Подушки безопасности, которые учитывают рост, вес пассажира и скорость движения, освещение с автоматической настройкой в зависимости от поворота руля, погоды и дорожных условий, "мягкий" кузов и внешние подушки для снижения травматичности пешеходов в интеллектуальных автомобильных системах защиты стали реальностью. Благодаря усилиям западных автопроизводителей. "Умнее" становятся не только машины. Коммуникационными сетями, которые позволяют регулировать транспортный поток, способствуют повышению безопасности движения, оснащаются трассы. К тому же, есть повод говорить об этом и нам. Более того, если дополнительные функции автомобиля заметно "наращивают" его цену, то соответствующая инфраструктура магистралей сделает автомобили более доступными. Так, во всяком случае, считает автор проекта спутникового коммуникационного комплекса связи (СККС).
Инфраструктура для "умной дороги"
Саратовец Алексей Лебедев продолжает работу над модернизацией Спутникового коммуникационного комплекса связи. Патент на базовую основу системы, которая объединяет спутники связи, ретрансляторы сигнала, центральный и периферийные диспетчерские пункты, беспроводное устройство связи формата Wi-Fi и WiMax, оформлен еще в 2006 году. Модель комплекса представляет собой подсистему спутниковой сети типа "ГЛОНАСС", повышающую точность сигналов. То есть цепь наземных объектов исключает пропадание, снижение параметров сигналов. К слову, подобные комплексы есть в Европе (EGNOS) и Америке (WAAS). Саратовская модель предусмотрена к использованию и на железнодорожных линиях. Дело в том, что автор разработки долгое время работал в системе "РЖД" - конце 90-х организовывал первую телестудию для производства и трансляции программ в вагонах фирменного поезда "Саратов".
"Наземный эскорт" спутникового сигнала - не единственная и вовсе не главная задача СККС. Подсистема - это условие для создания "умной дороги", то есть создания в транспортной сфере интеллектуального пространства.
Теперь подробнее. Алексей Лебедев называет данные спутника не более как показания компаса. Фразы "увидели со спутника" исключительно образные и не отражают схему работы современных навигаторов. На самом деле, объясняет собеседник, спутник не за кем не наблюдает, он передает сигналы точного времени, а бортовой навигатор - это радиоприемник и их принимает. Далее компьютер измеряет разницу во времени их поступления от нескольких спутников и по этой разнице вычисляет расстояние до каждого и определяет координаты автомобиля в градусах, минутах и секундах широты и долготы. "У вас навигатор и у меня навигатор. Мы вместе едем по маршруту и дружно встаем в пробку, - продолжает изобретатель. - Поэтому коммуникативный комплекс должен развиваться до сети управления транспортными потоками, применение которой повысит безопасность движения. Сейчас мы с моим патентным поверенным нашли решение этой задачи, интересно получается".
Схема движения информации такова: "Спутник - КЦД - ЦДП - ПДП- Участник движения (пешеход, водитель автомобиля, машинист ж.д. и водного транспорта, пилот самолёта, вертолёта)". Запрос об оптимальном маршруте поступает на Центральный диспетчерский пункт, далее передается в Коррекционный центр движения (здесь проходит координация, формирование и распределение транспортных потоков). Ответ водителю поступает через Периферийный диспетчерский пункт, где собирается информация о дорожной обстановке со всех источников. Таким образом, речь идет об самоорганизации движения с учетом каждого участника, ему называется оптимальное время для выезда (иногда целесообразнее выехать позже и избежать пробки), маршрут. СККС сопровождает участника движения до пункта назначения, предотвращает опасные ситуации.
В дальнейшем Алексей Лебедев планирует отказаться от спутниковых сигналов: "Мы предлагаем установить совсем другие устройства, они будут показывать реальную картину. Грубо их можно назвать радарами, автомобилист будет в этом случае как авиадиспетчер - видеть другие машины. Замена спутников на наземные источники информации обернется экономической выгодой - радары обойдутся куда дешевле. К тому же это позволит привлечь отечественного производителя".
Особое внимание автор проекта обращает на широкое использование в работе комплекса интернет-связи: "Пока возможности интернета используются у нас не эффективно. Здесь же они будут использованы на 98%".
Среди задач, которые способна выполнить модернизированная подсистема - организация движения для избежания пробок, повышение безопасности движения, борьба с угонами. Главная цель изобретателя - создание качественного актуального продукта, необходимого для безопасного и комфортного передвижения, IT-инфраструктуры дорожной городской сети, формирование комплекса соответствующих услуг. Определенное место в проекте отводится социальной сети, которая будет сопровождать организацию движения.
Автор убежден, что интерес к проекту российских производителей и страховщиков сделает автомобили доступней: "Есть планы привлечь производителей, предусмотреть возможность подключения в салоне компьютера, гаджета. В этом случае при условии регистрации в системе можно будет говорить о снижении стоимости страховки. Ведь риски угона и ДТП у зарегистрированных участников движения будут значительно снижены".
Следующий этап работы, говорит Алексей Лебедев, будет посвящен установке на автомобили автопилота. За развитием мысли изобретателя следит профессиональное сообщество. Саратовец приглашен на Четвертый Международный форум спутниковой навигации.
Сегодня, кроме всего прочего, изобретатель озадачен продвижением проекта. Собеседник считает, что этому будет способствовать участие потенциальных пользователей будущих услуг в игре "Стрит-лотто". "Будучи участниками игры, водители увидят результат использования информационных технологий в транспортной сфере. Это удобно". Игра была создана еще несколько лет назад, некоторые называют ее продвинутой версией "Дозора".
Про две дороги и социальную сеть
Реализация данного проекта, и это не удивительно, не представляется непременным делом завтрашнего дня. О трудностях внедрения изобретатель говорит: "К сожалению, имеют место быть слабые представления о новейших технологиях. Порой мои собеседники элементарно не понимают суть предложения. Однажды мне ответили: "Спутник, парень, ты опоздал," - и показали элементарый спутниковый телефон. К тому же, соотечественники с идеями у нас в стране воспринимаются плохо".
Как и следовало ждать, звучат определенные сомнения в целесообразности и своевременности проекта. Главный редактор журнала "АйТиСтиль" Алексей Федченко предполагает: "Большое число радаров, помимо всех затрат на их развертывание - это огромное количество дополнительного электро-магнитного излучения, которого вокруг и без того хватает и влияние которого на человеческий организм до сих пор до конца не изучено. А вот создание социальной сети для водителей - идея здравая, но и не новая. Прообразы таких сетей уже есть, по крайней мере, на уровне сообщества блоггеров. Ну, а оптимальный маршрут, например, в Москве уже много лет можно проработать при помощи сервиса ЯндексПробки и других Интернет-аналогов. Нужно ли это, к примеру, в Саратове, где в любую сторону не больше двух дорог - большой вопрос. Разве что для иногородних водителей. В целом же, думаю, что для нашей страны гораздо актуальнее на данном этапе заняться качеством автодорог и сопутствующей инфраструктурой, а также искоренением взяточничества и недобросовестного исполнения обязанностей среди сотрудников ГИБДД. Защитим права и свободы личности за рулем, глядишь, и интерес к новейшим IT-технологиям в данной сфере реальный появится".
В областном министерстве транспорта высказали ту же мысль - вряд ли внедрения этого комплекса решит проблему пробок, потому что альтернатив к основным трассам в Саратове очень не много. "Изобретателю надо быть готовым к комплексному тестированию комплекса перед внедрением. Необходимо избежать некорректной информации. Ведь недостоверный сигнал может спровоцировать аварийную ситуацию".
Немало сомнений высказывается и по поводу экономической составляющей проекта. Сейчас идет работа над внедрением систем с участием спутников. ГЛОНАСС должна заработать сфере общественного транспорта области в 2011 году, эффективность ее использования - это другой разговор. Но как потом будет выглядеть переоснащение системы управления на радарную?
Руководитель информационно-технического отдела "Центральной диспетчерской службы" Роман Фогель ответил: "Данная сфера сейчас активно развивается. Необходимо рассматривать все предложения, определять достоинства, недостатки каждого проекта и делать выводы исходя из реальных характеристик". Однако число подобных предложений могло быть и выше.
Десять изобретателей
По словам председателя Саратовской областной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Светланы Немковой, число ежегодных заявлений на оформление патента упало с 2500-3000 (в советские годы) до 374-х. Заметно снизилась активность изобретателей с наступлением экономического кризиса - к примеру, сократилось число договоров между предприятиями и патентоведами. К тому же кризис привел к такому явлению, как неплатежи авторам изобретений от предприятий, которые их внедрили.
Что касается изобретателей, которые не состоят в штате производственных коллективов, их сейчас в области не более 10-ти. Наиболее яркими проектами, которые они предлагали в последнее время, Светлана Немкова считает рационализаторское предложение к модели автомата Калашникова и разработку универсального автомобиля для уборки городских улиц. Собеседница рассказала, что общество помогает "свободным изобретателям" обратиться в министерство промышленности и энергетики, где вопросами внедрения перспективных идей занимается управление науки и инноваций, или к ученым. В случае, если в СГУ или СГТУ предложение считают интересным, продолжается совместная работа.
Оформление патента сегодня требует 5-15 тыс. руб. Иногда, как говорит Светлана Немкова, патентоведы по договоренности с общественной организацией идут на уступки. Потому как оформленное соответствующим образом изобретение - это одно из условий результативного диалога между автором идеи и производителями товаров и услуг. Случаев, когда кто-то из саратовских изобретателей оформил патент за рубежом, Светлана Немкова не знает. На это требуются гораздо большие затраты и один из патентных поверенных, которая сейчас работает за границей, уверяет, что такое случается не часто. В Саратове осталось 9 патентоведов, в обществе изобретателей подчеркивают их высокую квалификацию, а следовательно достойный уровень оформленных изобретений: "Если автор получил патент, это уже говорит о высоких перспективах идеи. У малоинтересных предложений нет шанса получить документ".
Владимир Ворох
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей