Намеки на его увлечения может получить любой чуть более внимательный посетитель суда - на стенах картины, высказывания исторических деятелей. Шоу и сериалы о судебной системе считает дешевым детективом, по его мнению, престиж должна поднимать работа самих судов.
Подробно о работе судебной системы, ее перспективах развития, о том, какие дела рассматривают арбитражные суды, их отличии от судов общей юрисдикции и специфике профессии в интервью ИА "СарБК" рассказал председатель 12-го арбитражного апелляционного суда Александр Гребенников.
Александр Иванович, как Вы оцениваете результаты создания и деятельности апелляционных судов в нашей стране?
- Практика показывает, что создание самостоятельной апелляционной инстанции в арбитражной системе себя оправдало. После того, как такие инстанции на базе областных арбитражных судов стали частью истории, и по стране один за другим были образованы 20 самостоятельных арбитражных апелляционных судов, количество обращений в эту инстанцию значительно возросло. За прошлый год в 12-й арбитражный апелляционный суд поступила 8 531 жалоба из Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. К производству было принято 7 749 (91%) жалоб. Судьи рассмотрели за год 7 367 дел, по 1 605-ти из них акты судов первой инстанции были отменены или изменены. Таких цифр по апелляциям никогда прежде не было в арбитражных судах всех трех названных мной выше субъектов.
То есть назрела реальная необходимость создания апелляционных судов?
- Да, конечно. Согласитесь, трудно доверять качеству судопроизводства, когда апелляционную жалобу рассматривают в том же суде, где выносилось оспариваемое решение. Так было раньше. Теперь если одна из сторон не согласна с судебным решением арбитражного суда первой инстанции, она обращается во вторую, то есть к нам в апелляционный суд. Мы проверяем законность и обоснованность судебного акта.
Роль адвокатов в арбитражном процессе такая же, как в судах общей юрисдикции?
- Я бы сказал так: хороший профессионал, как в общей юрисдикции, так и в арбитражном суде играет важную роль. Я подчеркиваю - профессиональный юрист, который понимает свои обязанности не как проведение каких-то махинаций. Как правило, грамотный юрист не нуждается в таких "противолодочных зигзагах". Ему не нужно прибегать к методам, не имеющим ничего общего с юридической деятельностью. И суду легче, когда в процессе участвует грамотный специалист и хорошо подготовленный адвокат.
Много мировых соглашений выносится в арбитражных судах апелляционной инстанции?
- Нет, таких соглашений не много. В определенной мере это связано с нашим процессуальным законодательством. Сейчас много разговоров ведется об использовании процедуры медиации - это досудебное урегулирование споров при содействии третей стороны. В европейских судах эта процедура популярна, поэтому там высок процент заключения мировых соглашений между сторонами. Порядка 25-30% дел заканчиваются на стадии досудебной подготовки. Но там в медиации позволено участвовать даже судьям.
В европейских судах общей юрисдикции судьи также договариваются со сторонами?
- Да, это называется досудебным договором. В силу каких-то процессуальных обычаев, обычаев делового оборота у них это принято. У нас такая практика может применяться только на стадии предварительной подготовки дела к процессу, при участии специальных медиаторов. Но это уже "производная" от третейских судов.
Может быть, третейские суды стоило бы ввести, и это могло бы каким-то образом снизить уровень коррупционогенности системы?
- Да одно не связано с другим. Дело в том, что любой процесс, происходящий сфере правоотношений, урегулирован процессуальным законодательством. Если оно разрешает медиацию, мы будем ее проводить, если нет - спор будет урегулирован в судебном порядке. И это не имеет никакого отношения к коррупции. Коррупция связана, прежде всего, с людьми, злоупотребляющими должностными полномочиями, а не с судебным процессом. А применение досудебного урегулирования споров - это, на мой взгляд, то направление, в котором должна развиваться наша судебная система. Введение процедуры медиации снизило бы количественную нагрузку на суды.
Для того чтобы работать судьей в арбитражном суде, кроме образования, какой опыт необходим?
- Чтобы работать судьей в апелляционной инстанции, нужно иметь 7 лет юридического стажа. Арбитражными судьями могут стать юрисконсульты, помощники судей. При приеме на работу я руководствуюсь, прежде всего, специализацией юриста - для арбитражных судей важен опыт работы в экономической сфере.
Каким-то образом повлиял на работу арбитражных судов финансовый кризис: увеличилась нагрузка, количество дел?
Пока серьезного роста количества "кризисных" дел не наблюдается. Но увеличение, скорее всего, будет. Кому-то кризис затруднил исполнение обязательств по договорам, кому-то возврат кредитов, уплату налогов, да и саму деятельность. Но число обращений в 12-й арбитражный апелляционный суд растет с каждым годом вне зависимости от кризиса. В прошлом году нагрузка на одного судью составила 32,2 дела в месяц. Хотя еще в 2007 году судьи рассматривали только по 26 дел ежемесячно.
Уже давно говорят о необходимости реформирования судебной системы. Речь идет, как на федеральном, так и региональном уровне о таких вещах, как стаж работы судей, процесс назначения судей, степень их независимости. Ваше отношение к этому - действительно такие реформы необходимы?
- На мой взгляд, судебная система, по крайней мере, арбитражная, функционирует нормально и выполняет свою задачу полностью. Что касается реформирования, то оно идет по пути качественных изменений. Например, введения электронной системы правосудия, что значительно упростит судебный процесс для всех его участников. Ускорится обмен документами, необходимыми для дела, не обязательно будет ехать на заседание суда из другого региона.
А можете привести пример, как будет работать эта система?
- Возьмем, к примеру, технологию видеоконференцсвязи. Представьте, что какое-то дело рассматривается в Арбитражном суде Астраханской области, там выносится решение, на которое одна из сторон подает апелляционную жалобу в наш суд. Сторонам не обязательно будет ехать в Саратов, чтобы принять участие в заседании. Специально отведенное в астраханском суде помещение будет оборудовано для видеоконференции. В аналогичном помещении будет заседать судебная коллегия в Саратове. Все будет происходить в режиме реального времени. Сейчас в Высшем Арбитражном Суде готовятся проекты законов, которые позволят внедрить эту и другие составляющие системы электронного правосудия. А тем временем мы уже готовимся к нововведениям в техническом плане. Недавно суд принял участие в первой пробной видеоконференции. Наши технические специалисты общались с Москвой и другими городами.
Как Вы считаете, какова роль СМИ в деятельности суда? Где должна проходить грань между невмешательством в ход процесса и соблюдением свободы слова?
- Знаете, эту грань трудно провести. Нельзя запретить прессе освещать процесс на любой его стадии (кроме тех случаев, когда дело составляет государственную тайну). Да мы и не намерены этого делать. Но у меня вызывает недоумение, когда журналисты пытаются заранее высказать личное мнение и предсказать исход дела. Работа прессы должна быть объективной.
Наверное, многое зависит от судьи - очень сложно прислушиваться к мнению прессы и при этом оставаться максимально беспристрастным? Нет, мы открытости не боимся. Испытывать такие трудности может только профессионально неподготовленный человек. А у нас кроме того, что в заседаниях часто присутствует пресса, идет аудио и видеозапись процессов.
А можете рассказать немного о "судебной кухне"? Каким образом, например, Вы как председатель суда влияете на распределение дел?
- В нашем суде работает система электронного распределения дел. Все зарегистрированные дела вносятся в компьютер, и программа выбирает трех судей - в зависимости от их специализации и объемов работы. Ни я, ни любой другой человек не может повлиять на ее выбор и заранее сказать, кто будет рассматривать то или иное дело.
Вы согласны с таким высказыванием, что от Бога есть три профессии: учитель, врач и судья?
- Да, согласен. Судьей может работать человек, как минимум, с наличием совести.
А какими еще качествами, по Вашему мнению, должен обладать судья?
Самое главное - это профессионализм и человечность.
По каким критериям оценивается работа судей?
- В основном речь идет о статистических отчетах - сколько дел рассмотрено, сколько судебных актов отменено. Мы подводим итоги работы, в том числе с участием представителей судов вышестоящих инстанций. Промежуточные итоги подводятся еженедельно.
Как можно сделать вывод о непрофессионализме судьи?
- Это видно сразу. Вот смотрите: примерно 20% судебных актов отменяется вышестоящими судами. Чаще всего это связано с изменением судебной практики, появлением в деле дополнительных материалов. Если процент "отмен" у судьи существенно превышен, им не соблюдаются сроки рассмотрения дел - можно делать выводы.
По телевизору часто "крутят" шоу, имитирующие судебный процесс: они имеют что-то общее с реальным судопроизводством?
- Вот это Вы правильно назвали. Это именно шоу, в которых масса ошибок, часто встречаются недопустимые для реального процесса высказывания и действия. Если бы мы так вели заседания, то у нас просто не было бы времени заниматься делами. Мы бы только и успевали, что отписываться на жалобы.
А Ваше отношение к сериалам? Например, был такой сериал "Суд".
- Честно говоря, от Вас впервые услышал об этом сериале. Скажу так: большая часть телесериалов о работе судей, следователей прокуратуры, милиции далека от истины. Это дешевые детективы. Цели создателей этих фильмов, конечно, можно назвать благородными: они старались повысить доверие зрителей к работе правоохранительных органов. Только никаким сериалом престиж того или иного ведомства не поднимешь - надо лучше работать. Оценивать люди все равно будут реальную деятельность.
Александр Иванович, а сами Вы принимаете участие в судебных процессах?
- Я постоянно участвую в рассмотрении дел и заседаниях, хотя и не обязан это делать. Потому что если не участвовать в судебных разбирательствах, можно быстро потерять квалификацию. А, кроме того, в суде у всех большие нагрузки. Коллегам нужно помогать.
На какие увлечения тратите свободное время, если оно появляется? Я вижу у Вас в кабинете картины. Много портретов/
-Да, мне нравится живопись, история. Здесь я собрал портреты наших государственных деятелей, которые, на мой взгляд, на разных этапах внесли серьезный вклад в развитие России. Александр Невский, Петр Первый, Александр Третий: Последний, кстати, - единственный государь, при котором Россия не участвовала в войнах. На оставшиеся после его правления деньги наша страна жила 23 года. Хотя потомки считали Александра Третьего реакционером, и после революции все его памятники были уничтожены.
Я вижу, Вы очень серьезно увлекаетесь историей отечества?
- Это моя Родина. Я считаю, историю своей страны нужно знать и гордиться ею.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....