Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Управленческий балласт. Стратегия развития 2020

  • 11:33, 21 февраля 2008
  • Комментариев[0]
Этаким переростком-второгодником представляется экономика России перед непростой задачей инновационного развития. Воспроизвести усвоенные в прошлые годы темы, научиться думать по-новому, желательно не списывать у соседей, в крайнем случае использовать лучшие шпаргалки отличников - и на все не так много времени.
Пока элементы инновационной экономики внедряются в России с громким скрипом. Почему? Мы отвечали на этот вопрос в материалах "Долгая отставка Смита. Проблемы инновационной экономики", "Малый бизнес - инновационная промышленность. Проблемы перехода". Тем временем, задачи Президента о разработке и применении инноваций, адресованные к научной общественности, представителям бизнеса заметно повысили свой статус - вошли в стратегию развития России до 2020 года. Она была представлена главой государства на расширенном заседании Государственного совета. О трудностях перехода экономики с рыночно-сырьевого на инновационный путь можно было судить уже по комментариям участников заседания.

Проблема управленцев
Становление инновационной экономики в России серьезно тормозит отсутствие законодательной базы - в стране нет федерального закона об инновациях и инновационной деятельности; отсутствие национальной и региональных инновационных систем, в рамках которых взаимодействовали бы власть, промышленность, финансовые институты; слабые позиции малого наукоемкого бизнеса - движущей силы инновационного процесса. И это главные, но далеко не все причины "инновационной неуспеваемости" России. Однако, альтернативы внедрению экономики знаний, заявил Президент страны на заседании Государственного совета, у нас нет. Упущенная выгода России от инновационного отставания, по существующим оценкам, составляет $1214 млрд в год. В связи с применением эволюционной теории экономики, Владимир Путин говорил о создании национальной инновационной системы, о повышении производительности труда в 4 раза за 12 лет, о масштабной модернизации производств, о принципиально новом качестве управления предприятиями, о развитии финансовой инфраструктуры, об инвестициях в человеческий капитал, в частности, о развитие национальных систем образования, о системных изменениях в организации медицинской помощи, об обеспечении безопасности россиян. Речь шла также о формировании мотивации к инновационному поведению. Саратовские теоретики инновационной экономики предлагают расшифровывать этот термин с помощью таких понятий, как инновационная способность и инновационная восприимчивость. И с тем и с другим у нас пока беда. Иллюстрация к выводу нашлась сразу же после окончания заседания Госсовета. Говорит Первый проректор СГТУ, профессор, доктор экономических наук Вазген Атоян: "К сожалению, задачу президента - провести принципиальные изменения в стране, поняли не все. Это показали комментарии к выступлению Президента. Говорили те люди, от которых во многом зависит успешный переход российской экономики на инновационный путь. Они отмечали задачи о повышении производительности труда, о переоснащении основных фондов экономики, о социальных проблемах. Да, действительно, об этом говорилось, но говорилось о том, как этого достичь - с помощью внедрения принципов инновационной экономики. Было сказано о фундаменте инновационного развития - об огромном научно-техническом потенциале страны. О необходимости совершенствовать систему образования и здравоохранения, потому, что только образованному и здоровому человеку по силам решать вопросы, связанные с переводом экономики на инновационный путь".
По сути, подобные комментарии участников заседания стали очередным подтверждением слов Президента о неповоротливости, забюрократизованности, коррумпированности госаппарата, отсутствии мотивации к позитивным изменениям в стране.
Проблему дефицита управленцев, способных создать национальную инновационную систему, многие знатоки экономической теории Нельсона готовы ставить во главу списка первоочередных проблем. Более актуальной проблемой в стране является внедрение инноваций, а не их создание. Заместитель директора Института проблем управления РАН по научной работе Дмитрий Новиков в интервью "Ъ" сказал: "В России много интересных разработок на уровне фундаментальной науки, но крайне мало на уровне производственного воплощения, что очень плохо. И в этом смысле устаревшие фонды промышленности оказываются неожиданным подспорьем в развитии инноваций, поскольку кардинальное обновление фондов происходит только на основе новой научно-производственной базы. Но здесь проблемой является отсутствие квалифицированных управленцев. Достаточно грамотных специалистов, но нет инновационных менеджеров". Вазген Атоян: "Необходимо создание национальной и региональных инновационных систем, но кто ее должен создавать - управленцы, начиная с правительства РФ, управленцы в субъектах федерации и ниже, включая предприятия. А есть у нас такие подготовленные управленцы? На мой взгляд нет. И это может стать колоссальной проблемой. Пока мы не сумеем подготовить или переподготовить, или повысить квалификацию нынешних управленцев, которые бы понимали и принимали идеологию перевода экономики России на новый инновационный путь развития, говорить об успешной реализации инновационного сценария будет преждевременно".
О необходимости качественной подготовки менеджеров в сфере производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции говорил и руководитель российского федерального Агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко.
Тезис выступления Президента о новых требованиях к государственному управлению, замечают эксперты, указывает не только на необходимость благоприятного инновационного климата, здесь предстоит говорить и о применении научных перспективных разработок на всех уровнях менеджмента. Напомним, переход на инновационный путь развития предполагает внедрение новейших подходов во всех сферах экономики от социальной до финансовой. Следовательно, стоит ожидать реализации научных идей в системах управления государственными структурами, социальными учреждениями, производственными предприятиями. Разговор о введении инноваций в промышленном секторе мы сопровождали примерами, найдутся ли они в системе управления - вопрос к профессору Вазгену Атояну: "Конечно, мы уже можем говорить о применении новейших технологий в системе управления. В стране разрабатываются и применяются ИТ-решения для автоматизации управления, постоянно обновляются компьютерные системы бухгалтерского учета. Успешно внедрена управленческая инновация в СГТУ. Такой системы управления нет ни в одном вузе: создано 4 департамента - образовательный (обеспечивает образовательную функцию), департамент науки и инноваций (это проведение фундаментальных, поисковых, прикладных исследований, работа технопарка, в котором состоят около 50 фирм и по разработкам ученых создают инновационную продукцию), департамент экономики и финансов, департамент инженерно-технического и социального обеспечения (создание необходимых условий для работы). За разработку и создание такого университетского учебно-научного производственного инновационного комплекса мы получили премию Президента. Эта управленческая инновация, к слову, позволила вузу достичь довольно высокого уровня среди российских университетов".
Однако, важно отличать перспективную инновационную научную разработку от непродуманного организационного решения - таковых в российской действительности, увы, немало. Ситом для нововведений должен стать федеральный закон с четкой формулировкой инноваций и инновационной деятельности. Об отсутствии законодательных норм на федеральном уровне в сфере инноваций мы уже говорили.

Приоритеты
Многие эксперты утверждали - для успешного инновационного развития в стране необходимо определить локомотивные отрасли развития. Этот вопрос предлагалось внести в, так называемый, "инновационный минимум" - комплекс мер, обеспечивающих рост экономики знаний.
Перечень основных инновационных отраслей был представлен министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. Это биотехнологии, космические и атомные технологии, научное приборостроение, машиностроение и энергетическое машиностроение. Позже государственную поддержку получили и разработки на уровне "нано". По словам некоторых специалистов, особенностью российского пути инновационного развития может стать появление прорывных технологий в консервативных отраслях -- нанобетон, биотехнологии в добыче нефти, сжигании угольной пыли.
Существует также мнение, что выбор приоритетных направлений - вопрос для России преждевременный. Вазген Атоян: "На мой взгляд, на сегодняшнем этапе это не столь важно. Приоритетным должно стать создание национальной и региональных инновационных систем. Если мы сегодня в приоритете поставим что-то другое - эффективности в переводе экономики на инновационный путь не будет".
Гораздо важнее, замечает эксперт, сделать грамотный выбор приоритетов в стадиях перевода экономики с рыночной модели на инновационную: создание системы, подготовка инновационных управленцев (может идти параллельно), определение приоритетных секторов экономики, причем как для страны в целом, так и для каждого из регионов. "На федеральном уровне созданы государственные корпорации авиастроения, судостроения, нанотехнологий. Это не значит, что эти направления актуальны для каждого субъекта федерации. Скажем, не строят в области суда, почему судостроение должно быть приоритетом развития экономики региона? Абсурд. Россия - огромная страна с высоким научным потенциалом, нам нельзя копировать подходы Германии, Франции, где перечень приоритетных отраслей экономики ограничен 2 пунктами".
По мнению Первого проректора СГТУ, для Саратовской области должна стать приоритетной атомная, тепловая и гидроэнергетика. Перспективна работа над эффективностью энергетического оборудования для потребностей промышленности и ЖКХ. В числе приоритетных отраслей - машиностроение, в частности, подшипниковое и станкостроительное производство. Разумно развивать лучшие традиции в электронике и приборостроении. "Локомотивом" региональной экономики может стать агрокомплекс. Безусловно, это и информационные технологии, что актуально для всей страны.
В рамках разговора о приоритетах уместно расставить акценты и в выборе: разработки российских ученых - зарубежные технологии.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Юрий Шишков говорит: "Заимствование передовых технологий на Западе желательно и даже необходимо. Но не следует забывать, что нам будут продавать преимущественно вчерашние технологии, а не те, которые сегодня обеспечивают конкурентоспособность на мировых рынках".
Вазген Атоян: "Я считаю этот вопрос непринципиальным. Главное, чтобы мы применяли действительно передовые разработки. Но учитывая высокий научно-технический потенциал нашей страны, и об этом говорил Президент, приоритет должен быть отдан российским ученым. Но если в какой-то отрасли есть разработки, которых мы еще не достигли, то почему бы и нет. Главное, чтобы не было ориентации на импорт технологий".
Международные контакты содержат еще одно опасное явление - продажу российских изобретений зарубежным компаниям. Вопрос об этом зададим экспертам во время подготовки к следующей публикации о проблемах внедрения инновационной экономики.

Анна Дружинина

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 21 февраля 2008
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x