Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Плата за музыку в маршрутке и другие перегибы. Авторское и смежное право

  • 16:40, 19 марта 2009
  • Комментариев[0]
В прошлом году правоохранительными органами области было выявлено более 600 нарушений законодательства в сфере защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. По фактам нарушений авторских и смежных прав возбуждено 93 уголовных дела, привлечено к ответственности 339 должностных лиц. Есть мнение, что достигнуты неплохие результаты работы.
Участники же отношений в сфере авторских и смежных прав говорят о довольно сложном периоде, который пришелся на прошедший год. В январе 2008 года вступила в действие 4 часть Гражданского кодекса и успела продемонстрировать недостатки в работе законодателей. К примеру, в ст. 1326 указывается на обязательство отчислять вознаграждение при публичном исполнении фонограммы без разрешения правообладателей. Это вознаграждение должно отчислятся производителю и исполнителю фонограммы, при этом не во всех случаях у пользователя есть возможность произвести платежи. Некоторые положения закона эксперты называют явными перегибами.

Не по собственной вине виноватые
Музыка в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах, разделяется на "живую" и "фонограммную". За живое публичное исполнение музыкальных произведений арендаторы площадок или организаторы развлекательных программ должны отчислять денежное вознаграждение правообладателям - авторам слов и музыки. За публичное исполнение фонограмм вознаграждение отчисляется правообладателям - производителям и исполнителям фонограмм.
В противном случае наступает административная ответственность. Так, в прошлом году были наказаны администрации двух кафе в Энгельсе. В Саратове за публичную демонстрацию фонограмм без соглашений с правообладателями были оштрафованы на сумму 10 тыс. руб. несколько кафе в Заводском, Октябрьском, Фрунзенском, Кировском.
Нормы отношений между правообладателями и теми, кто пользуется объектами интеллектуальной собственности закреплялись в статьях Гражданского Кодекса под оптимистичные комментарии авторов и экспертов. Сегодня руководитель Саратовской областной общественной организации по защите объектов интеллектуальной собственности "САПО", которая представляет интересы Некоммерческого Партнёрства "Равноправный Фонографический Альянс" (РФА) в Саратове, Александр Филиппов говорит: "На практике оказалось, что общие положения закона не учитывают множества конкретных ситуаций. Порой применение положений кодекса вызывает удивление. Необходимы дополнения, либо грамотные комментарии".
По мнению наблюдателей, изменение порядка отношений и норм привело к парадоксальной ситуации - пользователь объекта интеллектуальной собственности не всегда имеет возможность произвести необходимые выплаты правообладателям. Подобные отчисления производятся через специальные организации, которые управляют авторскими или смежными правами правообладателей, передавших свои права в управление этим организациям на прямых договорных условиях. Так правами авторов музыкальных произведений управляет Общероссийская общественная организация "Российское авторское общество". Оно представляет интересы более 20 тыс. российских и свыше 2 млн иностранных авторов. Председатель саратовской организации Союза композиторов, представитель РАО в ПФО Евгений Бикташев говорит: "На основании своих полномочий РАО вправе выдавать разрешения на использование произведений и собирать причитающееся за такое использование вознаграждение. Использование произведений без лицензионного соглашения с РАО является грубым нарушением действующего законодательства". Эта организация вступает в отношения с владельцами клубов, кафе, ресторанов в том случае, если в залах звучит живая музыка. По словам экспертов, таких заведений в Саратове немного и все они заключили с организацией соответствующие договоры. РАО имеет государственную аккредитацию в сфере авторских прав, которую оно получило в августе 2008 г.
Подобная аккредитация предусмотрена законодательством и для организаций, управляющих смежными правами. Однако, ни одна из действующих в настоящий момент в стране организаций, а их по меньшей мере 4, не имеет государственной аккредитации. Эти организации действуют в интересах звукозаписывающих студий и исполнителей в рамках переданных им в управление каталогов фонограмм.
До введения в действие 4-ой части ГК в стране было две подобные организации. РФА - крупнейшее на тот момент объединение, управляющее смежными правами крупных российских и зарубежных звукозаписывающих компаний, многих популярных исполнителей; Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), которое в основном представляло интересы исполнителей авторской песни и шансона.
По мнению Александра Филиппова законодателям легче было выбрать из двух претендентов. Но прошлым летом в стране были созданы еще два объединения. Под эгидой РАО возник "Российский союз правообладателей" (РСП). Под руководством бывшего министра культуры Соколова возникло Всероссийское Общество по Авторским и Смежным Правам (ВОАСП). По мнению эксперта, причина неопределенной ситуации в сфере смежных прав - столкновение разнонаправленных интересов, одни из которых подкреплены реальными правообладателями, другие - административными ресурсами. "Комиссия предпочла не принять никакого решения, чем склониться в сторону кого-то из участников конкурса". В итоге, теоретически может возникнуть ситуация, когда владельцу развлекательного заведения просто некому будет отчислять полагающееся вознаграждение. Свои представительства в Саратове имеют 2 организации - РСП и РФА, но хотя они и представляют совместно подавляющую долю фонограммной индустрии (РФА имеет в своём каталоге порядка 150 тыс. фонограмм), однако это не весь перечень производителей и исполнителей фонограмм. Если в ресторане будет звучать произведение вне круга интересов этих организаций, то владелец заведения окажется формально виновным в нарушении смежных прав.
В разговоре о перекосах, вызванных новым законодательством, Александр Филиппов говорит о требованиях, которые возможно предъявить к автотранспортным предприятиям. В Волгограде был создан прецедент - с транспортников требовали оплату за то, что в салоне звучит радио или "публично демонстрируются" диски с фонограммами.
Кинопрокатчики считают неразумным и требование закона о денежном вознаграждении за использование музыкального произведения в составе кинофильма после каждого киносеанса. "Автор, давая разрешение на использование своего произведения в кинофильме, должен передать свои имущественные права именно на публичное использование, иначе для чего снимать кино?", - говороит Александр Филиппов.

Не заплатил 9 тыс, отдашь 5 млн
Саратовские эксперты признают - исполнительская дисциплина владельцев общепита существенно повысилась. Юрисконсульт саратовского филиала РАО Елена Яловая заверяет, что на сегодняшний день большая часть кафе и ресторанов в центре Саратова заключили лицензионные соглашения. Тем не менее, более половины заведений общепита в Заводском и Ленинском районах пока что по различным причинам отказываются это делать. Все судебные иски инспекторов РАО к ресторанам заканчивались в пользу первых. При этом величина штрафов варьируется от 10 тыс. до 5 млн руб. Эти цифры наглядно показывают, что заключить лицензионный договор гораздо выгодней, чем сопротивляться неприятным, но законным требованиям.
Вместе с тем руководитель гильдии отельеров и рестораторов ТПП Саратовской области Владимир Давыдов говорит: "Мы согласны платить, но у нас по-прежнему остается немало вопросов, на которые никто не ответил: по каким принципам устанавливаются авторские тарифы, сколько правообладатели и посредники на нас зарабатывают? Конечно, сейчас еще много заведений общепита, отказывающихся по разным причинам платить. Но мы будем всячески использовать свои возможности для изменения ситуации, и убеждать коллег в необходимости соблюдать закон. Ведь штрафы нередко могут быть на порядок выше лицензионных выплат". Представители РАО предоставили информацию о размере платежей. В довольно обширном "прайс-листе" потенциальные плательщики разделены на группы и подразделы, для каждого установлена своя "такса". В одних случаях цена привязана к количеству посадочных мест или площади помещения, в других - к обороту предприятия. Например, кафе или бар с количеством посадочных мест от 51-го до 60-ти обязано "отстегивать" поэтам и композиторам по 2,8 тыс. руб. в месяц. Для ресторанов же аналогичного размера эта ставка составит 3 тыс. руб. С магазина площадью 1-1,2 тыс. кв. м. причитается уже 3,4 тыс. А, например, фитнес-клуб или тренажерный зал должен платить 2% от выручки (но не меньше определенной минимальной ставки, которая зависит от площади помещения).
Как и всякое уважающее себя коммерческое предложение, правила РАО имеют систему скидок от объема. Сетевые магазины, рестораны и вообще любые предприятия-плательщики, имеющие сразу несколько точек обслуживания клиентов, могут рассчитывать на определенный дисконт - до 25% от суммы.
В дальнейшем схема распределения поступлений между "адресатами" выглядит следующим образом: предприятия-плательщики представляют в РАО списки использованных произведений, на основе которых аккумулированные таким образом средства распределяются между поэтами и композиторами. За вычетом, разумеется, некоей "малой доли", которая необходима для обеспечения функционирования аппарата РАО.
Допустим, что в небольшом баре или кафе, вмещающем не более 10 мест, безумно полюбили какого-нибудь певца. Учитывая ежемесячный платеж в 400 руб. - в год автор заработает 4,8 тыс. руб. А если представить, что хотя бы половина кафе и баров Саратова от 10-ти до 40 посадочных мест регулярно проигрывают музыку одного исполнителя, то его годовой доход будет равняться примерно 130 тыс. руб. без учета выплат комиссионных РАО. Разумеется, в ресторанах, ночных и караоке-клубах расценки дороже. В целом, расценки за публичное исполнение произведений варьируются от 300 до 9 тыс. руб. в месяц в зависимости от количества посадочных мест, вида заведения и коэффициента численности жителей населенного пункта. Так, например, в ресторанах "Старый замок" и "Джентельмены удачи" ежемесячная плата за исполнителя около 1 тыс. руб.

Расценки за публичное исполнение произведений с помощью технических средств (музыкальный центр, радио, телевидение).

Количество посадочных мест
Ежемесячные платежи, руб.
Столовые, закусочные
Бары, кафе
Рестораны
не более 10
300
400
500
11-20
500
800
1000
21-30
1000
1300
1500
31-40
1200
1800
2000
41-50
1500
2300
2500
51-60
1700
2800
3000
61-70
2000
3200
3500
71-84
2200
3900
4200
85-100
2500
4700
5000
101-150
2600
6200
6750
151-180
2700
7500
8100
181 и выше
2700+10 р. за место
7500+20 р. за место
8100+30 р. за место

Евгений Татарников

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 марта 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x