Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Автошколы. Куда мы катимся?

  • 12:00, 5 сентября 2008
  • Комментариев[0]
Массовая автомобилизация, наряду с другими российскими городами, захватила и Саратов. А крылатая фраза "автомобиль не роскошь, а средство передвижения" как никогда актуальна. В семьях, где уже есть один "четырехколесный друг" стараются завести второго, а кто-то и третьего. И вот в условиях увеличивающейся популярности личного транспорта, растет и число желающих им управлять. А спрос, как известно, рождает предложение - автошкол с каждым годом становится все больше. Как и участников дорожного движения. По данным облГИБДД, в 2007 году гражданам было выдано 20 034 водительских удостоверений, а за 6 месяцев этого года - уже 24 315.
В последние пару лет к массовой записи в автошколы подстегивала также и информация об увеличении сроков обучения и его существенном подорожании. И вот в июле гаишники наконец-то такие слухи развеяли. На заседании организационного комитета второго международного конгресса "Безопасность на дороге ради безопасности жизни", проходившем в Санкт-Петербурге, глава департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Кирьянов будущих автомобилистов успокоил. Он заявил, что ГИБДД совместно с Министерством образования РФ готовит новые стандарты для автошкол. В случае их принятия, смысла в увеличении сроков обучения не будет.

Найди десять отличий
На первый взгляд все автошколы одинаковы. У всех есть соответствующая техническая база, квалифицированный, как заверяют в профильных заведениях, преподавательский состав и необходимая документация. Но качество обучения на деле уж очень разнится. И зависит это не только от способностей курсанта, но в первую очередь от школьной программы. Выбор автошколы, в основном, происходит по трем принципам - территориальному, денежному или что называется "товарищ посоветовал".
Обзвонив приличное количество саратовских школ, выяснилось, что разница в ценах на обучение и его длительности есть, но она невелика, а вот учебные планы отличаются значительно. Стоимость получения знаний варьируется от 9,5 до 11 тыс. руб. В эту сумму входит оплата теории и практики, а также бензин. Обучать местные "машинные" школы обещают от 5-ти недель ежедневных занятий до 2,5 месяцев со встречами 2-3 раза в неделю. Уроки могут проходить как в помещениях, снимаемых внутри жилых домов, так и в специализированных и отлично оборудованных классах собственного здания. Основные отличия в обучении заключаются в практических курсах. В одних автошколах считают, что 14-ти час. вполне достаточно для того, чтобы научиться управлять машиной, в других - за баранкой сидят и по 23, и по 28, и по 30 час. Максимальное количество практики в местных школах составляет 32 час. Правда тут есть подвох - в некоторых учебных заведениях длительность занятий рассчитывают исходя из академического часа, то есть 45 мин, а не астрономического, как положено. Поэтому большинство школ, для закрепления полученных знаний или в качестве помощи отстающим, предлагают дополнительные практические уроки. Которые, естественно оплачиваются отдельно, и идут по средней цене 350-400 руб./час. Стоит отметить, что не у всех школ имеется собственный автодром, и у еще меньшего количества, компьютерные и механические автотренажеры, что особенно важно для новичков. В некоторых автошколах можно вносить плату по частям, а для студентов и учащихся действуют скидки, которые обычно составляют 10%. Внимательно стоит отнестись и к условиям заключаемого договора. В процессе обучения есть вероятность подорожания образовательной услуги, и в случае, если вы внесли за занятия не всю изначально обговоренную сумму, с вас могут потребовать гораздо больше денег, чем называли в начале.

Какую баранку крутить?
Еще один важный для многих фактор при выборе автошколы - это автомобильный парк. И хотя гаишники считают, что курсант не должен выбирать автомобиль, так как сдающие на категорию "В" должны уметь с легкостью ездить и на УАЗе и на ВАЗе, во многих автошколах с мнением сотрудников ГАИ не согласны и стремятся к разнообразию. Основой автопарка саратовских автошкол по-прежнему является продукция отечественного автопрома. Правда если раньше в нем преобладала "классика", то сейчас наиболее востребованными являются переднеприводные машины. Хотя есть и исключения, несколько учебных заведений располагают только "шестерками", "пятерками" или "семерками", а в некоторых сажают и за иностранную баранку, например Daewoo Nexia или Rover. В пользу переднего привода говорит и такой фактор, как стоимость обслуживания автомобиля. Если когда-то ВАЗ 2106 был одной из самых недорогих машин, то сейчас с постепенным уходом этой модели с рынка, наблюдается обратный процесс. Поэтому руководство автошкол считает, что сейчас дешевле иметь "девятку", "десятку" или "четырнадцатую". Правда одни предпочитают брать новые отечественные автомобили, и через два года их продавать, так как используемая в таких тяжелых условиях машина, начинает требовать текущего ремонта, а потом еще одного, а за ним третьего и так далее. Другие - покупают 2-3-летние авто, так как считают, что за это время у них проявляются все "болячки", которые предыдущий владелец успевает залечить. Расходятся и позиции автошкол на использование в работе иномарок. Кто-то следует требованиям времени, объясняя при этом покупку "иностранки" в качестве учебного автомобиля, надежностью. А кто-то придерживается мнения, что первой машиной для курсанта должна стать "Лада", так как все же они и преобладают сейчас на дорогах страны.

Финишная прямая
Когда обучение подходит к концу, школа устраивает свои внутренние экзамены и в случае, если все пройдет успешно, вы допускаетесь к демонстрации своих знаний и навыков в ГИБДД. Можно с уверенностью сказать, что школьные экзамены сдают все. В учебном заведении деньги на это собирают либо сразу, это касается в основном тех, кто не уверен в себе или кому некогда, либо после того как вы "провалитесь". Причем сбор может проходить как в открытой форме, так и завуалированной - например, на приобретение учебных материалов или стоек для автодрома, которые вы в процессе обучения изрядно подпортили.
Экзамен в госавтоинспекции проходит в два этапа - теория и практика, состоящая из "двориков" и езды по городу. Помощь в ГИБДД предлагают обычно инструкторы, а иногда и преподаватели теории. Сдача экзамена стоит по-разному - от 5 до 7 тыс. руб. и зависит от "накрутки" посредника. Можно попробовать сэкономить - сдать за деньги только один экзамен, рассчитывая со вторым справиться собственными силами. Обычно это обходится в 2,5-3 тысячи и платят курсанты за вождение. Знающие люди говорят, что, если найти "своего" человека в ГАИ, то за каждый этап придется выложить всего по 1 тысячи "деревянных".
На регистрацию в МРЭО с вас возьмут 180 руб. И еще 40 руб. за экзамен. В случае, провала эти деньги придется платить снова. Когда экзамен сдан, можно идти получать права. Они бывают двух видов - так называемые "старые" и международные. Стоят они по-разному, за первые попросят 65 руб. плюс еще 100 целковых госпошлины, за вторые -326 и 200 руб. соответственно. В кассе с вас возьмут еще 50 руб. за так называемую услугу справочного бюро - за эти деньги вам распечатают две платежки, а в банке при их оплате начислят еще 60 руб, которые значатся как плата "за заполнение заявления".

P.S.
Если подсчитать все деньги, потраченные на обучение, несамостоятельную сдачу экзамена и оформление водительского удостоверения, набирается приличная сумма. В среднем 17-18 тыс. руб. Просто купить права в Саратове можно за 16 тыс. руб. И это без всяких экзаменов, нервотрепки и всего остального. В этом случае вам и бумаги об обучении в профильном заведении выдадут, и все квитанции за якобы оплаченные сборы нарисуют. Только вот умеете ли вы при этом машину водить, никого интересовать не будет. Понятно, что цель у всех автошкол одна - извлечение прибыли, но важно, чтобы в погоне за ней в этих учебных заведениях не забывали и о том, что своих некачественно обученных учеников они потом встретят на дорогах, задавшись при этом вопросом: "И кто же тебя, родимый, так ездить-то научил?".

Справка
По данным министерства образования области, подготовку водителей осуществляют 83 учреждения. В том числе 28 организаций и 2 филиала РОСТО, 3 организации и 1 филиал ВОА, 20 филиалов ГОУ "Учебный центр подготовки специалистов автомобильной и дорожной отрасли", 27 автошкол и 1 филиал. В перечне автошкол значится одно государственная организация - образовательное учреждение "Курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов". Есть в списке и муниципальное учреждение дополнительного образования "Торус". Большинство автошкол являются некоммерческими негосударственными организациями. Причины выбора именно этой организационно-правовой формы объясняет Дмитрий Миненков, юрисконсульт Центра Правовых Технологий "ЮРКОМ":
- В соответствии с подп. 9 п. 4 ст. 12 ФЗ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 к образовательным учреждениям относятся учреждения осуществляющие образовательный процесс. В соответствии с п. 6 ст. 33 ФЗ "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.
В соответствии с Временным положением о лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 10 мая 1994 года N26 лицензирование образовательных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств, производится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с целью государственного регулирования данного вида деятельности, повышения уровня профессиональной подготовки водителей.
То есть для всех автошкол обязательным является лицензирование деятельности.
В соответствии со статьёй 11.1 ФЗ "Об образовании" государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
То есть автошколы могут создаваться только в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с которым негосударственные образовательные учреждения создаются в форме некоммерческих организаций.

Марина Завидова

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
"Баба Яга спасает Новый год". Заметки киномана "Баба Яга спасает Новый год". Заметки киномана Можно было бы сказать, что это также уныло, как ёлка для дошкольников. Но это было бы незаслуженно оскорбительно по отношению к актерам на таких представлениях - некоторые там стараются.
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 5 сентября 2008
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x