По итогам января, ужесточение штрафных санкций действительно улучшило ситуацию на дорогах области - число ДТП сократилось по сравнению с январем прошлого года на 45%.
Однако, здоровый скепсис не подвел. До европейского порядка на российских дорогах также далеко как пешком до столиц Старого Света. Во всяком случае дорожная ситуация в Саратове не оставляет без вопросов - в частности о задержании и эвакуации транспортных средств на штрафные стоянки.
Статистика правонарушений за январь
Наказание российского водителя за нарушение правил дорожного движения и впрямь было несерьезным. Тогда как в Англии за игнорирование ремнем безопасности взималось $ 770, во Франции - $ 150, в России брали 50 рублей, да и особо за этим не следили. Проезд на запрещающий свет светофора до нового года стоил на нашей родине 100 рублей, в Англии - $ 1500, во Франции -$ 800, в Японии - $ 500. С нового года это нарушение в России "подорожало" до 700 рублей. Изменения "автомобильной" главы КоАП РФ значительно увеличили штрафы по 13 составам правонарушений.
Прошел месяц и можно говорить о некоторых итогах.
По данным прокуратуры области, в январе в регионе было зарегистрировано 120 дорожно-транспортных происшествий - это на 45% меньше показателей января прошлого года. За первый месяц нынешнего года на дорогах погибли 15 человек (-57%), пострадали 130 человек (-49%). Количество ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии сократилось на 50%.
Вместе с тем, число аварий увеличилось в Волжском районе Саратова, Петровском, Самойловском, Хвалынском районах.
Рост числа ДТП с жертвами отмечен в Ершовском, Петровском, Пугачевском, Советском районах, с пострадавшими в Волжском, Ивантеевском, Петровском районах.
В январе сотрудниками ГИБДД области выявлено 127991 нарушений правил дорожного движения - это на 2% больше, чем в январе прошлого года. При этом, на 38% снизилось число водителей и пассажиров, не пристегнутых ремнем безопасности (с 5675 до 3664), на 53% сократилось число водителей, которые сели за руль без права управления транспортным средством (с 738 до 345), число нарушений, предусмотренных ст.12.9 КоАП (превышение скорости), уменьшилось на 33% (с 52751 до 51008). Снижение профилактических показателей, подчеркивают сотрудники ГИБДД, связано с ужесточением санкций за административные правонарушения.
В прошедшем январе оштрафовано 105 999 человек (в январе 2007 года - 92 680). Всего с нарушителей взыскано 14 212 204 рубля, что на 3,2 млн больше, чем в январе прошлого года. Процентный показатель взыскания штрафов составил 34,2% (было наложено 14212204) - это на 8% больше, чем за АППГ.
За нынешний январь за совершение административных правонарушений было возбуждено более 127 000 дел (+2%).
Процесс на троих
Статистика ГИБДД не сообщает подробности о нарушениях правил остановки или стоянки транспортных средств, эвакуации автомобилей на штрафные стоянки. Сведения о задержанных автомобилях, как выяснилось, собираются отдельно. Пресс-служба эти цифры не выдает. Право на их разглашение имеют только руководящие лица, которые, кажется, делают все, чтобы эту информацию не сообщать.
Но и без этих секретных данных совершенно очевидно - проблема стоянки и парковки авто в центре Саратова стала одной из самых актуальных тем. С неудобствами крупных мировых центров, где парковки либо запрещены, либо дорого стоят, мириться у нас не готовы - ведь не Лондон и не Париж. Но стоянка в центре провинциального Саратова только одна, разрешенные для парковки обочины узких улиц забиты машинами, местная культура поведения на дорогах в основном построена на народных фольклорных выражениях и предпочитает не утруждать себя принципами взаимоуважения.
Повышение размера штрафов, как показывает статистика, на снижение числа нарушений правил остановки и стоянки не повлияло. Может быть потому, что тариф поднялся несущественно. Штраф за нарушения, предусмотренные статьей 12.19 КоАП - от 100 до 300 рублей. Но расходы нарушителей заметно увеличиваются в случае вызова эвакуатора - на 1020 рублей. Есть мнение, что в некоторых случаях это "удорожание" нарушения производится, по меньшей мере, не оправданно.
Справка
Деятельность отечественных фирм-автоэвакуаторов не раз подвергалась самым критическим оценкам. В конце 90-х годов прошлого столетия Верховный суд на жалобы московских автомобилистов напомнил властям столицы о том, что по Конституции РФ лишать гражданина собственности можно только по решению суда. В июле 1997 года депутаты Госдумы запретили эвакуировать автомобили за нарушение правил остановки и стоянки. В декабре 2003 года правительство России постановлением ? 759 вернуло эвакуаторы на улицы. Уже через год эвакуаторы закрылись в Москве. Как сказано в распоряжении - до разработки мер "по обеспечению контроля за работой, исключающих злоупотребления при их использовании".
Позже прокуратура Санкт-Петербурга принесла протест на "Инструкцию о порядке задержания транспортного средства", утвержденную ГИБДД Санкт-Петербурга. Один из ее пунктов противоречил Кодексу об административных правонарушениях, который предусматривает, что задержание транспортного средства возможно лишь в случае, если нарушитель не может самостоятельно убрать свой автомобиль. Если же гражданин это может сделать сам, то его можно привлечь к административной ответственности лишь за нарушение правил, т.е. оштрафовать. Инструкция питерских автоинспекторов лишала гражданина шанса исправиться, предусматривая, что инспектор ГИБДД передает автомобиль-нарушитель представителю компании-эвакуатора "в момент подписания им протокола". То есть на практике - еще до того, как эвакуатор начинал погрузку приглянувшегося автомобиля.
И в Саратове процесс эвакуации транспортного средства зачастую "делят на троих" - инспектор ГИБДД, представитель фирмы- эвакуатора и владелец авто. Совершенная нелепость - эвакуатор собирается грузить на платформу автомобиль, появляется владелец, который готов оплатить штраф и устранить нарушение. Но погрузка продолжается в присутствии водителя. На просьбы вернуть автомобиль, инспектор, как правило, говорит - ничего не могу сделать, протокол об изъятии оформлен, фактически машину я передал, получить ее можно на штрафстоянке после оплаты затрат эвакуатора.
Разница в том, что в Саратове руководство ГИБДД никакой инструкции для действий представителей ООО "Эвакуатор" не утверждало. Законодательство, кстати, этого и не требует. В Саратове фирма-эвакуатор, по словам прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законом в социальной сфере областной прокуратуры Сергея Егорова, действует на основании постановления правительства РФ об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации и постановления правительства Саратовской области о тарифах на услуги по эвакуации автомобилей. "Однозначно прокомментировать эту ситуацию крайне сложно. Закон не дает четкого ответа на вопрос. В статье 27.13., часть 1 КоАП о задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации говорится - транспортное средство задерживается до устранения причины задержания. Безусловно, если инспектор обнаружил нарушение правил остановки и стоянки, запланировал вызвать эвакуатор и в это время подошел владелец - он обязан оформить протокол об административном правонарушении и вернуть автомобиль.
Действия же в ситуации, когда оформлен протокол об изъятии транспортного средства и направлении на штрафную стоянку, описаны в постановлении правительства РФ N 759 об утверждении правил задержания ТС. "Выдача задержанного транспортного средства водителю производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением".
Причину сложности отношений эвакуаторов и владельцев авто предельно ясно назвал начальник отделения административной практики УГИБДД ГУВД Саратовской области подполковник милиции Владимир Осовин: "Это финансовый вопрос. Не знаю кто будет заниматься изменением привычного порядка изъятия ТС'.
А собственно, изменений больших и не требуется. По словам инспектора ГИБДД, который попросил не называть его имени, должностному лицу, т.е. инспектору ничего не мешает в письменной форме, как того и требует постановление РФ, разрешить выдать автомобиль владельцу на месте нарушения. Логично было бы в этом случае взять с нарушителя штраф и отпустить эвакуатор на базу.
Не составляет никакого труда назвать причины, по которым нелепая картина и далее будет иметь место на улицах Саратова.
Во-первых, потеряет всякую актуальность предложение эвакуаторов уладить проблему на месте. Во-вторых, с июля планируется сделать услуги эвакуатора бесплатными. Если сейчас снизить прибыль этого бизнеса - значит упустить время, а его до лета не так много. Еще одну причину не скрывают автоинспекторы - "слишком много суеты при ликвидации автомобиля: платформа эвакуатора создает пробки, надо искать понятых. И всю работу предлагается пустить на смарку? Является нарушитель, отделывается 100 рублями и отправляется восвояси".
Рекомендации к действиям владельца авто в подобной ситуации дает начальник отдела правового консультирования "Российского автомобильного товарищества" Николай Шевалдин: "Часть 1 статьи 27.13 КоАП говорит - транспортное средство задерживается до устранения причины задержания. Пусть на момент появления владельца авто сотрудник ГИБДД уже составил протокол задержания транспортного средства и вызвал эвакуатор. Эвакуация будет незаконной, если владелец ТС может устранить причину задержания и если он в протоколе о задержании транспортного средства укажет об этом - "Прошу не задерживать транспортное средство в связи с тем, что я могу устранить причину задержания на месте". Напомню, в кодексе об административных правонарушениях говорится, что ТС задерживается
до устранения причины задержания. Двоякого смысла статья не может иметь.
В протоколе есть графа - объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности. В соответствии с тем же КоАП, это лицо имеет право заявлять ходательства, объяснение давать. В этом же протоколе он может указать - "в связи с тем, что причину задержания транспортного средства я могу устранить на месте, прошу прекратить дело об административном нарушении". Что такое протокол - протоколом об административном правонарушении возбуждается дело об административном правонарушении. После этого дело прекращается соответственно постановлению. Тут же может быть вынесено постановление о прекращении производства в связи с устранением причины задержания. И на водителя может быть наложен лишь штраф за неправильную парковку".
Однако, говорят эксперты, в этом случае от нарушителя потребуется достаточно высокий уровень правовых знаний и немало терпения.
"Российская газета" на прошлой неделе сообщила о возможном закрытии московской службы эвакуации автомобилей. Мэр Москвы Юрий Лужков потребовал от автоэвакуаторов срочно навести порядок в работе. Это вызвано тем, что на данную службу поступает много жалоб от жителей столицы. Особенно возмущает мэра то, что некоторые сотрудники службы эвакуации вступают в негласный сговор с органами правопорядка, ГИБДД, таксистами и обирают горожан. "Любая система, которая работает не в интересах москвичей, не нужна столице", - подчеркнул Лужков.
Здесь же говорится, что ряд депутатов Государственной Думы готовят законопроект о гуманизации дорожного законодательства. В первую очередь планируется в очередной раз запретить эвакуаторы.
Владимир Ворох
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей