Коррупция и необходимость борьбы с нею стала сегодня дежурной темой. При этом представители народа уже начали расширять данную проблему до уровня борьбы с действующей властью как таковой. Действительно, рыба гниет с головы и глобальная пирамида бюрократизма и вседозволенности привела к тому, что такое понятие как "взятка" стало для всех обыденным и настолько естественным, что многие экономисты предстоящие взятки закладывают в расчет себестоимости товаров, работ и услуг при составлении бизнес-планов и аналитических документов. Уровень коррупции дошел до того, что отдельные западные компании (IKEA) отказываются работать в России и вкладывать деньги в нашу экономику по причине коррупционного пресса и ненасытности российских чиновников.
"Ну что будем бороться сами с собой?" (из кулуаров антикоррупционной комиссии одного надзорного органа)
Чувствуя народные настроения за пределами Садового кольца и МКАД, Президент решил возглавить борьбу с этим пагубным явлением нашего общества и издал "апрельские тезисы" - Указ президента "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы". Иными словами, глава государства предлагает всем ветвям власти начать сечь самих себя, причем по плану и согласно стратегии. Предлагаю рассмотреть этот трагифарс под лупой критики и здравого смысла.
В самом начале плана Дмитрий Медведев декларирует: создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. Будучи юристом, ответственно заявляю, наша законодательная база не только не противодействует, она способствует коррупции. Определенные сомнения вызывает и утверждение авторов документа об активизации борьбы со взятками. Более того, в коррупции погрязли сами правоохранительные органы. Показушные дела против мелких чиновников, инспекторов ДПС и заведующих детсадами являются ничем иным как очередным "палкодельством" и показухой. Предвосхищая возгласы защитников борцов с коррупцией, могу отметить, что приговор затравленному Аксененко за несколько эпизодов бурной биографии является показателем не ярой борьбы с коррупцией, а просто результатом межклановых войн и показухой. Надо же было кого то посадить.
Кому поручается бороться с коррупцией?
Правильно - самим чиновникам. В частности пунктом 4 руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов предписано:
создать планы по борьбе, направленные на достижение конкретных результатов;
проконтролировать исполнение мероприятий по этим планам;
содействовать СМИ в широком освещении мер по противодействии коррупции, принятых ими;
обобщить практику обращений граждан по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с этими обращениями;
обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при переподготовке, повышения квалификации и стажировки госслужащих.
При этом органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться пунктом 4 Указа в отношении планов соответствующих субъектов и муниципальных образований по противодействию коррупции. Иными словами, остальным чиновникам приказано сделать тоже самое. А общественным объединениям указано проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному воздействию.
В переводе с протокольного языка на общедоступный выглядит это так. "Граждане коррупционеры и работающие рядом с ними, придумайте как воевать с собой, публично выпорите самих себя и пусть все об этом узнают. При этом когда вы будете воспитывать своих подчиненных, ни в коем случае не учите их брать взятки, наоборот, говорите, что это плохо и нельзя". Вам смешно? Только не говорите об этом никому, а то меня обвинят в разжигании классовой ненависти к чиновникам и умалению их авторитета. Хотя даже Президент в Указе говорит, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности России.
Цели и направления
Целью Национальной стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. При этом для достижения этой цели необходимо, с точки зрения Президента, сформировать соответствующие потребностям времени законодательные и организационные основы противодействия коррупции.
Далее следует организовать исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создать условия, затрудняющие возможность коррупционного поведения и обеспечивающие снижение уровня коррупции. А что раньше эти законы не исполнялись или они должны исполняться только по прямому указанию Президента? И еще хочется спросить о том, какие условия конкретно нужно создать: может стрелять каждого десятого чиновника или сажать каждого второго или все таки начать принимать нормальные законы? На все эти вопросы Указ не дает ответа.
Но самое интересное начинается при определении основных направлений реализации всех этих чудных и размазанных тонким слоем по булке планов. Всем здравым людям понятно, что основных направлений в том или ином деле может быть от силы пять. Лишь иногда по делам особой сложности количество этих основных направлений ударов может быть растянуто до десяти, и то это делается с опаской, ввиду того, что любая размытость направлений движения приводит в распылению сил и невозможности продвинуться вперед. Но только не для Президента и чиновников. Указ предлагает нам 21 основное направление. Причем, каждое направление краше другого. Некоторые из них:
Повышение эффективности участия РФ в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции. Да уж без этого, конечно, коррупцию не победить. У себя дома не разобрались, так ведь надо и соседям помочь.
Совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности. Может быть для начала эту экспертизу сделаем обязательной на стадии принятия закона. А то у нас как в СССР - "Партия сказала "НАДО" - комсомол ответил "ЕСТЬ". Сегодня власть вышла с инициативой в Госдуму, а завтра закон уже принят в нужной редакции.
Совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений. Подчиненный начальник отдела кадров будет решительно бороться со своими вышестоящими руководителями и наказывать их за коррупцию и иные правонарушения. Отдел фантастики, пятая полка справа.
Повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию коррупции. Да, сильнее себя наказывайте, больнее порите, громче кричите. Чтобы все видели, что "унтер-офицерская вдова" действительно виновна и пытается исправиться.
И самое главное, без чего я думаю не обходится сейчас ни одно серьезное решение национального масштаба - повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих. А как иначе, без дополнительных зарплат, премий и пенсий чиновники отказываются пороть самих себя. Всегда должна быть материальная мотивация. Мазохизм тоже должен быть оплачен.
Новая мантра для чиновников
У меня такое впечатление создается, что властьимущие придумали новую мантру, с помощью которой можно все изменить в стране, не прилагая к этому реальных усилий. Звучит эта мантра так: "Улучшать, модернизировать, совершенствовать, повышать". Достаточно при каждом удобном случае и почаще повторять эту мантру и все будет хорошо. На идее модернизации вообще многие помешались и вовсю кричат об этом. При этом на вопрос: "Как и что нужно делать?" дается всегда туманный ответ - "Модернизировать, Вы разве не понимаете".
Не обошли новые веяния и исследуемый Указ. На каждом листе эти волшебные слова встречаются минимум раз десять. Улучшить деятельность органов коммерческих структур; повысить ответственность отдельных лиц; повысить эффективность использования, рассмотрения, применения, результативности и квалификации; совершенствовать деятельность, систему мер, практику, основы, механизмы и т.п.; модернизировать законодательство.
Начнем с того, что термин "модернизация" происходит от английского слова "modern", что означает "современный". Исходя из этого, процесс модернизации - это изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям. Насколько мне известно модернизировать законодательство можно только тогда, когда изменяются общественно-правовые взаимоотношения в силу объективных обстоятельств. Наши отношения поменялись вместе с переходом к капитализму. Общественные отношения были выстроены в 90-е годы прошлого века и все законодательство было выработано с учетом этого. Куда же более современней-то? Действующее гражданское законодательство достаточно полно и обстоятельно описывает все существующие отношения и процессы. Модернизация возможна только при появлении чего-то нового, ранее не известного или не применяемого, т.е. в тех случаях, когда общественные отношения идут впереди законодательства, которое не успевает изменяться. Коррупция же и борьба с ней были, есть и будут. Под меры по снижению уровня коррупции можно лишь изменять законодательство, но никак не делать его современным. Иначе это можно истолковать как подгонку законов под нынешнюю коррупционную современную систему.
Вспоминаются слова Карла Маркса: "Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ". Эти слова из "Критики Готской программы" были написаны им ровно 135 лет назад, в апреле-начале мая 1875 года. Столько лет прошло, а как актуальны сегодня! Вроде бы всё есть в этом Указе. Написан юридически грамотно, обстоятельно. Но он носит слишком общий характер. В частности, ничего не говорится о необходимости полного пересмотра (а не модернизации) насквозь коррупционного законодательства, принятого в 90-е годы прошлого века и действующего до сих пор. А без этого мы так и будем заниматься сизифовым трудом - одной рукой порождать экономические преступления, а другой рукой бороться с ними. Или как можно воспитывать в обществе нетерпимое отношение к коррупции? Воспитывают или на положительном примере или воспитывают ненависть. А кто будет являться примером? Финансовые воротилы и высокопоставленные чиновники, которые сами погрязли в коррупции? Какой пример они подают рядовым гражданам? Конечно же нет. Тогда нужно воспитывать ненависть к коррупции и этим чиновникам, а это прямой призыв и путь к революции.
На повестке дня стоит жизненно важный вопрос: перейдет ли борьба с коррупцией из области воинственных разговоров и обильного бумаготворчества в область конкретных действий. Без его решения будем по-прежнему сочинять обтекаемые программы, а коррупция будет процветать и смеяться над нами.
Если мы хотим конкретных действий, то Указ Президента должен прежде всего содержать четкий понятный всем перечень мер по осуществлению чего-либо с жесткими сроками на исполнение. Например по вопросу борьбы с коррупцией он должен выглядеть примерно так:
1. Начиная с 1 июня 2010 года коррупция является особо тяжким преступлением против основ государственного строя и общества в целом.
2. Организовать специализированный надзорный государственный орган по борьбе с коррупцией, подчинив его исключительно Президенту, наделив его правами вести оперативно-розыскные мероприятия и возбуждать уголовные дела в отношении любых лиц, вне зависимости от положения и статуса, в том числе в отношении высокопоставленных государственных служащих, судей, прокуроров, сотрудников ФСБ.
3. Федеральному собранию РФ в срок до 1 июня 2010 года разработать и принять изменения в Уголовный кодекс, устанавливающие наказание за коррупцию от 10 лет лишения свободы без возможности считать данное наказание условным с обязательным применением конфискации всего имущества, принадлежащего уличенному в коррупции лицу, его близким родственникам и юридическим лицам, в которых участвуют данные лица.
4. Покрывательство и содействие сокрытию случаев коррупции рассматривать как соучастие в совершении этих преступлений, а в случае совершения покрывательства и содействия в укрытии со стороны правоохранительных или судебных органов - для виновных лиц установить в качестве наказания - пожизненное лишение свободы.
5. Всем государственным и муниципальным чиновникам построить свою работу, исходя из необходимости предоставления гражданам и хозяйствующим субъектам максимального количества возможностей за минимальные сроки с наименьшими затратами в четком соответствии с действующим законодательством.
6. Правительству, субъектам и органам местной власти в срок до 1 января 2011 года по согласованию с Администрацией Президента разработать конкретные предложения по максимально возможному снижению количества контрольных и надзорных функций, количества учреждений и ведомств, количества чиновников и реализовать их.
7. До минимума снизить количество взаимоотношений хозяйствующих субъектов с надзорными и контрольными органами.
8. В срок до 1 января 2012 года изменить основные нормативные акты до такого уровня, чтобы они соответствовали следующим принципам: простота, доступность понимая широкими слоями населения, невозможность двойного толкования и субъективного применения. В срок до 1 января 2014 года привести все законодательство в соответствие с этими принципами.
Только после издания подобного по характеру и содержанию Указа Президента и начала реализации этих мер я поверю власти, что она действительно хочет побороть коррупцию.
Георгий Драгомиров, адвокат
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей