Однако, пристального внимания российских властей третейские суды не удостоились. Может быть в силу других многочисленных требований и условий - процесс вступления в ВТО уже давно назвали самым длинным сериалом, а при нынешних отношениях Москвы и Вашингтона перспективы членства выглядят еще печальней.
Большинство же экспертов причиной низкой популярности альтернативного правосудия в России видят слабые позиции институтов гражданского общества. Более того, при очевидном низком уровне развития третейских судов в России стали раздаваться заявления о тенденции их свертывания.
Коррупция здесь не живет
Зоны относительно высокого доверия к третейскому суду сегодня расположились на территории Москвы, Ярославской области - споры у третейского судьи там разрешают губернатор и мэр. Неплохие показатели работы самарского отделения третейского суда при инвестиционной компании СбербанкИнвестСтрой - аналогичный суд в Саратове рассмотрел в 3 раза меньше споров.
Также альтернативное правосудие в нашем регионе организовано при ТПП Саратовской области, деятельность этого третейского суда называют самой активной. Здесь же работает международный коммерческий арбитражный суд. Кстати, точного числа третейских судов в регионе не смогли назвать ни в саратовском областном суде, ни в областном арбитражном. Подсказали, что третейский суд есть также в Балаково при Саратовской региональной общественной правозащитной организации "Третейская коллегия". Недавно создан еще один третейский суд при саратовском правозащитном центре "Солидарность". Но пока, говорит председатель суда Александр Никитин: "Сегодня мы сами ищем дела. Мы обращаемся к предпринимателям: ну что вы пойдете в арбитражный суд - там спор будет рассматриваться очень долго, а у нас решение будет вынесено в течение месяца. У нас вы выберете тех судей, которым доверяете".
Преимуществами третейского суда является возможность самостоятельного выбора судей (ими могут быть не только профессиональные юристы, но квалифицированные в определенной отрасли специалисты), минимальный срок рассмотрения спора, низкие третейские сборы, возможность исполнения решения суда на территории другого государства, возможность мирного урегулирования спора - целью третейского суда является достижение сторонами мирного договора, а не наказание виновного как в государственном суде.
Иногда текст договора с третейской оговоркой о том, что при возникновении претензий спор будет рассматриваться в конкретном третейском суде, называют тестом для выбора делового партнера. Как правило, уверяют эксперты, с этими условиями соглашается чистый бизнес, который готов открыто сотрудничать по законам рынка. Тот, кто изначально планирует урвать, схватить, смошенничать старается третейскую оговорку обойти, дабы надеется на скрытый административный ресурс.
Третейские суды не подвержены коррупции. Завкафедрой гражданского права СГАП Татьяна Хмелева заявляет: "Коррупции в третейских судах быть не может. Потому что если участников процесса не устраивает судья, они могут заявить об этом".
Дефицит доверия
Почему при столь явных преимуществах система альтернативного правосудия по одним оценкам не работает вовсе, по другим развивается очень низкими темпами?
Третейский судья Брюссельского арбитража Павел Астахов в одном из интервью сказал: "У нас нет доверия к системе правосудия. Третейские суды построены на абсолютном доверии к судье. Спорщики выбирают арбитров даже не для того, чтобы они их рассудили, а для того, чтобы помирили. Если имеются такие люди, к которым есть уважение и доверие, то бизнесмены к ним пойдут, и соответственно будет развиваться третейское правосудие. А мы друг другу не доверяем. У нас страшный дефицит доверия".
Именно для борьбы с этим дефицитом ТПП Саратовской области провела акцию по подготовке третейских судей. Для участия в ней были приглашены практикующие юристы, руководители департаментов, отделов саратовских компаний, предприятий. Расчет был такой - потенциальные судьи в процессе обучения оценят высокую квалификацию друг друга и будут чаще включать в тексты договоров третейские оговорки. Но на последнем семинаре, рассказывает директор правового департамента ТПП Сергей Леонов, выяснилось, что далеко не все включают в договоры третейскую оговорку и связано это с позицией партнеров, которые диктуют свои условия, в том числе и место рассмотрения споров. Представитель ТПП вынужден признать: "Наш третейский суд признают самым активным, потому что мы много рассказываем об этой форме правосудия, пропагандируем ее. Но число дел от этого не увеличивается. Я бы не стал говорить, что у нас рассматривается большое количество дел. Но главный показатель для нас - это высокая квалификация третейских судей и справедливость их решений - к этому и стремимся".
Не добавляют авторитета третейскому суду и ярлык карманного. Председатель третейского суда при инвестиционной компании "СбербанкИнвестСтрой" Татьяна Хмелева категорически с этим не соглашается: "Недавно в Интернете прочитала статьи достаточно известных людей, которые подвергли третейский суд критике. В материале говорится о том, что людей заставляют оформлять третейские оговорки. Ничего подобного, это домыслы. При заключении кредитного договора предоставляется право выбора - вносить третейскую оговорку или нет. Но так как рассмотрение в третейском суде очень удобно, то операторы в банке разъясняют населению и люди соглашаются на эти условия. Хотя еще раз подчеркну - это совсем не обязательно. Напомню, при отсутствии соглашения мы не имеем права рассматривать данный конфликт. И регламент построен таким образом, что мы можем учитывать интересы обеих сторон. Если банк допускает какие-то ошибки, мы и ему делаем замечание, тем более не выполняем никакие просьбы банка. Распространяется и информация о принятии третейским судом неадекватных обеспечительных мер - накладывается арест на квартиру, которая стоит 3-4 млн руб, когда сумма долга не превышает 500 тыс. Мы никогда в жизни не вынесем такое определение. Есть другие обеспечительные средства - поручительство, согласно которому поручитель ручается за исполнение обязательства, причем ответственность носит солидарный характер, если иное не предусмотрено соглашением сторон".
Вместе с тем, эксперты признают некоторые проблемы применения третейского законодательства. Есть мнение, что на востребованность третейского суда повлияло введение норм ФЗ "О третейских судах", а именно возможность обжалования решения третейских судей. В период действия Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров до 2002 года решения третейских судов не обжаловались.
И еще. В случае если стороны в процессе договорились и заключили мировое соглашение, а в дальнейшем не надлежащим образом исполняют решение, принудить к выполнению обязательств достаточно сложно.
Третейские суды рассматривают споры только по экономическим вопросам, принимаются также иски о защите чести и достоинства - в Москве, как известно, работает третейский суд по защите прав человека. Однако, в третейском суде не рассматриваются уголовные дела, не устанавливаются факты, имеющие юридическое значение, т. е. дела, связанные с особым производством. Здесь не рассматривается жалобы на действия должностного лица, представителей государственных органов.
Некоторое недоверие связано и с теоретической возможностью создания третейского суда, условно говоря, при фирме "Рога и Копыта".
Среди причин низкого темпа развития альтернативного правосудия в России и недостаточный уровень правовой культуры - третейский суд работает только на согласии сторон. И, как уже отмечалось, становление негосударственной судебной системы тормозит низкий уровень развития институтов гражданского общества. Ирина Хакамада, к слову, называет третейский суд наивысшей формой развития гражданского общества. "Потому что для этого необходимо доверие трех сторон. Этот суд постарается привить гражданам некую этику в то время, когда в нашем государстве никто уже не ведет себя этично".
Государственное правосудие не желает конкурентов
Активными сторонниками альтернативного правосудия сегодня чаще всего являются непосредственные организаторы третейских процессов. Порой о нормах третейского правосудия не знают даже дипломированные юристы. Отрицательные оценки звучат из уст популярных адвокатов. Например, адвокат Игорь Трунов (защищал интересы пострадавших на мюзикле "Норд-Ост" и в "Трансвааль-парке") не раз в интервью заявлял: "Система третейских судов в России не работает". Как замечает Татьяна Хмелева, в некоторых категориях противниками третейского суда являются представители государственного арбитража. "Я считаю, что это неправильно. Я не знаю причины, по которым не очень нравится наличие третейских судов и развитие их в России, но я так думаю, в системе государственного правосудия есть определенная предубежденность, что лучше спор рассматривать в судах общей юрисдикции, в арбитраже. Думаю, что альтернативное судопроизводство надо развивать наравне с государственным. Считаю тенденцию на свертывание третейских судов в России неправильной".
В числе вопросов, которые может решить развитие третейских судов - это снижение нагрузки на суды общей юрисдикции и арбитраж. Это особенно важно в период кризиса неплатежей, который сейчас переживает отечественный финансовый мир. Большинство должников, как уверяют специалисты, и не думают скрываться - их цель добиться смягчения условий, либо отсрочки платежей, а разговор за круглым столом третейского процесса этому немало способствует.
Что может изменить ситуацию, повысить доверие к третейскому суду, поднять квалификацию судей?
По мнению экспертов, это обобщение судебной третейской практики. Пока с такой целью организуется разве что Самарский форум по работе третейских судов, где рассматриваются ошибки, корректируется регламент.
Выполнению названных задач будет способствовать развитие практики досудебного решения споров. Иногда переговоры выходят на стадию составления искового заявления в третейский суд. Таким образом, службу посредников можно считать первым уровнем альтернативной судебной системы, вторым уровнем являются третейские суды, третьим - международный коммерческий арбитраж. Коллегия посредников - юристов, которые помогают деловым партнерам решить спор, сейчас создается при Торгово-промышленной палате России, депутаты Госдумы работают над соответствующим законом.
Расширению поля деятельности третейского суда послужит и инициатива ТПП области о включении третейской оговорки в государственный контракт. Сергей Леонов рассказывает: "Такая практика есть. Вместе с учеными мы пришли к выводу, что третейские суды вправе рассматривать споры о нарушении условий государственного контракта, где органы государственной власти выступают как одна из сторон гражданских правоотношений. Осталось убедить в этом власть. Этот вопрос уже обсуждался с представителями федеральной антимонопольной службы. Были высказаны опасения в навязывании воли предпринимателей. Потому мы предложили вариант, где госконтракт наряду с третейской оговоркой содержит арбитражную, и он был принят".
Уверенность экспертов в успешном применении альтернативного судопроизводства в России строится и на том, что эта форма вовсе не скопирована с зарубежной практики - третейские суды успешно работали в стране до революции и потеряли свою актуальность в советские времена, а в европейском деловом мире продолжали развиваться. Сейчас, по некоторым оценкам, 60-80% споров в развитых зарубежных странах рассматривается третейскими судьями.
Анна Дружинина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей