Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Плата за музыку в маршрутке и другие перегибы. Авторское и смежное право

  • 16:40, 19 марта 2009
  • Комментариев[0]
В прошлом году правоохранительными органами области было выявлено более 600 нарушений законодательства в сфере защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. По фактам нарушений авторских и смежных прав возбуждено 93 уголовных дела, привлечено к ответственности 339 должностных лиц. Есть мнение, что достигнуты неплохие результаты работы.
Участники же отношений в сфере авторских и смежных прав говорят о довольно сложном периоде, который пришелся на прошедший год. В январе 2008 года вступила в действие 4 часть Гражданского кодекса и успела продемонстрировать недостатки в работе законодателей. К примеру, в ст. 1326 указывается на обязательство отчислять вознаграждение при публичном исполнении фонограммы без разрешения правообладателей. Это вознаграждение должно отчислятся производителю и исполнителю фонограммы, при этом не во всех случаях у пользователя есть возможность произвести платежи. Некоторые положения закона эксперты называют явными перегибами.

Не по собственной вине виноватые
Музыка в барах, кафе, ресторанах, ночных клубах, разделяется на "живую" и "фонограммную". За живое публичное исполнение музыкальных произведений арендаторы площадок или организаторы развлекательных программ должны отчислять денежное вознаграждение правообладателям - авторам слов и музыки. За публичное исполнение фонограмм вознаграждение отчисляется правообладателям - производителям и исполнителям фонограмм.
В противном случае наступает административная ответственность. Так, в прошлом году были наказаны администрации двух кафе в Энгельсе. В Саратове за публичную демонстрацию фонограмм без соглашений с правообладателями были оштрафованы на сумму 10 тыс. руб. несколько кафе в Заводском, Октябрьском, Фрунзенском, Кировском.
Нормы отношений между правообладателями и теми, кто пользуется объектами интеллектуальной собственности закреплялись в статьях Гражданского Кодекса под оптимистичные комментарии авторов и экспертов. Сегодня руководитель Саратовской областной общественной организации по защите объектов интеллектуальной собственности "САПО", которая представляет интересы Некоммерческого Партнёрства "Равноправный Фонографический Альянс" (РФА) в Саратове, Александр Филиппов говорит: "На практике оказалось, что общие положения закона не учитывают множества конкретных ситуаций. Порой применение положений кодекса вызывает удивление. Необходимы дополнения, либо грамотные комментарии".
По мнению наблюдателей, изменение порядка отношений и норм привело к парадоксальной ситуации - пользователь объекта интеллектуальной собственности не всегда имеет возможность произвести необходимые выплаты правообладателям. Подобные отчисления производятся через специальные организации, которые управляют авторскими или смежными правами правообладателей, передавших свои права в управление этим организациям на прямых договорных условиях. Так правами авторов музыкальных произведений управляет Общероссийская общественная организация "Российское авторское общество". Оно представляет интересы более 20 тыс. российских и свыше 2 млн иностранных авторов. Председатель саратовской организации Союза композиторов, представитель РАО в ПФО Евгений Бикташев говорит: "На основании своих полномочий РАО вправе выдавать разрешения на использование произведений и собирать причитающееся за такое использование вознаграждение. Использование произведений без лицензионного соглашения с РАО является грубым нарушением действующего законодательства". Эта организация вступает в отношения с владельцами клубов, кафе, ресторанов в том случае, если в залах звучит живая музыка. По словам экспертов, таких заведений в Саратове немного и все они заключили с организацией соответствующие договоры. РАО имеет государственную аккредитацию в сфере авторских прав, которую оно получило в августе 2008 г.
Подобная аккредитация предусмотрена законодательством и для организаций, управляющих смежными правами. Однако, ни одна из действующих в настоящий момент в стране организаций, а их по меньшей мере 4, не имеет государственной аккредитации. Эти организации действуют в интересах звукозаписывающих студий и исполнителей в рамках переданных им в управление каталогов фонограмм.
До введения в действие 4-ой части ГК в стране было две подобные организации. РФА - крупнейшее на тот момент объединение, управляющее смежными правами крупных российских и зарубежных звукозаписывающих компаний, многих популярных исполнителей; Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), которое в основном представляло интересы исполнителей авторской песни и шансона.
По мнению Александра Филиппова законодателям легче было выбрать из двух претендентов. Но прошлым летом в стране были созданы еще два объединения. Под эгидой РАО возник "Российский союз правообладателей" (РСП). Под руководством бывшего министра культуры Соколова возникло Всероссийское Общество по Авторским и Смежным Правам (ВОАСП). По мнению эксперта, причина неопределенной ситуации в сфере смежных прав - столкновение разнонаправленных интересов, одни из которых подкреплены реальными правообладателями, другие - административными ресурсами. "Комиссия предпочла не принять никакого решения, чем склониться в сторону кого-то из участников конкурса". В итоге, теоретически может возникнуть ситуация, когда владельцу развлекательного заведения просто некому будет отчислять полагающееся вознаграждение. Свои представительства в Саратове имеют 2 организации - РСП и РФА, но хотя они и представляют совместно подавляющую долю фонограммной индустрии (РФА имеет в своём каталоге порядка 150 тыс. фонограмм), однако это не весь перечень производителей и исполнителей фонограмм. Если в ресторане будет звучать произведение вне круга интересов этих организаций, то владелец заведения окажется формально виновным в нарушении смежных прав.
В разговоре о перекосах, вызванных новым законодательством, Александр Филиппов говорит о требованиях, которые возможно предъявить к автотранспортным предприятиям. В Волгограде был создан прецедент - с транспортников требовали оплату за то, что в салоне звучит радио или "публично демонстрируются" диски с фонограммами.
Кинопрокатчики считают неразумным и требование закона о денежном вознаграждении за использование музыкального произведения в составе кинофильма после каждого киносеанса. "Автор, давая разрешение на использование своего произведения в кинофильме, должен передать свои имущественные права именно на публичное использование, иначе для чего снимать кино?", - говороит Александр Филиппов.

Не заплатил 9 тыс, отдашь 5 млн
Саратовские эксперты признают - исполнительская дисциплина владельцев общепита существенно повысилась. Юрисконсульт саратовского филиала РАО Елена Яловая заверяет, что на сегодняшний день большая часть кафе и ресторанов в центре Саратова заключили лицензионные соглашения. Тем не менее, более половины заведений общепита в Заводском и Ленинском районах пока что по различным причинам отказываются это делать. Все судебные иски инспекторов РАО к ресторанам заканчивались в пользу первых. При этом величина штрафов варьируется от 10 тыс. до 5 млн руб. Эти цифры наглядно показывают, что заключить лицензионный договор гораздо выгодней, чем сопротивляться неприятным, но законным требованиям.
Вместе с тем руководитель гильдии отельеров и рестораторов ТПП Саратовской области Владимир Давыдов говорит: "Мы согласны платить, но у нас по-прежнему остается немало вопросов, на которые никто не ответил: по каким принципам устанавливаются авторские тарифы, сколько правообладатели и посредники на нас зарабатывают? Конечно, сейчас еще много заведений общепита, отказывающихся по разным причинам платить. Но мы будем всячески использовать свои возможности для изменения ситуации, и убеждать коллег в необходимости соблюдать закон. Ведь штрафы нередко могут быть на порядок выше лицензионных выплат". Представители РАО предоставили информацию о размере платежей. В довольно обширном "прайс-листе" потенциальные плательщики разделены на группы и подразделы, для каждого установлена своя "такса". В одних случаях цена привязана к количеству посадочных мест или площади помещения, в других - к обороту предприятия. Например, кафе или бар с количеством посадочных мест от 51-го до 60-ти обязано "отстегивать" поэтам и композиторам по 2,8 тыс. руб. в месяц. Для ресторанов же аналогичного размера эта ставка составит 3 тыс. руб. С магазина площадью 1-1,2 тыс. кв. м. причитается уже 3,4 тыс. А, например, фитнес-клуб или тренажерный зал должен платить 2% от выручки (но не меньше определенной минимальной ставки, которая зависит от площади помещения).
Как и всякое уважающее себя коммерческое предложение, правила РАО имеют систему скидок от объема. Сетевые магазины, рестораны и вообще любые предприятия-плательщики, имеющие сразу несколько точек обслуживания клиентов, могут рассчитывать на определенный дисконт - до 25% от суммы.
В дальнейшем схема распределения поступлений между "адресатами" выглядит следующим образом: предприятия-плательщики представляют в РАО списки использованных произведений, на основе которых аккумулированные таким образом средства распределяются между поэтами и композиторами. За вычетом, разумеется, некоей "малой доли", которая необходима для обеспечения функционирования аппарата РАО.
Допустим, что в небольшом баре или кафе, вмещающем не более 10 мест, безумно полюбили какого-нибудь певца. Учитывая ежемесячный платеж в 400 руб. - в год автор заработает 4,8 тыс. руб. А если представить, что хотя бы половина кафе и баров Саратова от 10-ти до 40 посадочных мест регулярно проигрывают музыку одного исполнителя, то его годовой доход будет равняться примерно 130 тыс. руб. без учета выплат комиссионных РАО. Разумеется, в ресторанах, ночных и караоке-клубах расценки дороже. В целом, расценки за публичное исполнение произведений варьируются от 300 до 9 тыс. руб. в месяц в зависимости от количества посадочных мест, вида заведения и коэффициента численности жителей населенного пункта. Так, например, в ресторанах "Старый замок" и "Джентельмены удачи" ежемесячная плата за исполнителя около 1 тыс. руб.

Расценки за публичное исполнение произведений с помощью технических средств (музыкальный центр, радио, телевидение).

Количество посадочных мест
Ежемесячные платежи, руб.
Столовые, закусочные
Бары, кафе
Рестораны
не более 10
300
400
500
11-20
500
800
1000
21-30
1000
1300
1500
31-40
1200
1800
2000
41-50
1500
2300
2500
51-60
1700
2800
3000
61-70
2000
3200
3500
71-84
2200
3900
4200
85-100
2500
4700
5000
101-150
2600
6200
6750
151-180
2700
7500
8100
181 и выше
2700+10 р. за место
7500+20 р. за место
8100+30 р. за место

Евгений Татарников

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение» Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»

Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 19 марта 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x