Александр Владимирович, насколько нынешний кризис затронул промышленность области?
- Пока влияние кризиса на региональную промышленность не достигло своего максимума. Все отрасли взаимосвязаны, поэтому первыми под удар попали те, которые были ориентированы на широкий круг потребителя и сильно связаны с потребительским кредитованием - автопром и стройиндустрия. Это такие направления деятельности, которые традиционно имеют большее значение для экономики, чем остальные. От их состояния зависит, в конечном счете, развитие большинства предприятий.
Итоги экономического развития в ноябре несколько хуже, чем в предыдущие месяцы, но индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 109%. Динамика развития машиностроения, энергетики, трубопроводного транспорта и связи продолжает оставаться положительной.
Ряд крупных предприятий Саратова, Балаково испытывают сложности с производством и реализацией продукции. Как решается этот вопрос?
- Сегодня определенные трудности с реализацией продукции имеются. Произошло снижение объемов потребления удобрений, крупнейшие автомобильные предприятия России пересмотрели свои планы по производству продукции, сокращает свою инвестпрограму "РЖД".
В этих условиях правительство области уделяет пристальное внимание состоянию крупнейших предприятий. С целью расширения рынков сбыта, представители региона участвуют в выставках и форумах, организуются различные выезды. С целью поддержки региональных производителей, внутри области налаживаются взаимосвязи между предприятиями, направленные на удовлетворение внутреннего спроса.
С федеральными органами власти ведется целенаправленная работа по защите интересов регионального оборонно-промышленного комплекса. Прежде всего, в плане финансирования гособоронзаказа.
Сколько работников предполагается сократить, планируется ли снижение зарплат?
- Безусловно, кризисные явления в экономике заставляют организации всех отраслей экономики сокращать численность работающих. Массовых увольнений не наблюдается, но на ряде предприятий сокращается рабочая неделя, имеет место или планируется снижение численности. Подобные действия проводятся на каждом десятом предприятии.
Вместе с тем, определенные планы по снижению численности в этом и начале следующего года имеются. Планируется сокращение 200 человек на ОАО "Саратовдизельаппарат" (120 - до конца 2008 года, 80 - в начале 2009 года). Значительно снижены объемы производства на ОАО "Нефтемаш - Сапкон" в связи с чем, планируется сократить 150 человек до конца года.
Сокращения в конце 2008-начале 2009 года планируются также на таких предприятиях как ОАО "Волгодизельаппарат", ОАО "Электроисточник", ОАО "Саратовнефтегеофизика", ОАО "Электротехнический завод", ОАО "Завод Проммаш". Общее возможное сокращение численности - 7-18 %.
В целом в связи с кризисом до конца года могут попасть под сокращение порядка 1 тыс. человек из 200 тыс. занятых в промышленности. В каждом случае сокращение - это крайняя мера.
Каков уровень закредитованности промышленных предприятий, существуют ли сейчас трудности с взятием банковских кредитов?
- Практически все областные предприятия промышленности использовали кредитные ресурсы для реализации своих инвестиционных программ. Они брали большие объемы заимствований под "оборотку", под залог недвижимости. В сегодняшних условиях доля недвижимости, которую банки готовы взять под залог, уменьшилась практически в два раза. В наиболее тяжелых условиях оказались те организации, которые активно привлекали кредитные ресурсы и за счет этого быстро развивались.
Меры, предпринимаемые сегодня на федеральном и региональном уровне, позволяют расширить возможности промышленности в получении кредитов от региональных коммерческих банков с участием рефинансирования со стороны Банка России.
Помогает ли правительство области в предоставлении госгарантий, посредничестве между промышленностью и банками?
- В начале ноября мы помогли ФГУП НИИ "Волга" в получении выделенных федеральным центром денег на реализацию инновационного проекта в области нанотехнологий, которые были "заморожены" банком на счету предприятия. Другому инновационному предприятию ЗАО "Тантал - ЕОЦ "Нормалиен" министерство помогло продлить имевшуюся кредитную линию, т.к. оно было добросовестным исполнителем кредитных обязательств.
При возникших трудностях у банка "Электроника", обращение министерства к руководству ГУ ЦБ по Саратовской области и администрации "Агентства по страхованию вкладов" позволило завершить переводы зависших денежных средств ФГУП "Саратовский завод приборных устройств" и выплатить зарплату на предприятии.
Какие из заявленных ранее инвестпроектов будут реализованы, какие - приостановлены и закрыты?
- Сегодня почти все ведущие госмонополии и крупнейшие российские корпорации пересматривают свои инвестиционные программы. Влияние этого процесса оказывается и на региональном уровне. По итогам текущего года планируется уменьшение инвестиций по таким компаниям как ЗАО "Богородскнефть" и ООО "Диалл Альянс". Изменяет график реализации ряда крупных коммерческих проектов дочернее предприятие ТНК-ВР - ОАО "Саратовский НПЗ". Противоположный пример - работы по проекту "Северсталь", которые идут в соответствие с планом.
Также продолжается реализация в соответствии с графиком совместного с ОАО "Саратовский подшипниковый завод" и американской компанией Brenco проекта по производству буксовых конических подшипников кассетного типа (TBU), которые используются при производстве подвижного состава для высокоскоростного железнодорожного сообщения.
В соответствии с инвестиционной программой 2008 года завершается строительство линии по выпуску листового стекла на ОАО "Саратовстройстекло". Завершен проект ООО "БалЭнергоМаш" по строительству нового производства нетканого материала "Спанлейс". Французское предприятие-поставщик оборудования запланировало свое участие в запуске производства на январь 2009 года.
Обсуждаются ли в области проекты строительства-сборки автомобилей или другой автотехники?
- В регионе имеются производственные площадки, которые возможно было бы задействовать под данное производство. Наличие большого количества компонентных производств также является преимуществом при размещении сборочного производства. Однако решение данного вопроса находится больше в политическом поле.
Один из последних проектов, реализация которого была бы выгодна области - это сборка сельхозтехники. Идея проекта родилась в ходе визита членов правительства и экономических кругов Республики Беларусь в Саратовскую область. Также после ответного визита изучается возможность сборки у нас трамваев.
Насколько обоснованы повышение тарифов на газ и электроэнергию с нового года?
- Повышение тарифов на теплоэнергоресурсы в современных условиях будет достаточно болезненным для потребителей. Тарифы на газ повышаются в соответствии с концепцией правительства РФ о достижении равнодоходности поставок газа внутри и за пределами страны. Это автоматически ведет к повышению стоимости тепло- и электроэнергии, т.к. доля природного газа в их себестоимости составляет более 50%.
На октябрьском совещании по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере поставок газа населению гендиректор "Саратовгаза" Сергей Лисовский негативно отозвался о деятельности некоей газораспределительной организации, аффилированной с местными властями: "эта структура не несет никакой ответственности за устранение аварийных ситуаций, а в результате отвечать должен "Саратовгаз". Ваш комментарий?
- Трудно понять о какой конкретно газораспределительной организации ведет речь Сергей Михайлович. По существу обозначенной проблемы можно сказать, что законодательство позволяет присваивать статус газораспределительной организации предприятиям, не обладающим собственными службами, ответственными за предотвращение и ликвидацию последствий аварийных ситуаций; достаточно иметь заключенный договор с другой организацией на осуществление этой деятельности.
В этих условиях особая роль отводится Ростехнадзору, который через проведение плановых и внеплановых проверок должен провести оценку безопасности и надежности газоснабжения потребителей газораспределительной организацией.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью