Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Автошколы. Куда мы катимся?

  • 12:00, 5 сентября 2008
  • Комментариев[0]
Массовая автомобилизация, наряду с другими российскими городами, захватила и Саратов. А крылатая фраза "автомобиль не роскошь, а средство передвижения" как никогда актуальна. В семьях, где уже есть один "четырехколесный друг" стараются завести второго, а кто-то и третьего. И вот в условиях увеличивающейся популярности личного транспорта, растет и число желающих им управлять. А спрос, как известно, рождает предложение - автошкол с каждым годом становится все больше. Как и участников дорожного движения. По данным облГИБДД, в 2007 году гражданам было выдано 20 034 водительских удостоверений, а за 6 месяцев этого года - уже 24 315.
В последние пару лет к массовой записи в автошколы подстегивала также и информация об увеличении сроков обучения и его существенном подорожании. И вот в июле гаишники наконец-то такие слухи развеяли. На заседании организационного комитета второго международного конгресса "Безопасность на дороге ради безопасности жизни", проходившем в Санкт-Петербурге, глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов будущих автомобилистов успокоил. Он заявил, что ГИБДД совместно с Министерством образования РФ готовит новые стандарты для автошкол. В случае их принятия, смысла в увеличении сроков обучения не будет.

Найди десять отличий
На первый взгляд все автошколы одинаковы. У всех есть соответствующая техническая база, квалифицированный, как заверяют в профильных заведениях, преподавательский состав и необходимая документация. Но качество обучения на деле уж очень разнится. И зависит это не только от способностей курсанта, но в первую очередь от школьной программы. Выбор автошколы, в основном, происходит по трем принципам - территориальному, денежному или что называется "товарищ посоветовал".
Обзвонив приличное количество саратовских школ, выяснилось, что разница в ценах на обучение и его длительности есть, но она невелика, а вот учебные планы отличаются значительно. Стоимость получения знаний варьируется от 9,5 до 11 тыс. руб. В эту сумму входит оплата теории и практики, а также бензин. Обучать местные "машинные" школы обещают от 5-ти недель ежедневных занятий до 2,5 месяцев со встречами 2-3 раза в неделю. Уроки могут проходить как в помещениях, снимаемых внутри жилых домов, так и в специализированных и отлично оборудованных классах собственного здания. Основные отличия в обучении заключаются в практических курсах. В одних автошколах считают, что 14-ти час. вполне достаточно для того, чтобы научиться управлять машиной, в других - за баранкой сидят и по 23, и по 28, и по 30 час. Максимальное количество практики в местных школах составляет 32 час. Правда тут есть подвох - в некоторых учебных заведениях длительность занятий рассчитывают исходя из академического часа, то есть 45 мин, а не астрономического, как положено. Поэтому большинство школ, для закрепления полученных знаний или в качестве помощи отстающим, предлагают дополнительные практические уроки. Которые, естественно оплачиваются отдельно, и идут по средней цене 350-400 руб./час. Стоит отметить, что не у всех школ имеется собственный автодром, и у еще меньшего количества, компьютерные и механические автотренажеры, что особенно важно для новичков. В некоторых автошколах можно вносить плату по частям, а для студентов и учащихся действуют скидки, которые обычно составляют 10%. Внимательно стоит отнестись и к условиям заключаемого договора. В процессе обучения есть вероятность подорожания образовательной услуги, и в случае, если вы внесли за занятия не всю изначально обговоренную сумму, с вас могут потребовать гораздо больше денег, чем называли в начале.

Какую баранку крутить?
Еще один важный для многих фактор при выборе автошколы - это автомобильный парк. И хотя гаишники считают, что курсант не должен выбирать автомобиль, так как сдающие на категорию "В" должны уметь с легкостью ездить и на УАЗе и на ВАЗе, во многих автошколах с мнением сотрудников ГАИ не согласны и стремятся к разнообразию. Основой автопарка саратовских автошкол по-прежнему является продукция отечественного автопрома. Правда если раньше в нем преобладала "классика", то сейчас наиболее востребованными являются переднеприводные машины. Хотя есть и исключения, несколько учебных заведений располагают только "шестерками", "пятерками" или "семерками", а в некоторых сажают и за иностранную баранку, например Daewoo Nexia или Rover. В пользу переднего привода говорит и такой фактор, как стоимость обслуживания автомобиля. Если когда-то ВАЗ 2106 был одной из самых недорогих машин, то сейчас с постепенным уходом этой модели с рынка, наблюдается обратный процесс. Поэтому руководство автошкол считает, что сейчас дешевле иметь "девятку", "десятку" или "четырнадцатую". Правда одни предпочитают брать новые отечественные автомобили, и через два года их продавать, так как используемая в таких тяжелых условиях машина, начинает требовать текущего ремонта, а потом еще одного, а за ним третьего и так далее. Другие - покупают 2-3-летние авто, так как считают, что за это время у них проявляются все "болячки", которые предыдущий владелец успевает залечить. Расходятся и позиции автошкол на использование в работе иномарок. Кто-то следует требованиям времени, объясняя при этом покупку "иностранки" в качестве учебного автомобиля, надежностью. А кто-то придерживается мнения, что первой машиной для курсанта должна стать "Лада", так как все же они и преобладают сейчас на дорогах страны.

Финишная прямая
Когда обучение подходит к концу, школа устраивает свои внутренние экзамены и в случае, если все пройдет успешно, вы допускаетесь к демонстрации своих знаний и навыков в ГИБДД. Можно с уверенностью сказать, что школьные экзамены сдают все. В учебном заведении деньги на это собирают либо сразу, это касается в основном тех, кто не уверен в себе или кому некогда, либо после того как вы "провалитесь". Причем сбор может проходить как в открытой форме, так и завуалированной - например, на приобретение учебных материалов или стоек для автодрома, которые вы в процессе обучения изрядно подпортили.
Экзамен в госавтоинспекции проходит в два этапа - теория и практика, состоящая из "двориков" и езды по городу. Помощь в ГИБДД предлагают обычно инструкторы, а иногда и преподаватели теории. Сдача экзамена стоит по-разному - от 5 до 7 тыс. руб. и зависит от "накрутки" посредника. Можно попробовать сэкономить - сдать за деньги только один экзамен, рассчитывая со вторым справиться собственными силами. Обычно это обходится в 2,5-3 тысячи и платят курсанты за вождение. Знающие люди говорят, что, если найти "своего" человека в ГАИ, то за каждый этап придется выложить всего по 1 тысячи "деревянных".
На регистрацию в МРЭО с вас возьмут 180 руб. И еще 40 руб. за экзамен. В случае, провала эти деньги придется платить снова. Когда экзамен сдан, можно идти получать права. Они бывают двух видов - так называемые "старые" и международные. Стоят они по-разному, за первые попросят 65 руб. плюс еще 100 целковых госпошлины, за вторые -326 и 200 руб. соответственно. В кассе с вас возьмут еще 50 руб. за так называемую услугу справочного бюро - за эти деньги вам распечатают две платежки, а в банке при их оплате начислят еще 60 руб, которые значатся как плата "за заполнение заявления".

P.S.
Если подсчитать все деньги, потраченные на обучение, несамостоятельную сдачу экзамена и оформление водительского удостоверения, набирается приличная сумма. В среднем 17-18 тыс. руб. Просто купить права в Саратове можно за 16 тыс. руб. И это без всяких экзаменов, нервотрепки и всего остального. В этом случае вам и бумаги об обучении в профильном заведении выдадут, и все квитанции за якобы оплаченные сборы нарисуют. Только вот умеете ли вы при этом машину водить, никого интересовать не будет. Понятно, что цель у всех автошкол одна - извлечение прибыли, но важно, чтобы в погоне за ней в этих учебных заведениях не забывали и о том, что своих некачественно обученных учеников они потом встретят на дорогах, задавшись при этом вопросом: "И кто же тебя, родимый, так ездить-то научил?".

Справка
По данным министерства образования области, подготовку водителей осуществляют 83 учреждения. В том числе 28 организаций и 2 филиала РОСТО, 3 организации и 1 филиал ВОА, 20 филиалов ГОУ "Учебный центр подготовки специалистов автомобильной и дорожной отрасли", 27 автошкол и 1 филиал. В перечне автошкол значится одно государственная организация - образовательное учреждение "Курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов". Есть в списке и муниципальное учреждение дополнительного образования "Торус". Большинство автошкол являются некоммерческими негосударственными организациями. Причины выбора именно этой организационно-правовой формы объясняет Дмитрий Миненков, юрисконсульт Центра Правовых Технологий "ЮРКОМ":
- В соответствии с подп. 9 п. 4 ст. 12 ФЗ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 к образовательным учреждениям относятся учреждения осуществляющие образовательный процесс. В соответствии с п. 6 ст. 33 ФЗ "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.
В соответствии с Временным положением о лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 10 мая 1994 года N26 лицензирование образовательных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств, производится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с целью государственного регулирования данного вида деятельности, повышения уровня профессиональной подготовки водителей.
То есть для всех автошкол обязательным является лицензирование деятельности.
В соответствии со статьёй 11.1 ФЗ "Об образовании" государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
То есть автошколы могут создаваться только в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с которым негосударственные образовательные учреждения создаются в форме некоммерческих организаций.

Марина Завидова

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 сентября 2008
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x