Провизоры саратовских аптек на каждый ох-вздох покупателя методично повторяют - стоимость лекарств выросла до 40%.
Сомнения в объективности причин столь стремительного роста были высказаны на самом высоком уровне. Президент страны Дмитрий Медведев в середине марта поставил задачу перед региональными властями разобраться с надбавками, которые используют посредники по импортным и отечественным препаратам. На прошлой неделе мы попросили руководство областного минздрава прокомментировать значительный рост розничных цен на продукцию компании "Фармстандарт". По заявлению компании, отпускные цены производитель не повышал с осени прошлого года. Я никаких бумаг об этом не видел", - заявил в ответ через пресс-секретаря зам. министра Дмитрий Кедров.
Мерами по рынку
В заявлении пресс-службы компании "Фармстандарт" утверждается, что изменения в ценовой политике предприятием не проводились и отпускные цены на продукцию не повышались с осени 2008 г. При этом, изготовленные "Фармстандартом" препараты дорожали вместе с импортными. По данным информационной системы "FarmNet", в январе этого года средняя цена капсул "Арбидол" в перечне предложений оптовых компаний региона составляла 164,08 руб., в марте она равнялась уже 184,9 руб. По некоторым сведениям, цены на продукцию данного производителя выросли за несколько месяцев на 30%. Как заявляют наблюдатели, существенную прибавку в цене препараты получают на уровне посреднических сделок. На условиях анонимности представители некоторых оптовых организаций фармацевтического рынка объясняют: "Отечественный рынок лекарств на 80% состоит из импортной продукции. Мы приобретаем эти препараты за валюту, а курс доллара и евро значительно повысился. С помощью значительного повышения цен на отечественную продукцию мы компенсируем затраты на покупку медикаментов зарубежного производства".
Публичные комментарии оптовых поставщиков лекарств на саратовский рынок, а это преимущественно филиалы российских компаний, ограничиваются информацией об особенностях ценообразования - формированием ценовой политики и выполнением закупок занимаются сотрудники московских офисов. Директор регионального филиала компании "СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ" Вадим Вишневский добавил: "Наша организация строго соблюдает все требования о наценках, которые может делать оптовая организация". Напомним, в области действует постановление правительства о торговых надбавках к ценам на лекарственные средства N82-П, принятое в 2000 году. Так, фармацевтический дистрибьютор может увеличивать цену производителя на 15-30% и 45-60% для аптечных сетей, включая оптовую наценку, в зависимости от категории препарата. Контролировать этот процесс призвано руководство субъектов федерации. Это подчеркнул Президент Дмитрий Медведев во время телевизионного интервью, когда говорил о отсутствии объективных причин для повышения цен на отечественные лекарства: "С учетом того, что всеми этими вопросами в регионах занимаются наши региональные власти, я хотел бы специально обратить их внимание на то, что всякого рода посредники, которые работают в регионах, должны иметь совесть... И задача губернаторов разобраться с тем, чтобы те надбавки, которые они используют и по импортным препаратам, и по нашим препаратам, находились в каких-то разумных рамках. Если они этого не сделают, будут разбираться правоохранительные органы. Это я обещаю".
Начальник отдела контроля и надзора за фармацевтической деятельностью управления Росздравнадзора по Саратовской области Елена Миронова на просьбу прокомментировать рост цен на продукцию "Фармстандарта" ответила: "В рамках полномочий нашего ведомства, мы не можем осуществлять контроль за уровнем цен, мы занимаемся этим вопросом только по поручению прокуратуры области или других правоохранительных органов. На будущее у нас планируется проведение проверок аптечных организаций, мы будем продолжать их пока сохраняется кризисная ситуация". Представитель Росздравнадзра не смогла назвать организацию, поручение которой приняло надзорное ведомство. Руководитель отдела надзора за фармацевтической деятельностью ничего не сказала об уровне повышения цен на лекарства и добавила, что мониторинг проводит министерство здравоохранения.
На просьбу прокомментировать ситуацию с повышением цен отечественного производителя зам.министра здравоохранения области Дмитрий Кедров, как передала пресс-секретарь ведомства, ответил: "Я никаких бумаг об этом не видел". Редакции было предложено, как это водится в забюрократизированных структурах власти, написать официальный запрос с изложением имеющихся фактов. По этим данным в министерстве будет проведена проверка и в случае подтверждения информации дадут ответ. Позже чиновники специализированного отдела запросили на проверку 2 недели.
Через пару рабочих дней в телефонном разговоре Дмитрий Кедров повторил: "Предоставьте нам официальную информацию предприятия на бланке и с подписью. Если вы хотите получить от нас ответ, назовите препараты, которые оно производит, цены, по которым отпускает продукцию, торговые организации, где эти лекарства реализуются по завышенным ценам и информацию, превышаются ли при реализации положенные 60% надбавки. Мы готовы изучить ситуацию, выйти на места, проверить и дать официальный ответ. Не солидно, если мы будем комментировать слухи".
Далее чиновник охотно говорил о мерах по сдерживанию роста цен на лекарства; о предложениях, которые спускаются на уровень региона из федерального центра; о том, как вопрос контролируется на территории области. В общем, меры отдельно, а ситуация на рынке отдельно. Мониторинг ради мониторинга, работа по снижению цен ради составленного графика мероприятий. Это был разговор о проблеме доступности лекарств, о важнейшем процессе импортозамещения медикаментов с демонстративным игнорированием одного из благоприятных факторов развития положительных тенденций. Между тем, результат политики сдерживания цен, которая применялась на одном из отечественных предприятий, может послужить поводом для сомнений в справедливости правил игры на фармацевтическом рынке. Необходимы ли для подобного анализа официальный бланк, печать и подпись.
По мнению Дмитрий Кедрова, задание Президента по контролю за ценами на фармацевтическом рынке выполняется оперативно и грамотно.
Планируется снизить торговые надбавки
По данным Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств в Саратовской области, цены на препараты обязательного ассортиментного минимума (193 позиции) увеличились в среднем на 25% по сравнению с уровнем середины ноября прошлого года.
Одной из мер по снижению лекарственных цен, которую федеральный центр предложил регионам - это уменьшение предельно допустимых надбавок для оптовых организаций и аптечных сетей. Директор Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств в Саратовской области Михаил Гераськин заметил: "Это тонкий вопрос и его надо тщательно прорабатывать. Дело в том, что уменьшение надбавки может создать угрозу дефицита некоторых товаров. К примеру, надбавка в 10% на дорогой препарат за 200 рублей составит 20 рублей и может восполнить затраты по транспортировке, хранению. А сели препарат стоит 2 рубля, то надбавка в 10% - несколько копеек и за эти копейки оптовик не повезет этот товар. Он просто исчезнет из продажи, люди не получат дешевый препарат".
На совещании в минздраве области, участники фармацевтического рынка, напротив, высказывали опасения по поводу дефицита дорогостоящих лекарств.
Вадим Вишневский в комментарии говорил о возможных структурных изменениях рынка: "Ужесточение позиции по ценообразованию может снизить экономическую привлекательность отрасли. Если надбавка будет снижена на 10%, то в той же мере уменьшится доходность предпринимательских организаций. А выживут ли аптеки и оптовые организации? Ведь сегодня на оптовом рынке нет государственных организаций. А коммерческие вряд ли смогут работать, если доходность не будет покрывать издержки, обеспечивать хотя бы в минимальном объеме какие-то инвестиционные программы".
По словам Дмитрия Кедрова, средняя надбавка розничных и оптовых предприятий области составляет от 27% до 35%. Фактов превышения максимального размера надбавки во время проверок не выявлено. Новая методика расчетов надбавки для регионов будет разработана на федеральном уровне.
По мнению столичных экспертов, снизить рост цен позволит и обязательная декларация отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие препараты. До сих пор действовал заявительный порядок. По словам Михаила Гераськина, при этом регистрацию отпускных цен проходили не все жизненно важные препараты. Значит, и ограничение наценок в этом случае не проводилось. Говорят, эта инициатива правительства вызвала неоднозначную реакцию участников рынка.
Игроки фармацевтического рынка настаивают на решение проблем доступного кредитования. Рост цен во многом связан и с увеличением кредитных ставок, по словам оптовиков, с 12% до 25%. По словам наблюдателей, аптечная розница решает проблему дорогостоящих банковских займов путем сокращения товарного запаса до размера гарантированной реализации.
По мнению нескольких экспертов, применять какие-либо административные меры в борьбе за снижение цен бессмысленно. Ситуацию стабилизирует рынок, конкуренция между игроками. В Самаре, к примеру, не существует предельного уровня надбавок, регулирование цен там отдают на откуп рыночным механизмам.
Мировым стандартам соответствует 1% отечественных производств
Как уже отмечалось, 80% фармацевтического рынка составляют импортные препараты. При этом они же преобладают в денежном эквиваленте. В натуральном выражении ( в упаковках) большую часть составляет отечественная продукция. Причем, по словам экспертов, среди образцов российского фармацевтического производства присутствует вполне конкурентоспособные товары. И кризисные времена принято считать благоприятным периодом для процесса импортозамещения.
Некоторые саратовские участники рынка считают, что ценовые преференции отечественной продукции перед импортной существовали до сих пор, присутствуют и сейчас с повышением курса доллара и евро. Необходимо законодательно предоставить ряд конкурентных преимуществ для препаратов российского производства.
Михаил Гераськин говорил о том, что государственная поддержка должна распространяться только на те предприятия, которые выпускают конкурентоспособную продукцию. "У нас есть заводы, продукция которых не соответствует международным стандартам производства. Эти медикаменты дешевле, но уступают импортным лекарствам по качеству, эффективности, безопасности". Из более чем 600 самых различных российских фармацевтических производств лишь больше одного процента полностью соответствуют мировым стандартам качества.
Дмитрий Кедров заявил, что региональные власти способны влиять на темпы процесса импортозамещения. Чиновники от медицины, в частности, формируют структуру бюджетных лекарственных закупок. По данным федерального министерства промышленности и торговли, половина всего объема импортных лекарств, которые приобретаются в России, покупается за счет федерального и региональных бюджетов. Глава ведомства Виктор Христенко в интервью "РГ" назвал цифры: "В прошлом году объем этого рынка составил 460 миллиардов рублей. Соответственно 230 млрд - это бюджетные деньги. А появляющиеся российские аналоги лекарственных средств не имели успеха в конкурсах, которые проводили по госзакупкам".
Определенные планы по изменению ситуации связывают с внесением разъяснений в законодательство о государственных закупках, где для медикаментов отечественного производства введены 15%-ные преференции.
Эксперты обращают внимание на низкую степень доверия населения и медиков к отечественным лекарствам, говорят о необходимых налоговых льготах для фармпредприятий. Главная же проблема импортозамещения - отсутствие достаточных производственных площадей по выпуску необходимых медикаментов. Судя по всему, об этом пойдет речь в федеральной программе, которую разрабатывает федеральные министерства промышленности и здравоохранения.
По мнению генерального директора Национальной Дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, слишком много "но" возникнет при реализации этой задачи. "Сейчас российская фармпромышленность массово производит однотипную устаревшую отечественную номенклатуру в целом дешевых лекарств, а также недорогие дженерики. Преодолеть зависимость от импортных препаратов и субстанций в настоящее время невозможно. Более того, и в ближайшее десятилетие Россия останется страной, производящей не собственные лекарства, а воспроизводящей лекарства-дженерики". Из отечественных лекарственных субстанций сегодня производится менее 8% препаратов, которые продаются в России.
Глава российского минздрава Татьяна Голикова ожидает "пусть небольшой, но крен в сторону российских препаратов" уже во второй половине этого года.
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей