С 1998 года удалось поднять или собрать 78 затопленных, полузатопленных и брошенных на берегу плавсредств. Ежегодно на саратовском участке акватории Волги выявляется до десятка новых бесхозных объектов.
По словам речников, между Саратовом и Энгельсом можно найти колесные пароходы, курсировавшие сто лет назад. Есть сведения, что возле одной из опор автомобильного моста на глубине лежит ледокол, построенный в 1896 году.
"Из баков поднятых объектов было извлечено более 70 т. топлива, - сообщил помощник прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Владимир Федотов.
В частности, в поднятом колесном пароходе "1 мая" находилось 8 т. мазута, в одной из нефтеналивных барж - 20 т, в теплоходе "Профессор Мечников" - 40 т. нефтепродуктов.
У большинства объектов, значащихся в "подводном списке", владельцев нет. Но даже когда известно, что найденная груда металла когда-то числилась за той или иной организацией, заставить собственника утилизировать судно оказывается нереальным: после банкротства приборомеханического завода 650-тонный сухогруз, затопленный в черте Саратова, оказался бесхозным.
У контролирующих структур появился эффективный рычаг влияния на владельцев металлолома: зарегистрирована методика определения ущерба, наносимого окружающей среде затонувшими судами.
"Когда экологи смогли оценить конкретную сумму вреда (например, в 5 млн руб.), сразу стало ясно, что поднять корабль будет дешевле, чем платить по санкциям, - говорит начальник отдела надзора за водными объектами и безопасностью ГТС управления Росприроднадзора по Саратовской области Владимир Сыров.
Сегодня основную работу по избавлению Волги от ржавого железа выполняют предприниматели. Постоянно растущий спрос на металл сделал эту работу выгодной. По утверждению речников, этот бизнес хоть и требует большого вложения сил и средств, но приносит неплохую прибыль. Тем не менее, желающих заработать денег, сделав благое дело, становится меньше. 5 лет назад в области официально работали 4-5 фирм, занимавшихся подъемом затонувших судов, в этом году о своих намерениях очищать Волгу заявили две.
Чтобы добиться разрешения на утилизацию плавсредства, легальному бизнесу сегодня в среднем требуется около года. "Добро" нужно получить от разнообразных инстанций, начиная от рыбинспекции (у которой нет своего подразделения в Саратове, а потому на согласование документы приходится отправлять в Астрахань) и заканчивая гидрометом, ведущим мониторинг по загрязнению Волги.
Еще одной серьезной проблемой для предпринимателей, занимающихся подъемом судов, являются охотники за металлом, нелегально работающие на полузатонувших объектах. "Эти пираты срезают макушки, а остатки судна потом заиливаются. Когда же от него остается одна "подошва", затраты значительно возрастают", - поясняет предприниматель Владимир Кулапин.
Бывает, что жизнь "санитаров Волги" усложняет неожиданное появление владельцев затонувших судов. До подъема их чаще всего днем с огнем не сыщешь, а вот уже после граждане активно заявляют о своих правах на груду железа и пытаются выторговать с предпринимателей свою долю. Если стороны не приходят к консенсусу, работа может встать надолго.
Региональный комитет охраны окружающей среды и природопользования подготовил проект программы экологического оздоровления области. В нем вопросы очистки водоемов от затонувших судов отражения не нашли. Как пояснил начальник отдела природоохранных целевых программ комитета Виктор Манаенков, поскольку Волга является федеральным объектом, то и решать проблему, по его мнению, необходимо на федеральном уровне. Об этом сообщает "Российская газета".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 19:37Новости
-
Сегодня, 19:21Новости
-
Сегодня, 18:54Новости
-
Сегодня, 18:02Новости
-
Сегодня, 17:53Новости
-
Сегодня, 17:45Новости
-
Сегодня, 17:38Новости
-
Сегодня, 17:35Новости
-
Сегодня, 17:28Новости
-
Сегодня, 17:27Новости