Освобождение товара
Родина шоп-лифтинга - США. Понятие "магазинный вор" (shoplifter) в 40-е годы прошлого века ввели в обиход американцы: тогда появление магазинов самообслуживания привело, с одной стороны, к увеличению количества покупателей, а с другой - числа воров. С тех пор многие ритейлеры заранее просчитывают и закладывают в статью расходов процент потерь от несунов.
В наши дни территория наибольшей активности шоп-лифтеров - Великобритания. Именно в этой стране в конце 70-х воришки стали настоящим бедствием для владельцев супермаркетов. Пока немцы в духе радикалов из Rote Armee Fraкtion взрывали и поджигали сетевые магазины, англичане преспокойненько грабили. Вот сухая статистика: в Британии за месяц "партизаны" могут "обуть" ритейлеров на $860 млн. По данным Европейского института торговли, чаще всего шоп-лифтеры пытаются унести презервативы (57% из которых остается неоплаченными), женское белье (27%), бритвенные лезвия, шоколад, батарейки и алкоголь. Примерно половина всех магазинных краж в Европе приходится на подданых Туманного Альбиона. Второе и третье места в рейтинге занимают Франция и Германия. А самыми честными и дисциплинированными покупателями являются швейцарцы: магазинные кражи составляют всего 0,89% розничного товарооборота Швейцарии.
Нашествие несунов регистрируется в период рождественских распродаж, когда маркеты, прежде всего реализующие одежду и аксессуары, подвергаются массированной атаке небогатых европейцев. Под прикрытием толпы и пользуясь рассеянным вниманием персонала магазинов, шоп-лифтеры чувствуют себя максимально комфортно.
И все же в данном случае речь идет о набегах воришек-индивидуалов, которые крадут либо из спортивного интереса, либо из желания сэкономить. Настоящие "партизаны" действуют группами и их активность не зависит от сезонных скидок и благорасположения менеджеров. В классической бригаде двое участников: один (гладко выбрит, солидно одет, словом, "хороший покупатель") живо интересуется ассортиментом, отвлекая охрану и продавцов-консультантов, второй, как говорят на сленге, "освобождает товар", т.е. избавляет его от магнитных алярмов (штучки, которые пищат) и уносит с собой.
В России крадут в основном кофе, дорогой чай, алкоголь. Размеры и форма должны позволять пронести продукт "на себе". Несуны активизируются ближе к вечеру, с 18.00 до 20.00, когда в магазинах много клиентов.
Откровения "Фили"
- Наименее опытные шоперы дежурят у кассы, - рассказывает саратовский шоп-лифтер Илья по прозвищу "Филя". По его словам, внимание секьюрити концентрируется на дорогих товарах, а жвачка и интим-гели, исчезающие из-под носа кассира, всегда остаются незащищенными. Но это мелочи. Значительно сложнее украсть шампуни и другие "объемные" предметы потребления. Для таких целей воришки надевают "спецодежду" - длинные плащи, куртки с многочисленными внутренними карманами, широкие штаны. Подстраховываются ребята просто: покупают что-нибудь мелкое, взять ту же шоколадку, а уносят бутылку водки, например.
Кражи в книжных магазинах - очень тонкое и почти ювелирное дело. Самые почитаемые в среде радикалов точки - "Дом книги", "Книжный мир", "Читающий Саратов". Один из шоп-лифтеров своими вылазками собрал небольшую библиотеку, не заплатив ни копейки. В коллекции около 70 названий. Вслед за Пьером Прудоном (труд этого теоретика тоже был украден), он считает, что "собственность - это кража". И тут же вполне резонно отмечает: "Главное, чтобы стоимость украденного не превышала МРОТ, иначе - грозит статья УК!".
Визуально технология кражи представляется настоящей головоломкой: сначала воришка берет книгу - долго ее рассматривает, затем ставит на полку. Все это время он держал в руках ненужную книгу, а другой рукой - засовывал искомый "товар" за пояс. Хмурые секьюрити ничего не заметили, а продавцы-консультанты лишь цокали языками вслед этому покупателю - взыскательному библиофилу.
Работать в зале с камерами слежения сложнее. Впрочем, говорит шоп-лифтер, "укромные местечки всегда можно найти". Вор кладет в тележку шампунь, едет туда, где нет камер, или где образовывается "мертвая зона". Кидает шампунь в карман или за пазуху. Примерно таким же образом пропадают баночки кофе, чай, печенье, шоколад, иногда даже замороженные продукты, не исключая пельменей.
В габаритные упаковки дешевых товаров иногда прячут более дорогостоящие продукты - эти манипуляции проводятся прямо в торговом зале.
Украсть и не попасться
Воришки общаются по Интернет: создают сообщества, заводят блоги, на которых обсуждают особенности своего ремесла. В сети есть четыре англоязычных сайта шоп-лифтеров. Российские "партизаны", в отличие от западных коллег, осторожничают - их инициативы не оформлены институционально. Но идеологически продвинутые бойцы встроены в различные политические структуры анархистского, марксистского и леволиберального толка, вроде Транснациональной радикальной партии или Движения за отмену авторских прав.
В Рунете можно найти практические рекомендации, например, как избавиться от магнитных алярмов - для этого магазинные воры используют отвертки. Иногда разрезают вещь лезвием по шву. Так же "магнитную пищалку", советуют интернет-сообщества шоперов, можно ликвидировать обычным магнитом из динамика или же обмотав ее в несколько слоев столовой фольгой. Исключительно осведомлены лифтеры о магнитных полосках, спрятанных в карманах, под воротником, за кожанными лейблами.
Говорят, штрих-коды размагничиваются с помощью радиоволн. Достаточно позвонить с мобильного телефона куда угодно и поводить по штрих-коду работающим телефоном.
В некоторых магазинах матерые шоп-лифтеры используют совсем наглую схему - вошел-одел-вышел.
По словам администратора одного из крупнейших сетевых магазинов Саратова, в месяц сотрудники службы безопасности выявляют до 90 краж. Среди воришек они выделяют несколько категорий - дети-молодежь, люди в нетрезвом состоянии и немногочисленную группу из весьма обеспеченных покупателей. На кражах попадаются женщины в дорогих натуральных шубах, их охранники называют больными клептоманией. Однако, другие руководители торговых организаций утверждают - "Людей, действительно страдающих клептоманией, среди воров мало. Обычно кражи совершают вполне вменяемые люди, а клептоманией они только прикрываются. Игра в воров для них - развлечение".
Как рассказал нам представитель саратовского супер-маркета, существует довольно большой выбор технических средств от краж. Пока далеко не все образцы современного оборудования, которое "пищит" и "мигает" в случаях неоплаченной покупки, установлены в саратовских магазинах. Самой популярной и эффективной мерой остается видеонаблюдение. Иногда, кстати, в торговых залах устанавливаются муляжи видеокамер - так воришек берут на испуг. В службах безопасности отмечают - благодаря системам наблюдения выявляются больше половины краж, при помощи противокражного оборудования - только 10%.
Еще один способ усилить контроль за покупателями - установить зеркала, которые помогают обозревать весь зал. Однако, одновременно они помогают и ворам наблюдать за персоналом и всеми перемещениями среди витрин.
Вор среди своих
Впрочем, масштабы хищений шоп-лифтеров в несколько раз проигрывают размерам краж, которые совершают сотрудники магазинов. По данным экспертов, в совокупных незапланированных потерях магазина на долю персонала приходится более 70%. Самая распространенная причина воровства - снизить свои гастрономические расходы. Некоторые сотрудники супермаркетов и универсамов ухитряются проворачивать весьма серьезные аферы, основанные на подмене товаров. Например, на оптовых рынках буквально за копейки покупаются поддельные товары, которые затем занимают место на полках супермаркетов, а подлинные товары по заранее налаженным каналам и магазинным ценам уходят на сторону. Больше половины всех краж в стоимостном выражении приходятся на кассиров. Например, кассир в сговоре с покупателем может фальсифицировать код или использовать дисконтные карты, выданные персоналу для продажи товара своим друзьям и знакомым.
Один из самых распространенных способов краж - манипуляции с незакрытыми чеками - если покупатель использует кредитную карту для оплаты покупок в магазине, кассир может запомнить номер карты и подпись покупателя, а потом сделать двойной слип. После ухода покупателя кассир пробьет на его карту другую покупку, а затем заберет товар, якобы оплаченный этой картой, себе. Если покупатель приобретает большое количество единиц товара, то кассир может пробить один и тот же товар дважды. После ухода покупателя кассир сделает чек на отмену пробитых дважды позиций и заберет деньги себе. Также используется несанкционированный перевод денег на депозиты с последующим снятием средств.
Примерно в половине случаев объектом хищений становится магазин, в остальных - страдает покупатель.
Николай Лыков
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей