Ученые России имеют определенный багаж разработок. Если же говорить о причинах, по которым они так и остаются теоритическими выкладками - это их низкая инвестиционная привлекательность, отсутствие конструктивного сотрудничества ученых с бизнесом. Если говорить конкретно о биотехнологиях, надо признать и недостаток, так называемого, политического и финансового сопровождения, исследования на уровне "нано" в этом плане оказались намного удачливее.
Весомый вклад в развитие биотехнологий были бы рады внести и саратовские ученые.
Этанольный бум
Более 10% автомобилей в США работают или могут работать на альтернативном топливе, включая этанол. В Европе к 2015 году запланировано перевести на биотопливо 8% транспортных средств. В Бразилии на спирте ездят более 3 000 000 автомашин, а еще 16 000 000 - на смеси этанола и бензина. Cмеси под названием Е-10, Е-85 широко применяются в мире. Швеция к 2020 году планирует свести использование нефти и газа к минимуму.
Речь идет о снижении зависимости от импорта традиционного топлива и решении экологических проблем. Известно, что при сгорании биотоплива сокращаются выбросы парниковых газов, замена 10% продуктов углеводородного сырья биоэтанолом (этиловый спирт) позволяет снизить объем вредных выбросов на 30%. Большинство исследований показывает, что применение биотоплива обеспечивает снижение выбросов моноксида углерода и углеводородов. Биотопливо практически не содержит серы.
Производят биоэтанол (100% спирт) из кукурузы, зерна, сахарного тростника, картофеля, свеклы, есть заводы по выработке этого жидкого альтернативного горючего из риса, кукурузной соломы. Высокий спрос на сырье для биотоплива в некоторой степени послужил росту мировых цен на зерновые.
В России моторное биотопливо не производится и практически не используется. Хотя, еще в СССР над этой проблемой активно работали и в Саратове была разработана технология производства альтернативного экологически чистого топлива из сахарного сорго. Сегодня этанольный бум сделал эту разработку весьма актуальной, ее хорошие перспективы подтверждают авторитетные российские эксперты. Заместитель директора Российского научно-исследовательского и проектно-технологического института "Россорго" Анатолий Ишин рассказывает: "Сок сахарного сорго содержит 20% водорастворимых сахаров. Причем на полезные глюкозу и фруктозу приходится 60%, на сахарозу - 40%. Экономическая выгода применения этой культуры очевидна. Сорго дает 250-300 ц. зеленой массы с гектара, из этого количества мы получаем 2,5-3 т. этанола. А из тонны зерна можно получить 400-420 л. этанола. Урожай у нас самый высокий - 3 т. с гектара, 400 л. умножаем на 3, получается только 1 200 л. с га. И это при весьма высоких ценах на зерно, которые, судя по всему, снижаться не будут".
Технология эта, напомним, может использоваться с целью оздоровления экологической ситуации. А в подобных проектах, чаще всего, необходимо участие государства. В цивилизованных странах неинтересные бизнесу, но необходимые обществу проекты, финансирует государство. Представители российского правительства пару лет назад во время посещения института, вспоминает Анатолий Ишин, выразили готовность направить около 40 млн руб. на создание пилотной установки по производству этанола из сорго. Саратовские ученые обещали использовать в этой работе опыт применения иммобилизованных ферментов, нанотехнологий. Средства так и не поступили. Показательным оказалось наше общение с представителями саратовского областного министерства сельского хозяйства. То мы не занимаемся биотехнологиями, то мы владеем полной информацией о развитии этого направления. Однако, на запрос о реализации всех научных проектов на территории области и о коллективах, которые ведут разработку технологий, в министерстве указали только 2 научных учреждения - ГНУ НИИСХ Юго-Востока и ФГНУ РосНИИСК "Россорго". В списке нет СГАУ, в котором работает кафедра биотехнологии, селекции, генетики, нет СГУ с биофаком, нет успешного научно-производственного предприятия "Биоамид".
Производство биоэтанола отчасти решает и проблему альтернативного топлива, смягчает суровые прогнозы энергетического голода, предстоящего дефицита углеводородов. Но вряд ли кто-то в России будет инвестировать в производство альтернативного горючего при столь высоких ценах на нефть и таких далеких перспективах на пустые скважины. А вот экспорт биоэтанола - вполне рентабельный проект. "Этанольным бумом" уже воспользовались предприимчивые соседи. Генеральный директор института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько в одном из выступлений рассказывал: "Первый завод биоэтанола в СНГ запущен в 2006 году в Казахстане, в прошлом - в Таджикистане. В Украине строится три завода, запуск в этом году. В России - несколько проектов, готовых к строительству".
Анатолий Ишин рассказывал о деловом визите в "Россорго" киргизских бизнесменов. В рамках американского инвестиционного проекта в Киргизии строится 5 заводов по производству этанола. Вся продукция в течении 10 лет будет экспортироваться в США. А использоваться на этих заводах будет саратовская технология, уже закуплены семена сорго.
Конечно, мировые "страсти по этанолу" позволят увеличить нам посевные площади зерновых и извлечь максимальную выгоду из реализации сырья по довольно высоким ценам, но мы говорим об использовании научного потенциала, применении перспективных технологий, развитии наукоемких сфер экономики.
ГМП на остановке
Пока, по словам самого авторитетного саратовского эксперта-биотехнолога Анатолия Ишина, не нашли применения и разработки местных ученых в относительно молодой сфере биотехнологий - генной инженерии.
Работы по изменению ДНК организмов сегодня ведутся в Саратовском институте биохимии и физиологии растений, НИИ сельского хозяйства Юго-Востока, в институте "Россорго", учеными СГУ. В разговоре с заведующим кафедрой генетики классического университета, профессором, доктором биологических наук Валерием Тырновым не обошлось без упоминания о масштабах производства ГМП в США, Европе, об экспериментах зарубежных коллег. Страны старого света потребляют больше 30 000 000 т. трансгенной сои в год. Американские ученые выделили ген человека, который определяет качество женского грудного молока. Его встроили в ДНК коров, коз и получили ценное сырье для продуктов детского питания. Украинские ученые говорили о перспективе соединения гена человека с геномом картофеля. "Есть вещество интерферон - противовирусный препарат, сделанный из клеток крови. А 30% картофеля поражается вирусом. Этот встроенный ген производит свой продукт и защищает от вирусов картошку". Надо заметить, эту идею осудила Православная церковь.
В Саратове добиваются высокой устойчивости кукурузы к вредителям, вирусам, гербицидам. Проводятся эксперименты по введению в геном кукурузы гена люцерны - это повысит качество белка. Валерий Тырнов подробно рассказал о работах с тем же сорго. Эта культура содержит много сахаров, но они не кристаллизуются в отличии от веществ сахарного тростника, можно получить лишь патоку. Для того, чтобы производить из сорго традиционный пищевой продукт- сахар, который в больших объемах ввозится на территорию Саратовской области, можно ввести в геном сорго ген сахарного тростника.
Впрочем, в последнее время СМИ активно рассказывают о смелых экспериментах генной инженерии, активно обсуждают вред и пользу трансгенных продуктов. Нас проинформировали об угрозе всемирного голода, попытались убедить в необходимости ГМП, предупредили о содержании ГМО в большинстве импортных продуктов. Вся эта информационная ГМП-акция видится корректировкой общественного мнения перед разрешением Госдумой оборота более широкого списка трансгенных продуктов. На успехах науки эта медиа-песня никак не сказывается, да и оптимизма ученым не прибавляет. В Саратове, например, нет ни одной электронной пушки. С помощью этих пушек векторные системы с инородным геном буквально выстреливают в хромосом растения. Наши ученые выезжали для экспериментов в Москву. Подобным зарубежным оборудованием располагает кроме столицы лишь Санкт-Петербург и Новосибирск. Доля России в мировом объеме биотехнологической продукции не превышает 0,2%.
"Создайте нам условия" - повторяют представители отечественной науки и в большинстве случаев подразумевают государственное финансирование. Опыта партнерских, взаимовыгодных отношений с бизнесом, которые могут служить источником средств для развития проектов, у наших ученых, по большому счету, нет. А дельные предложения имеются. С тем же сорго. Анатолий Ишин рассказывает: "Я не вижу необходимости вводить ген сахарного тростника в сорго и добиваться кристаллизации сахаров. Вот в хлебопекарной промышленности перед тем, как добавить сахар в дрожжевое тесто, его разводят, делают сироп. И производители напитков и кондитеры могут использовать сироп, который можно получить из сахарного сорго. И этот продукт будет проще в производстве и дешевле сахарного песка".
Незавидную судьбу многих научных разработок эксперты объясняют пассивной позицией ученых. Инновационная модель экономики, которую планируют построить в России, предполагает ориентацию научных сотрудников на потребности бизнеса, тесное взаимодействие с производственными компаниями, с малыми наукоемкими предприятиями. О трудностях инновационных процессов мы говорили, не так давно на качество инновационных разработок в очередной раз обратили внимание саратовские специалисты. "На сегодняшний день финансовая и маркетинговая составляющие большинства инновационных проектов, являющихся потенциальными претендентами на венчурное финансирование, практически не проработаны", - сказала в одном из интервью замминистра экономического развития и торговли области Наталья Попкова.
Известно, что необходимо менять менталитет ученого, формировать инновационное поведение, но Анатолий Ишин сетует - чрезвычайно трудно набрать аспирантов на кафедру биотехнологии, селекции, генетики СГАУ. Большинство перспективных воспитанников уезжают за рубеж, - еще одну проблему развития отечественных биотехнологий называет Валерий Тырнов.
Между тем, экономика знаний, строительство которой объявили российские власти, неким "паровозом" инновационного процесса видит ученого, университетские комплексы.
Но недавняя пиар-акция ГМП обошла эти вопросы стороной - нам не рассказали ни о перспективных идеях российских биотехнологов, ни о ведущих специалистах о этой сфере. Главными героями публикаций стали картошка со скорпионом. Надо полагать, импортные. В России-то посевов культур с измененным ДНК нет и наука не в самом хорошем виде. Грамотный ход. Ведь и в самом деле, трансгенная заморская картошка быстро завоевала массы. На рынках, на остановках Саратова можно встретить продавцов клубней картофеля, который не боится колорадского жука по 20 рублей за штуку. К приему зарубежных ГМП, будь готов.
Анна Дружинина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей