Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Шоп-лифтеры. Партизаны общества потребления

  • 11:00, 6 марта 2008
  • Комментариев[0]
Воровство в магазинах превратилось в довольно распространенное явление. Крадут все - от женских трусиков до холодильников. Западные социологи окрестили это ремесло шоп-лифтингом. Левые интеллектуалы, вроде известных российских политологов Бориса Кагарлицкого и Александра Тарасова, интерпретируют явление в категориях "протеста обществу потребления" и "партизанского сопротивления эпохи глобализации". Другие теоретики, низводят несунов до уровня рядовых клептоманов и, если хотите, тунеядцев, которые просто не хотят платить корпорациям. Идеологи субкультуры объясняют феномен так: это очередное увлечение западного мира, изнывающего от скуки в постиндустриальных джунглях. Наконец, репрессивная система - органы надзора и возмездия - считает крадущих с полок обычными преступниками. "Для нас не существует шоп-лифтеров, - говорит руководитель пресс-службы областного ГУВД Алексей Егоров, - а только лица, подлежащие наказанию в соответствии с Уголовным Кодексом". Кстати, по подсчетам исследователей, из-за магазинных воров компании теряют 5% прибыли.

Освобождение товара
Родина шоп-лифтинга - США. Понятие "магазинный вор" (shoplifter) в 40-е годы прошлого века ввели в обиход американцы: тогда появление магазинов самообслуживания привело, с одной стороны, к увеличению количества покупателей, а с другой - числа воров. С тех пор многие ритейлеры заранее просчитывают и закладывают в статью расходов процент потерь от несунов. В наши дни территория наибольшей активности шоп-лифтеров - Великобритания. Именно в этой стране в конце 70-х воришки стали настоящим бедствием для владельцев супермаркетов. Пока немцы в духе радикалов из Rote Armee Fraкtion взрывали и поджигали сетевые магазины, англичане преспокойненько грабили. Вот сухая статистика: в Британии за месяц "партизаны" могут "обуть" ритейлеров на $860 млн. По данным Европейского института торговли, чаще всего шоп-лифтеры пытаются унести презервативы (57% из которых остается неоплаченными), женское белье (27%), бритвенные лезвия, шоколад, батарейки и алкоголь. Примерно половина всех магазинных краж в Европе приходится на подданых Туманного Альбиона. Второе и третье места в рейтинге занимают Франция и Германия. А самыми честными и дисциплинированными покупателями являются швейцарцы: магазинные кражи составляют всего 0,89% розничного товарооборота Швейцарии.
Нашествие несунов регистрируется в период рождественских распродаж, когда маркеты, прежде всего реализующие одежду и аксессуары, подвергаются массированной атаке небогатых европейцев. Под прикрытием толпы и пользуясь рассеянным вниманием персонала магазинов, шоп-лифтеры чувствуют себя максимально комфортно.
И все же в данном случае речь идет о набегах воришек-индивидуалов, которые крадут либо из спортивного интереса, либо из желания сэкономить. Настоящие "партизаны" действуют группами и их активность не зависит от сезонных скидок и благорасположения менеджеров. В классической бригаде двое участников: один (гладко выбрит, солидно одет, словом, "хороший покупатель") живо интересуется ассортиментом, отвлекая охрану и продавцов-консультантов, второй, как говорят на сленге, "освобождает товар", т.е. избавляет его от магнитных алярмов (штучки, которые пищат) и уносит с собой.
В России крадут в основном кофе, дорогой чай, алкоголь. Размеры и форма должны позволять пронести продукт "на себе". Несуны активизируются ближе к вечеру, с 18.00 до 20.00, когда в магазинах много клиентов.

Откровения "Фили"
- Наименее опытные шоперы дежурят у кассы, - рассказывает саратовский шоп-лифтер Илья по прозвищу "Филя". По его словам, внимание секьюрити концентрируется на дорогих товарах, а жвачка и интим-гели, исчезающие из-под носа кассира, всегда остаются незащищенными. Но это мелочи. Значительно сложнее украсть шампуни и другие "объемные" предметы потребления. Для таких целей воришки надевают "спецодежду" - длинные плащи, куртки с многочисленными внутренними карманами, широкие штаны. Подстраховываются ребята просто: покупают что-нибудь мелкое, взять ту же шоколадку, а уносят бутылку водки, например.
Кражи в книжных магазинах - очень тонкое и почти ювелирное дело. Самые почитаемые в среде радикалов точки - "Дом книги", "Книжный мир", "Читающий Саратов". Один из шоп-лифтеров своими вылазками собрал небольшую библиотеку, не заплатив ни копейки. В коллекции около 70 названий. Вслед за Пьером Прудоном (труд этого теоретика тоже был украден), он считает, что "собственность - это кража". И тут же вполне резонно отмечает: "Главное, чтобы стоимость украденного не превышала МРОТ, иначе - грозит статья УК!".
Визуально технология кражи представляется настоящей головоломкой: сначала воришка берет книгу - долго ее рассматривает, затем ставит на полку. Все это время он держал в руках ненужную книгу, а другой рукой - засовывал искомый "товар" за пояс. Хмурые секьюрити ничего не заметили, а продавцы-консультанты лишь цокали языками вслед этому покупателю - взыскательному библиофилу.
Работать в зале с камерами слежения сложнее. Впрочем, говорит шоп-лифтер, "укромные местечки всегда можно найти". Вор кладет в тележку шампунь, едет туда, где нет камер, или где образовывается "мертвая зона". Кидает шампунь в карман или за пазуху. Примерно таким же образом пропадают баночки кофе, чай, печенье, шоколад, иногда даже замороженные продукты, не исключая пельменей.
В габаритные упаковки дешевых товаров иногда прячут более дорогостоящие продукты - эти манипуляции проводятся прямо в торговом зале.

Украсть и не попасться
Воришки общаются по Интернет: создают сообщества, заводят блоги, на которых обсуждают особенности своего ремесла. В сети есть четыре англоязычных сайта шоп-лифтеров. Российские "партизаны", в отличие от западных коллег, осторожничают - их инициативы не оформлены институционально. Но идеологически продвинутые бойцы встроены в различные политические структуры анархистского, марксистского и леволиберального толка, вроде Транснациональной радикальной партии или Движения за отмену авторских прав.
В Рунете можно найти практические рекомендации, например, как избавиться от магнитных алярмов - для этого магазинные воры используют отвертки. Иногда разрезают вещь лезвием по шву. Так же "магнитную пищалку", советуют интернет-сообщества шоперов, можно ликвидировать обычным магнитом из динамика или же обмотав ее в несколько слоев столовой фольгой. Исключительно осведомлены лифтеры о магнитных полосках, спрятанных в карманах, под воротником, за кожанными лейблами. Говорят, штрих-коды размагничиваются с помощью радиоволн. Достаточно позвонить с мобильного телефона куда угодно и поводить по штрих-коду работающим телефоном.
В некоторых магазинах матерые шоп-лифтеры используют совсем наглую схему - вошел-одел-вышел.
По словам администратора одного из крупнейших сетевых магазинов Саратова, в месяц сотрудники службы безопасности выявляют до 90 краж. Среди воришек они выделяют несколько категорий - дети-молодежь, люди в нетрезвом состоянии и немногочисленную группу из весьма обеспеченных покупателей. На кражах попадаются женщины в дорогих натуральных шубах, их охранники называют больными клептоманией. Однако, другие руководители торговых организаций утверждают - "Людей, действительно страдающих клептоманией, среди воров мало. Обычно кражи совершают вполне вменяемые люди, а клептоманией они только прикрываются. Игра в воров для них - развлечение".
Как рассказал нам представитель саратовского супер-маркета, существует довольно большой выбор технических средств от краж. Пока далеко не все образцы современного оборудования, которое "пищит" и "мигает" в случаях неоплаченной покупки, установлены в саратовских магазинах. Самой популярной и эффективной мерой остается видеонаблюдение. Иногда, кстати, в торговых залах устанавливаются муляжи видеокамер - так воришек берут на испуг. В службах безопасности отмечают - благодаря системам наблюдения выявляются больше половины краж, при помощи противокражного оборудования - только 10%.
Еще один способ усилить контроль за покупателями - установить зеркала, которые помогают обозревать весь зал. Однако, одновременно они помогают и ворам наблюдать за персоналом и всеми перемещениями среди витрин.

Вор среди своих
Впрочем, масштабы хищений шоп-лифтеров в несколько раз проигрывают размерам краж, которые совершают сотрудники магазинов. По данным экспертов, в совокупных незапланированных потерях магазина на долю персонала приходится более 70%. Самая распространенная причина воровства - снизить свои гастрономические расходы. Некоторые сотрудники супермаркетов и универсамов ухитряются проворачивать весьма серьезные аферы, основанные на подмене товаров. Например, на оптовых рынках буквально за копейки покупаются поддельные товары, которые затем занимают место на полках супермаркетов, а подлинные товары по заранее налаженным каналам и магазинным ценам уходят на сторону. Больше половины всех краж в стоимостном выражении приходятся на кассиров. Например, кассир в сговоре с покупателем может фальсифицировать код или использовать дисконтные карты, выданные персоналу для продажи товара своим друзьям и знакомым.
Один из самых распространенных способов краж - манипуляции с незакрытыми чеками - если покупатель использует кредитную карту для оплаты покупок в магазине, кассир может запомнить номер карты и подпись покупателя, а потом сделать двойной слип. После ухода покупателя кассир пробьет на его карту другую покупку, а затем заберет товар, якобы оплаченный этой картой, себе. Если покупатель приобретает большое количество единиц товара, то кассир может пробить один и тот же товар дважды. После ухода покупателя кассир сделает чек на отмену пробитых дважды позиций и заберет деньги себе. Также используется несанкционированный перевод денег на депозиты с последующим снятием средств.
Примерно в половине случаев объектом хищений становится магазин, в остальных - страдает покупатель.

Николай Лыков

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 6 марта 2008
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x