В российской экономической системе сложилась ситуация, при которой преобладают нормы двойной морали. Речь идет о создании преференций для одних предприятий и жестких условий для других. Тем самым чиновниками разрушается один из основополагающих механизмов рыночной экономики - механизм конкуренции, который, собственно, и заставляет предпринимателей создавать инновации. В результате у предприятий отсутствуют стимулы для создания инновационных продуктов, а экономика лишается перспективы развития.
Складывающиеся отношения между бюрократией и предприятиями в российской экономической системе можно считать той отрицательной формой социального капитала, которая препятствует нормальному функционированию экономики.
Для создания позитивных форм социального капитала необходима способность общества к созданию длительных доверительных отношений, не основанных только по семейному, клановому, национальному и т.п. групповому признаку.
Система так называемых откатов представляет собой чисто российское явление. Причина - не в особом моральном уродстве российского населения, а в наличии институциональных предпосылок, имеющих исторические корни. В России не существовало опыта демократии, гражданское общество просто не могло сформироваться в условиях абсолютной монархии и административно-командного строя. Люди, жившие при этих системах, учились никому не доверять, подчиняться власти и не проявлять никакой инициативы.
Влияние социального капитала общества, понимаемого как доверие, нормы и сети, способные повысить эффективность совместных действий, на деятельность государственных служащих исследовал американский социолог Патнем. Он рассматривал различия в экономическом развитии отсталого Юга и процветающего Севера Италии и пришел к выводу о том, что причина подобного неравномерного экономического развития заключается в отсутствии социального капитала в Южной Италии и соответственно его наличии на Севере. Это, в свою очередь, обусловлено зависимостью от исторической траектории развития данных регионов. Так, на Юге Италии Королевство Сицилия осуществляло правление в течение 700 лет вплоть до объединения страны в 1861 г. Это было абсолютистское государство, которое преднамеренно препятствовало формированию социального капитала. Данный режим пытался контролировать своих подданных, имел тайную полицию и т.п. Длительное существование абсолютистского режима породило всеобщее недоверие и разобщенность, а также привело к созданию крупнейшей мафиозной структуры. Сицилийская мафия изначально зародилась как тайная крестьянская организация взаимопомощи. Таким образом, различия в характере социального капитала разных регионов обусловлено политическими формами правления в прошлом.
Оказалось, что в регионах, где население обладало гражданской солидарностью, правительства оказывали услуги с большей эффективностью, чем в регионах с отрицательным социальным капиталом. Эффективность работы чиновников - есть функция культуры гражданственности, ответственности перед обществом и способности к коллективной защите своих интересов.
В странах, богатых социальным капиталом, граждане рассматривают правительство как поставщика общественных благ. Они предпринимают усилия по контролю за деятельностью правительства, выражают свое мнение относительно качества его работы.
Наличие сильного социального капитала, то есть традиций коллективизма и сотрудничества, является необходимым условием успешного государственного управления данным сообществом и что мероприятия, проводимые на территории со слабым социальным капиталом, обречены на провал. Социальный капитал воздействует на эффективность государственного управления тремя способами:
- через усиление ответственности правительства, его отчетность перед гражданами за эффективность защиты общественных интересов, а не узких интересов олигархических групп;
- путем облегчения достижения консенсуса при различиях политических взглядов;
- путем обеспечения стимулов к управленческим инновациям.
Там, где социальный капитал отсутствует, граждане рассматривают государственных служащих как источник частных благ, выступая в качестве просителей. Просьбы касаются предоставления рабочего места, каких-либо преференций.
Подобная ситуация складывается в настоящее время в российской экономике. В отсутствие гражданского контроля за их деятельностью чиновники заняты обслуживанием узких интересов, предоставлением преференций и льгот, "крышеванием" приближенных фирм и т.п. Отсутствие или слабость формальных институтов способствовали активному развитию теневых отношений, которые стали барьером для экономического развития страны. Отсутствие позитивного социального капитала является причиной медленного развития экономики России и других стран с переходной экономикой.
Для начала необходимо понимание обществом сущности социального капитала и его роли в экономическом развитии. Этому посвящены многочисленные исследования социального капитала в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Концепция социального капитала представляет собой новое явление для экономической сферы, поскольку прежде исследовалось в рамках других социальных наук - социологии, политологии.
Каким же образом формируется социальный капитал? Существуют различные ответы на этот вопрос. В рамках первого подхода решающая роль в формировании социального капитала отводится культурному фактору, социальным взаимодействиям, членству в различных добровольных объединениях. Способность людей объединяться зависит от наличия у них общих норм и ценностей и способности подчинять свои индивидуальные интересы интересам более крупных групп.
Другой подход представляет собой попытку представить социальный капитал как функцию институциональных факторов. Законодательная система и защита прав собственности способствуют возникновению в обществе климата доверия при условии, что эти институты функционируют справедливо и эффективно. При этом общество знает, что нарушители правил и контрактных отношений будут преданы правосудию, что люди не дают взятки, не прибегают к шантажу и не способствуют коррупции. У частного сектора остается больше ресурсов для инноваций и инвестиций, так как меньше средств затрачивается на защиту от незаконного нарушения прав собственности, на охрану, уплату взяток и т.п.
Кроме прямого воздействия законодательной системы и защиты прав собственности существует косвенный механизм влияния на социальный капитал общества путем стимулирования рыночной активности.
Размер правительственного аппарата - другой показатель степени доверия к индивидуальному выбору. При усиленном росте государственных расходов по сравнению с частными, происходит замещение индивидуального выбора правительственными решениями, снижается степень экономической свободы. Вследствие этого увеличивается сложность осуществления рыночных трансакций.
Стабильность денежной единицы позволяет доверять ценности денег, способствует добровольным трансакциям и исполнению контрактов.
Таким образом, формирование социального капитала является совместной задачей государства и гражданского общества, необходимым условием эффективного функционирования экономики и её перехода на инновационный путь развития.
Елена Полякова, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Экономики и управления в строительстве" СГТУ
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....