На сегодня ситуация выглядит следующим образом: окружная избирательная комиссия, почти через две недели после даты голосования, сочла выборы недействительными. О том, почему судьба народного волеизъявления решалась так долго, мы поговорим ниже, а сейчас отметим сам факт. Большинство членов ОИК решили, что "допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить волеизъявление избирателей". Это - ст.61, пункт 9, подпункт а Закона Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области", и он гласит, что в подобном случае итоги выборов должны быть отменены. Итак, округ остался без своего представителя в гордуме, а те люди, которые пришли 2 марта на избирательные участки и сделали свой выбор, лишились возможности через представительную власть повлиять на решение самых насущных проблем. Как долго это "безвластие" будет продолжаться, сказать пока нельзя: скорее всего, одна из сторон в электоральном споре обратится в суд. А если этого не произойдет или если суд не примет решения о победе одного из двух соперничающих кандидатов, повторные довыборы пройдут только осенью - именно тогда, и никак не раньше федеральное законодательство позволяет назначение следующей даты голосования.
А теперь вспомним, как развивались события в те почти полные две недели, что прошли со дня голосования. Уже в ночь со 2 на 3 марта коммунисты сделали первые громогласные заявления о том, что победил их кандидат - скандально известный журналист Сергей Михайлов, последние несколько лет не вылезавший из судов и продолжающий критику "Единой России". Это было заявлено, несмотря на то, что данные протоколов, составленных по итогам голосования, говорили о победе кандидата от "ЕР" Андрея Иванова. Затем помещение окружной избирательной комиссии заполнили представители КПРФ, кандидата этой партии и просто люди крепкого телосложения. Наблюдатели тогда отмечали, что некоторые из них имеют отношение к частной охранной структуре "Легион", которая, как известно, входит в группу "Астэк". О связи "Астэк" и регионального отделения КПРФ сказано уже немало, но, пожалуй, впервые в саратовской новейшей истории частный бизнес проявил настолько сильную заинтересованность в исходе политического процесса. На этот раз спонсоры коммунистов не ограничились просто финансированием партии, но задействовали еще и человеческий, если не сказать силовой ресурс. Причем использовали его настолько жестко, что дали повод представителям "Единой России" говорить о давлении на окружную избирательную комиссию и чуть ли не о попытке силового захвата здания администрации Заводского района, где, собственно, и располагалась ОИК. То есть, если называть вещи своими именами, произошло фактически вмешательство частного бизнеса в избирательный процесс. Насколько оно было законным, решать должны, наверное, судебные органы.
В свою очередь, местное отделение "Единой России" прокомментировало те события следующим образом: "Понимая, что выиграть честно не получится, представители КПРФ решили использовать нелегитимные методы борьбы. Они устраивали всевозможные акции протеста, выставляли несанкционированное оцепление у административных зданий, причем, использовали охранные структуры частных фирм с сомнительным прошлым. Дошло до того, что КПРФ неоднократно вводила избирателей в заблуждение, заявляя о своей победе в Заводском районе. Эти методы захвата власти полукриминальными, олигархическими организациями вновь и вновь апробируют в нашей области представители КПРФ во главе с их лидером Рашкиным".
В итоге работа окружного избиркома была буквально парализована на несколько дней. Председатель ОИК, как сообщали СМИ, с сердечным приступом попала в больницу. Из-за отсутствия кворума члены избиркома несколько дней не могли пересчитать голоса избирателей, чего, напомним, добивались как раз коммунисты. В процесс пришлось вмешаться правоохранительным органам. И лишь после того, как сотрудники милиции навели порядок в помещении ОИК, а прокуратура восстановила законность, члены избиркома смогли нормально выполнять свои обязанности. При этом показательна позиция представителей регионального отделения "Единой России". Они до последнего призывали своих оппонентов действовать в рамках законодательства, не делать скоропалительных заявлений о том, кто победил на выборах и даже напоминали, что решение об этом лежит вне компетенции политиков.
Кандидаты на депутатский мандат теперь могут лишь высказывать свое мнение относительно того, что произошло. Вот как, например, отозвался о последних событиях кандидат в депутаты гордумы от "Единой России" Андрей Иванов. "Я думаю, что сейчас уже можно говорить о намеренном срыве выборов. Только лица, которые все силы направили на то, чтобы дестабилизировать обстановку, не учитывают тот факт, что в данной ситуации, прежде всего, пострадали люди, проживающие на территории 6-го округа Заводского района, которые полгода будут лишены своего представителя в городской Думе".
С этой оценкой трудно не согласиться. Действительно, в последние годы коммунисты регулярно оказывались участниками постоянных митингов и пикетов , письма президенту и запросы в правоохранительные органы - вот далеко не полный перечень "мер", которые они принимают для того, чтобы хоть как-то заявить о себе. Большего им добиться не удается, ведь для этого представительство КПРФ в органах власти слишком мало. Остается одно: становиться в позу вечно обиженных и рассчитывать не на успех в конкурентной борьбе, а на силовые методы.
Надежда Хабарова
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей