий - это на 45% меньше показателей января прошлого года. За первый месяц нынешнего года на дорогах погибли 15 человек (-57%), пострадали 130 человек (-49%). Количество ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии сократилось на 50%.
Вместе с тем, число аварий увеличилось в Волжском районе Саратова, Петровском, Самойловском, Хвалынском районах.
Рост числа ДТП с жертвами отмечен в Ершовском, Петровском, Пугачевском, Советском районах, с пострадавшими в Волжском, Ивантеевском, Петровском районах.
В январе сотрудниками ГИБДД области выявлено 127991 нарушений правил дорожного движения - это на 2% больше, чем в январе прошлого года. При этом, на 38% снизилось число водителей и пассажиров, не пристегнутых ремнем безопасности (с 5675 до 3664), на 53% сократилось число водителей, которые сели за руль без права управления транспортным средством (с 738 до 345), число нарушений, предусмотренных ст.12.9 КоАП (превышение скорости), уменьшилось на 33% (с 52751 до 51008). Снижение профилактических показателей, подчеркивают сотрудники ГИБДД, связано с ужесточением санкций за административные правонарушения.
В прошедшем январе оштрафовано 105 999 человек (в январе 2007 года - 92 680). Всего с нарушителей взыскано 14 212 204 рубля, что на 3,2 млн больше, чем в январе прошлого года. Процентный показатель взыскания штрафов составил 34,2% (было наложено 14212204) - это на 8% больше, чем за АППГ.
За нынешний январь за совершение административных правонарушений было возбуждено более 127 000 дел (+2%).

Процесс на троих
Статистика ГИБДД не сообщает подробности о нарушениях правил остановки или стоянки транспортных средств, эвакуации автомобилей на штрафные стоянки. Сведения о задержанных автомобилях, как выяснилось, собираются отдельно. Пресс-служба эти цифры не выдает. Право на их разглашение имеют только руководящие лица, которые, кажется, делают все, чтобы эту информацию не сообщать.
Но и без этих секретных данных совершенно очевидно - проблема стоянки и парковки авто в центре Саратова стала одной из самых актуальных тем. С неудобствами крупных мировых центров, где парковки либо запрещены, либо дорого стоят, мириться у нас не готовы - ведь не Лондон и не Париж. Но стоянка в центре провинциального Саратова только одна, разрешенные для парковки обочины узких улиц забиты машинами, местная культура поведения на дорогах в основном построена на народных фольклорных выражениях и предпочитает не утруждать себя принципами взаимоуважения.
Повышение размера штрафов, как показывает статистика, на снижение числа нарушений правил остановки и стоянки не повлияло. Может быть потому, что тариф поднялся несущественно. Штраф за нарушения, предусмотренные статьей 12.19 КоАП - от 100 до 300 рублей. Но расходы нарушителей заметно увеличиваются в случае вызова эвакуатора - на 1020 рублей. Есть мнение, что в некоторых случаях это "удорожание" нарушения производится, по меньшей мере, не оправданно.

Справка
Деятельность отечественных фирм-автоэвакуаторов не раз подвергалась самым критическим оценкам. В конце 90-х годов прошлого столетия Верховный суд на жалобы московских автомобилистов напомнил властям столицы о том, что по Конституции РФ лишать гражданина собственности можно только по решению суда. В июле 1997 года депутаты Госдумы запретили эвакуировать автомобили за нарушение правил остановки и стоянки. В декабре 2003 года правительство России постановлением ? 759 вернуло эвакуаторы на улицы. Уже через год эвакуаторы закрылись в Москве. Как сказано в распоряжении - до разработки мер "по обеспечению контроля за работой, исключающих злоупотребления при их использовании".
Позже прокуратура Санкт-Петербурга принесла протест на "Инструкцию о порядке задержания транспортного средства", утвержденную ГИБДД Санкт-Петербурга. Один из ее пунктов противоречил Кодексу об административных правонарушениях, который предусматривает, что задержание транспортного средства возможно лишь в случае, если нарушитель не может самостоятельно убрать свой автомобиль. Если же гражданин это может сделать сам, то его можно привлечь к административной ответственности лишь за нарушение правил, т.е. оштрафовать. Инструкция питерских автоинспекторов лишала гражданина шанса исправиться, предусматривая, что инспектор ГИБДД передает автомобиль-нарушитель представителю компании-эвакуатора "в момент подписания им протокола". То есть на практике - еще до того, как эвакуатор начинал погрузку приглянувшегося автомобиля.

И в Саратове процесс эвакуации транспортного средства зачастую "делят на троих" - инспектор ГИБДД, представитель фирмы- эвакуатора и владелец авто. Совершенная нелепость - эвакуатор собирается грузить на платформу автомобиль, появляется владелец, который готов оплатить штраф и устранить нарушение. Но погрузка продолжается в присутствии водителя. На просьбы вернуть автомобиль, инспектор, как правило, говорит - ничего не могу сделать, протокол об изъятии оформлен, фактически машину я передал, получить ее можно на штрафстоянке после оплаты затрат эвакуатора.
Разница в том, что в Саратове руководство ГИБДД никакой инструкции для действий представителей ООО "Эвакуатор" не утверждало. Законодательство, кстати, этого и не требует. В Саратове фирма-эвакуатор, по словам прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законом в социальной сфере областной прокуратуры Сергея Егорова, действует на основании постановления правительства РФ об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации и постановления правительства Саратовской области о тарифах на услуги по эвакуации автомобилей. "Однозначно прокомментировать эту ситуацию крайне сложно. Закон не дает четкого ответа на вопрос. В статье 27.13., часть 1 КоАП о задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации говорится - транспортное средство задерживается до устранения причины задержания. Безусловно, если инспектор обнаружил нарушение правил остановки и стоянки, запланировал вызвать эвакуатор и в это время подошел владелец - он обязан оформить протокол об административном правонарушении и вернуть автомобиль.
Действия же в ситуации, когда оформлен протокол об изъятии транспортного средства и направлении на штрафную стоянку, описаны в постановлении правительства РФ N 759 об утверждении правил задержания ТС. "Выдача задержанного транспортного средства водителю производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением". Причину сложности отношений эвакуаторов и владельцев авто предельно ясно назвал начальник отделения административной практики УГИБДД ГУВД Саратовской области подполковник милиции Владимир Осовин: "Это финансовый вопрос. Не знаю кто будет заниматься изменением привычного порядка изъятия ТС'.
А собственно, изменений больших и не требуется. По словам инспектора ГИБДД, который попросил не называть его имени, должностному лицу, т.е. инспектору ничего не мешает в письменной форме, как того и требует постановление РФ, разрешить выдать автомобиль владельцу на месте нарушения. Логично было бы в этом случае взять с нарушителя штраф и отпустить эвакуатор на базу.
Не составляет никакого труда назвать причины, по которым нелепая картина и далее будет иметь место на улицах Саратова.
Во-первых, потеряет всякую актуальность предложение эвакуаторов уладить проблему на месте. Во-вторых, с июля планируется сделать услуги эвакуатора бесплатными. Если сейчас снизить прибыль этого бизнеса - значит упустить время, а его до лета не так много. Еще одну причину не скрывают автоинспекторы - "слишком много суеты при ликвидации автомобиля: платформа эвакуатора создает пробки, надо искать понятых. И всю работу предлагается пустить на смарку? Является нарушитель, отделывается 100 рублями и отправляется восвояси".
Рекомендации к действиям владельца авто в подобной ситуации дает начальник отдела правового консультирования "Российского автомобильного товарищества" Николай Шевалдин: "Часть 1 статьи 27.13 КоАП говорит - транспортное средство задерживается до устранения причины задержания. Пусть на момент появления владельца авто сотрудник ГИБДД уже составил протокол задержания транспортного средства и вызвал эвакуатор. Эвакуация будет незаконной, если владелец ТС может устранить причину задержания и если он в протоколе о задержании транспортного средства укажет об этом - "Прошу не задерживать транспортное средство в связи с тем, что я могу устранить причину задержания на месте". Напомню, в кодексе об административных правонарушениях говорится, что ТС задерживается до устранения причины задержания. Двоякого смысла статья не может иметь.
В протоколе есть графа - объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности. В соответствии с тем же КоАП, это лицо имеет право заявлять ходательства, объяснение давать. В этом же протоколе он может указать - "в связи с тем, что причину задержания транспортного средства я могу устранить на месте, прошу прекратить дело об административном нарушении". Что такое протокол - протоколом об административном правонарушении возбуждается дело об административном правонарушении. После этого дело прекращается соответственно постановлению. Тут же может быть вынесено постановление о прекращении производства в связи с устранением причины задержания. И на водителя может быть наложен лишь штраф за неправильную парковку".
Однако, говорят эксперты, в этом случае от нарушителя потребуется достаточно высокий уровень правовых знаний и немало терпения.
"Российская газета" на прошлой неделе сообщила о возможном закрытии московской службы эвакуации автомобилей. Мэр Москвы Юрий Лужков потребовал от автоэвакуаторов срочно навести порядок в работе. Это вызвано тем, что на данную службу поступает много жалоб от жителей столицы. Особенно возмущает мэра то, что некоторые сотрудники службы эвакуации вступают в негласный сговор с органами правопорядка, ГИБДД, таксистами и обирают горожан. "Любая система, которая работает не в интересах москвичей, не нужна столице", - подчеркнул Лужков. Здесь же говорится, что ряд депутатов Государственной Думы готовят законопроект о гуманизации дорожного законодательства. В первую очередь планируется в очередной раз запретить эвакуаторы.

Владимир Ворох

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 февраля 2008
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x