Причем стоимость многих лекарственных средств стабильно увеличивается несмотря на запредельную конкуренцию саратовского рынка, которая должна сдерживать рост цен. Аптечный рынок считается насыщенным в том случае, если одна аптека приходится на 4 500-5 000 человек, а в Саратове одна аптека приходится приблизительно на 2 500 жителей.
В чем причины высокого роста цен и как на ценовую картину повлияют нынешние события в мировой экономике.
В росте цен виновны зарубежные производители и государственная политика
Существует целый ряд причин, которые влияют на динамику цен, и все они в одинаковом объеме вносят свою лепту. Одной из первых можно назвать общую инфляцию, которая влияет на все группы товаров и услуг. Растет стоимость бензина, теплоэнергоресурсов, коммунальных услуг, увеличивается заработная плата сотрудников. Соответственно, растут издержки у фирм, что сказывается на конечной стоимости препаратов.
- Сейчас происходит "вымывание" дешевых позиций из аптечного ассортимента, - рассказывает председатель гильдии фармацевтов при ТПП Саратовской области, директор сети аптек "Медуница" Игорь Михайлов. - Каждая продажа анальгина, который стоит два рубля, убыточна для аптеки. Это становится заметно, если посчитать, что препарат надо произвести, сделать упаковку. Затем доставить препарат на оптовую, а затем в розничную фирму, наклеить штрих код на упаковку, а в аптеке его продать и пробить чек. И оплатить при этом десятиминутную работу фармацевта. Аптечная наценка, между тем, с этих двух рублей составляет не более 15 копеек.
Кстати, в этом году заметно подорожали как раз дешевые позиции. Например, камфарная мазь стоила 7,50 на начало года, сейчас она стоит 33 руб. с копейками. Экстракт алоэ на начало года стоил 25 руб, сейчас 88,5.
Еще одной из причин повышения цен можно назвать политику государства. 15 сентября было принято постановление Правительства РФ за номером 688, которое вступило в силу с 1 октября этого года. Согласно этому постановлению, на большой перечень перевязочных материалов, предметов ухода, простыней сделана надбавка в 10% НДС. Также на часть лекарственных препаратов, которые раньше облагались налогом с добавочной стоимости в 10%, прибавили еще 8%.
- Соответственно, удорожание пойдет по цепочке, - комментирует ситуацию Игорь Михайлов, - так что конечная цена препаратов и средств по уходу вырастет минимум на 12-15%.
Кроме того, летом нынешнего года были внесены изменения в налоговый кодекс. Согласно этим изменениям, с 1 января 2009 года сетевые аптеки могут перейти на общую систему налогообложения. Тогда как сейчас все они "живут" на едином налоге на вмененный доход.
- Больше всего от этих изменений пострадают крупные сети, - считает Михайлов. - Жесткая конкуренция - это тот фактор, который не дает расти цене препарата до бесконечности. Да, есть свои издержки, но есть и рынок. И дороже, чем конкурент, не продашь. Большие сетевые аптеки и составляли огромную конкуренцию малым. Именно крупный аптечный ритейл мог делать достаточно дешевые закупки со скидками, за счет чего получалось удерживать относительно невысокие цены. Так вот эти аптеки были на едином налоге на вмененный доход - в этом случае налог платится с торговых площадей. И это очень щадящая система. При общей системе налогообложения у аптек появляется НДС со всей выручки, налог на прибыль, увеличивается единый социальный налог - налоговая нагрузка возрастет в разы. Фирма должна будет платить в 4-5 раз больше, чем платит сейчас. При том уровне цены, которая у нас на сегодняшний день есть, становятся убыточными.
Между тем, по оценкам некоторых экспертов, рентабельность аптечных сетей, несмотря на миф о прибыльном фармацевтическом бизнесе, на сегодняшний день в лучшем случае составляет 3-5%. Большинство крупных сетей вообще закрыли 2007 год в минусе. А небольшие сети сработали близко к нулю. А весь народный гнев по поводу повышения цены всегда выливается как раз на розничные сети.
Между тем, аптечные сети не стоит винить в повышении цен на лекарства, говорит директор государственного учреждения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств в Саратовской области" Михаил Гераськин. "Повышение цены препарата закладывает производитель, оптовые и розничные продавцы делают фиксированные наценки. Это 15-30% от цены производителя для первых и 45-60%, включая оптовую наценку для вторых. Как правило, игроки рынка этот уровень не превышают. Но никто из них не может гарантировать, что размер закупочной цены останется неизменным".
Более того, один из экспертов фармацевтического рынка настаивает на том, что в последнее время наценка распространителей имела тенденции к снижению. Причины стремительного роста аптечных цен он также видит в поведении производителя лекарств, а именно зарубежного производителя медикаментов. Импортный продукт в стоимостном выражении рынка оставляет 70%. В количественном же выражении это вовсе не такие внушительные цифры. Т.е. зарубежные фармацевтические компании поставляют дорогие препараты, отечественная промышленность производит много дешевых лекарств. Бесспорным лидером является западный производитель, он и диктует правила игры. Преимущество изготовителя эксклюзивных препаратов проиллюстрировала история с покупкой американцами определенного вида антибиотиков у немецких производителей. Препарат нужен был для обеспечения безопасности после того, как ряд ведомств получили посылки с порошком спор сибирской язвы. Так вот германским фармацевтам удалось увеличить цену продажи в 2 раза, а хотели в 4, но противоположная сторона включила действенные рычаги влияния. Если этих рычагов нет - покупателю приходится идти на все условия. Так собственно и происходит с российским потребителями, заключает эксперт. Для избавления зависимости от импортных поставок необходимо развивать отечественное фармацевтическое производство. Однако, нагрянувший экономический кризис не располагает к оптимистическим прогнозам.
Кризис угрожает дефицитом лекарств
Изменения последуют и в нынешней системе закупок. Большинство банков резко сворачивает свои кредитные программы, стоимость кредитов, которые еще выдаются, увеличивается. Тогда как любой оптовик, покупая препараты у производителя, получает отсрочку на 60 дней. А срок реализации товара с оптового склада составляет не менее 120 дней. Следовательно, оптовику необходимы кредиты, чтобы оплатить товар. Так что если процентная ставка на заемные средства поднялась на 4%, то это, соответственно, тоже скажется на конечной стоимости препарата. Кроме того, трудности с получением кредитов, скорее всего, приведут к дефициту некоторых наименований продукции. Некоторые лекарственные средства покупаются аптеками "для ассортимента". И реализуются такие позиции не чаще чем раз в четыре-пять месяцев. Естественно, что в условиях дефицита денег, предприниматели будут отказываться от покупки подобных препаратов.
Еще одно мнение. В условиях "дорогой наличности" торговые организации очень скоро увеличат наценки - это увеличит объем оборотных средств и будет страховать риски. Приостановится рост сетей, замедлятся процессы их слияния, т.к. покупка-продажа активов в нынешних условиях маловероятна.
Один из игроков фармацевтического рынка, который комментировал ситуацию на анонимных условиях, не исключает дефицита лекарств. "У зарубежных производителей тоже кризис. Раньше они соглашались на отсрочки, давали "джентльменские дни". Сейчас они требуют - деньги вперед, иначе никаких поставок не будет. А здесь аптеки не могут взять кредит. Ситуация может быть очень серьезная. Даже если не рисовать все черными красками, то можно с уверенность сказать, что зарубежные компании будут притормаживать сделки, они уже притормаживают".
Выход из ситуации есть, считает Игорь Михайлов и с ним соглашаются буквально все эксперты. Нужна государственная программа по датированию фармацевтических заводов, увеличение производства медицинских препаратов в России, чтобы качественный товар производился в нужных количествах на территории нашей страны, развитие программ медицинского страхования. Ну и жесткая конкурентная борьба. Хотя, как видно на примере Саратова, последнее обстоятельство помогает далеко не во всем.
Светлана Большакова
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....