Кроме того, член думского комитета по безопасности Алексей Розуван заявил, что проект закона о противодействии экстремизму нужно дополнить новой статьей - о повышении ответственности распространителей и провайдеров за появление в сети Интернет-материалов экстремистского характера.
Технические и политические оценки этих предложений содержат как положительные, так и резко отрицательные отзывы. Весьма неоднозначно восприняли данные законодательные инициативы и в Саратове.
Иван Брянцев, председатель комитета общественных связей и национальной политики области
- Цели благие, но Интернет создавался как открытое пространство, никем не регламентированное. Поэтому противоречие обязательно возникнет с точки зрения логики, которой руководствуются инициаторы. Контроля просто не получится. Решение примут, но на деле оно не будет реализовываться. Можно ограничить пользователей, доступ, но это такие технологии, которые в Интернете не проходят. К конкретным результатам это не приведет.
Андрей Мещанинов, начальник отдела по контролю за процессуальной деятельностью органов безопасности и наркоконтроля прокуратуры Саратовской области
- Комментировать действия генеральной прокуратуры я не имею права. Мое мнение - это будет действительно положительное новшество. Интернет надо подвергать цензуре, потому что сами знаете. что там размещается. Бывает и материалы экстремистского содержания, призывы, направленные в том числе и на свержение конституционного строя. Поэтому отслеживать информацию, которая размещается в сети необходимо.
Нина Лукашова, уполномоченный по правам человека в Саратовской области
- В настоящее время в СМИ, в Интернете содержится множество материалов экстремистской направленности, разжигающих национальную вражду, пропагандирующих жестокость и насилие. Ко мне поступали обращения граждан, которые говорили о недопустимости размещения подобных материалов. Более того, в мой адрес обращался осужденный, который сказал о том, что в одной из газет прочитал статью, которая может быть использована как учебное пособие, профессионально рассказывающее о способе и методах совершения преступления. Особенно пагубно такие материалы влияют на несформировавшуюся психику несовершеннолетних. Хочу сказать, что указанные проблемы наряду с другими стали предметом обсуждения Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ с министром внутренних дел Нургалиевым на встрече, прошедшей в сентябре текущего года. Министр также высказал озабоченность сложившейся ситуацией.
Конечно, роль Интернета в современном обществе велика, ведь наш век - это век информации, и пытаться остановить распространение информации, даже негативной, очень сложно. Действующее законодательство, в частности, ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" предусматривает ответственность за использование сетей связи общего пользования, то есть Интернета, для осуществления экстремистской деятельности. Хотя на практике очень часто бывает, что ответственность нормой закона предусмотрена, а механизма ее реализации нет, в связи с чем требуется принятие дополнительных нормативных документов. Чтобы дать оценку предложениям генпрокуратуры, направленным на "упорядочение деятельности Интернета", необходимо детально с ними ознакомиться.
Например, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который предусматривает, что информационные материалы, размещенные в международной компьютерной сети Интернет, признаются экстремистскими судом. И только после этого операторы (провайдеры) связи, предоставляющие доступ к сети Интернет, обязаны прекратить доступ к ним.
Игорь Юрин, гендиректор Центра по борьбе с преступлениями с сфере высоких технологий
- На мой взгляд, контролировать некоторые моменты в сети не помешало бы, потому что слишком много там деструктивных материалов, недостоверной информации, информации, которая негативно влияет на потребителя, способствует возникновению террористических организаций, незаконного контента - это та же самая порнография, в том числе детская. Размещение этих вещей в большинстве случаев остается безнаказанным.
С другой стороны, принять законодательные акты можно, но можно ли их будет успешно реализовать - это большой вопрос. Это достаточно сложно с технической точки зрения. Существует масса способов сокрытия сведений о том, кто, когда и где размещал ту или иную информацию. Вместе с этим реформным законодательством надо реформировать и техническую базу. При сегодняшних возможностях это будет мертворожденным предложением. Простейший пример из обычной неинтернетовской жизни. Ввели запреты на употребление спиртных напитков в общественных местах, но когда вводили даже не регламентировали - кто будет наказывать пассажира маршрутки с пивом, что делать другим людям, которые видят, что кто-то залез в маршрутку в пивом. Решение приняли, но разве введены какие-то мощные меры для контроля? Нет.
Кто в данном случае будет устанавливать границы для сайтов экстремистской направленности, кто ярлыки будет раздавать? Должны быть лингвистические исследования, специальные экспертизы. Даже при наличии черного списка надо предусмотреть миграцию в сети.
Олег Осадчий, технический директор компании "Ренет Ком"
- Предложение о повышении ответственности провайдеров прокомментирую так. Если на вашем заборе кто-то напишет плохое слово, это вовсе не значит, что вы должны нести за это ответственность.
Контроль Интернет-пространства технически сложен - надо менять алгоритм предоставления этих услуг, практически же невозможен.
Валерий Стрельников, начальник сектора по связям с общественностью саратовского филиала "Волгателекома"
- Провайдер лишь проводник, который не отвечает и не может отвечать за те ресурсы, которые находятся в сети. Но любой провайдер, который работает на рынке, подчиняется законам РФ. Если будет принято такое решение, мы его исполнять будем. Но решение о признании ресурса экстремистским должно приниматься на государственном уровне, судом. Мы не имеем право закрывать сайт для пользователей по своему мнению. И список экстремистских ресурсов должен постоянно обновляться - в интернете частенько меняют адреса.
От себя скажу - экстремизм к хорошему не приводит и с ним надо бороться. Но лишь бы перекосов не было. Подход к определению экстремизм это или нет должен быть достаточно жестким и объективным.
Александр Пантелеев, политолог, психолог
- Ситуацию можно обозначить одним предложением: "Ну надо же что-то делать!" Прокуратура должна контролировать ситуацию. Но проводить мониторинг газет, телепередач, радиопрограмм достаточно легко, следить за Интернетом осуществляет контроль за действиями по борьбе с пропагандой насилия, жестокости, но соответствующих ресурсов для оказалась в ситуации организации, которая ответственная за пропаганду насилия жестокости. С другой стороны, прокуратура для того, чтобы она требует исполнить, не имеет на это соответствующих ресурсов. Дело в том, что контролировать газеты, телевидение радио на предмет пропаганды насилия и жестокости достаточно легко - включили, промониторили. Но контролировать Интернет невозможно, существует огромное количество сайтов. Думаю, что предложение прокуратуры есть ни что иное как "принять меры". И еще один момент - доказать, что содержание сайта является экстремистским нужна специальная экспертиза. Первое. Вряд ли найдется так много людей, которые могут это сделать. Второе. Вряд ли прокуратура достучится до всех сайтов. Я считаю, что это очередной бюрократический выверт, который характерен для нынешней госвласти.
Контролировать все не возможно, к примеру, есть бытовой экстремизм - на заборе написано или в трамвае сказали. Он является не менее хлестким, жестким, чем печатный. Путь один - необходимо воспитывать соответствующий иммунитет, необходима длительная кропотливая работа по преодолению бытового экстремизма, по соблюдению законности. Все уже давно придумано.
Лиха беда начало. Конечно, никто не спорит, что надо принимать меры, чтобы не было пропаганды экстремизма, потому что вещь очень заразная, молодежь к ней липнет в силу молодости. Но если начать все контролировать, можно заткнуть и все газеты, дело у этому и идет - избавились от многопартийной системы, отменили выборы губернаторов.
Конечно, нельзя что бы в стране развернулся национализм, упаси господи! Но то, что там предлагается, только усилит интерес. Вода дырочку найдет, подобные материалы появятся и это будет воспринято во сто крат сильнее, это приобретет особую ценность. Запретный плод сладок.
Надо принимать меры длительного, стратегического характера. То что предлагает прокуратура - это чисто тактический ход, который рассчитан для того, чтобы прикрыть себе спину.
Вячеслав Мальцев, лидер движения "Народный фронт"
- Полицейское криминальное государство в действии. Любые сферы человеческой деятельности здесь не должны нести никакого намека на вольнодумство и никакую точку зрения, кроме официальной. Все государство направлено на удержание криминальной власти и на обогащение власти, причем не на какое-то абстрактное обогащение какой-то власти, а на конкретное обогащение конкретных людей. И если какая-то информация может повредить нормально обогащаться, то эта информация признается экстремистской. Площадка будет прикрыта.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей