Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Цены на бензин. Искусство ехать по кривой

  • 09:53, 11 сентября 2008
  • Комментариев[0]
Августовское ценовые тренды на нефтепродукты вызвали осторожный оптимизм "придворных" комментаторов и раздражение рядовых автовладельцев. В целом понятно одно: вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), потеряв на снижении цен сотые доли своей маржи, вряд ли намерены и дальше поступаться своими финансовыми интересами. К тому же внутренний спрос, особенно на качественное топливо, стабильно растет, как растет число автомобилей в России.

От королей бензоколонок
Итак, в августе розничные цены на нефтепродукты поползли вниз, но в этом году основной причиной снижения стал не фактор сезонности. Снижение котировок нефтяных фьючерсов на международных биржах плюс беспрецедентные вывозные пошлины на нефть и продукты ее переработки - вот причины, по которым сырье, вместо того, чтобы традиционно течь за бугор, в огромных количествах хлынуло на отечественные НПЗ. И вслед за оптовыми начали снижаться и розничные цены на бензин. До этого в январе -июле нефтепродукты в Поволжье, по данным Росстата, подорожали в среднем процентов на 20, причем конкретно в Саратове средняя цена дизтоплива поднялась аж на 44,5%.
Ценопад начался как раз с момента введения жестких экспортных пошлин, т.е. с августа.
Сначала чуть спустились розничные цены на бензин в Ульяновске и Саратове, далее были Киров, Ижевск, с конца месяца - Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Ола.
В августе цены на АЗС ТНК в Саратовской области снижались трижды. По сообщению пресс-службы филиала "ТНК-ВР Поволжье" августовское снижение составило от 1,2 до 6 процентов. Четвертое снижение произошло 1 сентября. Цены на АЗС ТНК стали такими: стоимость 1 литра бензина АИ-92 - 22,9 руб., АИ-80 - 19,4 руб., дизтоплива - 23,7 руб. Цена на АИ-95 осталось прежней (одной из самых низких в ПФО) - 24,8 руб. Также с 1 сентября снижена стоимость дизельного топлива, реализуемого с нефтескладов и нефтебаз дочернего предприятия ТНК-ВР ОАО "Саратовнефтепродукт". Коммерческая цена 1 тонны дизтоплива снижена с 23 500 до 22 400 рублей, льготная с 22 100 до 20 400 рублей, в целом снижение по этому виду составило от 4 до 7 процентов. Это второе удешевление дизтоплива, с начала августа - достаточно значительное, если вспомнить, что в начале августа коммерческое ДТ стоило 26 200 руб. за тонну (снижение на 3 800 рублей); льготное - 25 500 руб. за тонну (снижение на 5 100 рублей).
Необходимо отметить, что автозаправки вертикально интегрированных структур - ТНК и Лукойла составляют только 40% от всех АЗС на территории области, отпускающих топливо для населения. Так из 399 АЗС, работающих на розницу, 99 - ТНК, 37 - "Лукойл-Нижневолжснефтепродукта", но тем не менее отпускные цены СарНПЗ существенно влияют на региональный рынок. По данным президента Саратовской областной ассоциации предприятий по торговле нефтепродуктами 'АСТОРН-99' Александра Елистратова, рынок нефтепродуктов области формирует в основном СарНПЗ, с которого поступает около 70% топлива в том числе и на независимые саратовские АЗС. Поэтому закономерно, что неинтегрированные трейдеры тоже включились в процесс. С 1 сентября на независимых АЗС литр АИ-80 начал стоить 19,3 -19,5 руб., АИ-92 - 22,8-23,0, АИ-95 - 24,7-24,9, дизтопливо - 23,6-23,8 руб. Наконец, к процессу подключились и АЗС Лукойла, где АИ - 80 идет теперь по 19,5 руб., АИ-92 - 22,8 руб.,АИ-95 - 24,8 руб., дизтопливо евро-3 - по 23,8 руб.

Кто в плюсе?
Итак, в августе-первой половине сентября произошло копеечное снижение розничных цен на нефтепродукты, на несколько тысяч рублей подешевела тонна в секторе оптовой торговли, но при этом цена нефти на внутреннем рынке, как отмечают аналитики, за тот же период упала на 40%! Чтобы понять, кто же теперь так круто наживается, попробуем проанализировать цепочку производства бензина и структуру его цены.
По данным президента "АСТОРН-99" Александра Елистратова, маржа независимых операторов, колеблется в пределах 8−14 процентов без НДС в каждом литре проданного бензина. "Это не так шикарно, как у АЗС ТНК, - рассказывает г-н Елистратов. - Им компания отпускает топливо на 20−30 процентов дешевле, чем независимым операторам. Но и у независимых положение теперь лучше, чем в октябре-июле, когда оптовые цены росли такими темпами, что неинтегрированные розничные трейдеры влетали в убытки, чтобы выдержать конкуренцию с классическими сбытами ВИНК".
Итак, пенки с взлета бензиновых цен в декабре-июле снимали прежде всего автозаправки ВИНК. С падения оптовых цен - вся розница. Со снижения цен поставки на НПЗ на 40% - нефтепереработчики. Традиционный бенефициар нефтебизнеса - казна, коль скоро в структуре себестоимости бензина порядка 60% составляют налоги и сборы. Но главный выгодоприобретатель - опять-таки ВИНК, коль скоро основная добыча, практически вся переработка нефти и частично продажа конечных продуктов у нас интегрированы в холдинги.
"До 20% - 25% в себестоимости литра бензина имеет добыча нефти и ее переработка. Причем процессинг, т.е. переработка может достигать 15% в себестоимости бензина", -комментирует начальник отдела оценки рисков ЗАО "АК&М" Серей Яркоев. По данным г-на Яркоева, средняя рентабельность продаж топлива с НПЗ по итогам 2007 года была на уровне 30%, а теперь наверняка больше в связи с падением внутренних цен на сырье. И уже сверху на аппетиты государства, добычи и переработки накручивают свои 30-50% розничные трейдеры.
Но при этом ВИНК, сосредотачивая внутри себя основную маржу (до недавнего времени, когда нефть переваливала за 140 долларов за баррель, - просто баснословную) испытывают трудности с модернизацией НПЗ. А она давно назрела. "В среднем качество переработки нефти на наших НПЗ низкое, - говорит г-н Яркоев. - Из тонны нефти в России получают в два раза меньше бензина, чем на Западе. В итоге это приводит к тому, что экспорт сырой нефти становится рентабельнее производства бензина (в условиях высокой себестоимости переработки), и внутреннее предложение бензина сокращается".

Цена модернизации
Вот он, совершенно очевидный катализатор роста цен на нефтепродукты - та самая неизбежная модернизация НПЗ. Ежегодно парк только легковых машин в стране увеличивается на 1,5−2 000 000 авто, половина из которых с трудом "переваривает" нынешний 92−й бензин, а второй половине он просто противопоказан. И хотя с 5 сентября в России должны были вступить в силу новые технические регламенты на производство нефтепродуктов, которые существенно ужесточают требования к бензинам и ряд из них просто выводят за рамки товарных, столь радикальная мера под давлением ВИНК вряд ли наступит в положенный срок. Большинство НПЗ не могут выдерживать жесткие нормы, но внутренний спрос на качественный бензин растет, как и желание федерального правительства увидеть в стране массовое производство настоящего евро-3 и 4.
В этой ситуации приходится ВИНКам раскошеливаться, естественно, с последующим отбиванием затрат через цены на конечный продукт. Короче, за модернизацию НПЗ будут платить все автовладельцы. В том числе за модернизацию того самого СарНПЗ, который входит в структуру, второй месяц рапортующую о снижении розничных цен в Саратовской области.
Вообще, вряд ли понижательный тренд будет иметь продолжение: экспортные пошлины пересматриваются раз в два месяца, и вполне может статься, что заглушка в трубе с 1 октября исчезнет. Тогда нефть и нефтепродукты потекут за бугор, а цены на внутреннем рынке снова пойдут вверх.
И сами ВИНК, видя все растущий спрос на качественное топливо, уж постараются держать рынок в напряжении. Желание выжать максимум из потребителя - штука посильнее, чем пляски фьючерсов.

Наталья Левенец

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 11 сентября 2008
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x