Удивительную устойчивость к любым катаклизмам в атмосферной и экономической среде который уже век сохраняет Поле чудес. В кризис и дефолт, в засуху и мороз здесь множатся и набирают силу результаты того, что называется беспринципной маркетинговой политикой. А попросту, обмана. В последнее время участники рынка услуг с синдромом Базилио упорно доказывают реальное существование ограниченной бесконечности и свободы выбора в четко очерченных рамках.
Неполноценный безлимит
Степень преувеличенного лукавства в работе банковской сферы была признана неприемлемой, когда разница в эффективной и номинальной процентной ставке по кредиту возросла более чем в 3 раза. Работники ЦБ приводили примеры, когда указанная в рекламной буклете и договоре ставка в 30% после начисления всех комиссий вырастала до 92%.
Показывать реальную стоимость кредита банки обязали с помощью соответствующих нормативных актов Банка России.
Но принцип создания услуг с множеством "подводных камней" только увеличил свою популярность. Место под солнцем для мнимых скидок и уникальных акций стало еще теплее. В числе сфер, где добросовестным компаниям особенно пришлось потесниться, наблюдатели называют страховой рынок, сферу туризма. Вообще, потребителей товаров и услуг уже перекормили бесплатным сыром. Видимо, причина в отчаянном убеждении коммерсантов, что только это блюдо способно обратить внимание на их продукт и обеспечить прибыль. Потому различные вариации приманки для мышеловки продолжают заполнять глянцевые проспекты и рекламные площади. В последнее время этим особенно увлеклись некоторые интернет-провайдеры.
По словам экспертов этого рынка, посткризисный период дал активное развитие тенденции, сформировавшейся в 2008-2009 годах - приоритет безлимитных тарифов перед повременными или с оплатой потребленного трафика. Особенно активно переход на безлимитные планы проходил в сегменте домашнего интернета, именно эту категорию тарифов пополняют новые предложения компаний. Однако, во многих случаях речь идет о жестком лимите потребления.
Тариф "Бали" находится в перечне "любимых безлимитных тарифов", которые представляет саратовский филиал российского телекоммуникационного холдинга "ЭР-Телеком". За 350 руб. для вновь подключившихся и 500 руб. в мес. для всех остальных провайдер обеспечивает доступ к внешним ресурсам на скорости 20 Мбит/сек и к мультимедиа ресурсам на скорости до 100 Мбит/сек. Но... После превышения объемов потребления внешнего трафика размером в 10 Гб скорость доступа к внешним ресурсам снижается до 1 Мбит/с. То есть, достаточно скачать из сети 2 кинофильма, чтобы получить "привет" от провайдера. Бывает, что о подобных условиях тарифного плана потребитель узнает, что называется, по факту. Нет, провайдер не скрывает этих деталей - они указываются в рекламных проспектах, но под сноской и ну очень мелким шрифтом. А чтобы прочесть про ограничения на сайте, необходимо кликнуть на слово "подробнее", которое расположено под основным описанием тарифа.
Примеров подобных неполноценных "безлимитов" масса. Безлимитный тариф "Москва New" того же "ЭР-Телекома" предусматривает ограничение скорости до 128 Кбит/с после потребления 50 Гб. А в описании тарифа "Два в одном" тем же мелким шрифтом сказано об ограничении скорости доступа до 256 Кбит/с после потребления 50 Гб.
Не случайно, в названии безлимитных тарифов стало появляться слово "настоящий". В качестве акции компания "ТТК-Волга" ввела на 2 месяца
"Настоящий безлимит" по цене 250 руб. со скоростью 1 Мбит/с. Провайдер обещает, что скорость доступа падать не будет и объем потребления будет зависеть только от желания клиента. Хотя в информации о других безлимитных тарифах этой компании никакого упоминания об ограничениях не было обнаружено - ни на корпоративном сайте, ни в тексте договора на оказание услуг. Может быть, это была реакция на общую тенденцию с введением мнимых "безлимитов".
Ни разу себя не скомпрометировали безлимитные тарифы компании "РЕНЕТ КОМ". Ни в одном из источников информации нет никаких упоминаний о препятствиях для скорости и для трафика. Линейка безлимитных планов этого провайдера отличается серией тарифов с дифференцированной скоростью. То есть изменения параметров потребления являются преимуществами услуги, они логичны и выгодны для потребителя. Так, при выборе тарифов "Калинка", "Веснушка", "Летний" и нового "Лайм-Student" скорость доступа вечером (с 19 или с 20 час.) и в выходные по сравнению с дневной скоростью возрастает. Эти условия выбирают те, кто заходит в сеть преимущественно после работы или учебы в вечерние часы и в выходные дни. Естественно, затраты на доступ к сети этой категории пользователей при выборе безлимитных тарифов с дифференцированной скоростью снижаются.
"Наказание" за отключение
Эксперты рынка провайдерских услуг рекомендуют при выборе тарифа пользоваться несколькими источниками - изучить информацию на сайте, просмотреть рекламную печатную продукцию, обязательно проконсультироваться у сотрудника компании и внимательно прочесть договор. Порой только объединив всю полученную информацию можно объективно оценить условия.
Технический директор компании "РЕНЕТ КОМ" Олег Осадчий комментирует: "Мы никогда не вводили платежей за смену тарифа или расторжение договора. По нашему мнению, эта практика - доказательство того, что компания не уверена в качестве своих услуг. И подобные меры - это "дешевый" способ удержать клиента".
Если продолжить перечень не самых выгодных условий интернет-тарифов, о которых упоминается мелким шрифтом в "подвале" рекламных листовок, стоит сказать об ограничении времени действия и повышении цены услуги.
Вообще, компании активно используют практику, так называемых, "акционных предложений". Так, "ЭР-Телеком" предлагает два варианта цен безлимитных тарифов с разницей в 100-150 руб. Дешевле выход в интернет обходится вновь подключившимся абонентам в течение первых двух месяцев. После этого доступ к сети резко дорожает. Чаще тогда, когда этого "совсем не ждешь".
Но нередко провайдеры лукавят, недоговаривают. К примеру, предложение с повышением абонентской платы всего на 50 руб. и с увеличением скорости до супер-значений приветствуется многими. При этом в тексте предложения умалчивается, что такие выгодные условия будут действовать 2 мес. После этого цена возрастет по сравнению с первоначальной в 2 раза.
Мелкими буквами провайдеры прописывают и такую неприятную вещь, как оплату за пользование абонентской линией независимо от активации тарифного плана.
Присутствует и симптом гигантизма. Например, фраза "Скорость до 1 Гбит/с" вызывает скептическую ухмылку у экспертов. Дело в том, что столь высокая скорость может предоставляться на расстоянии не более 50 м. до узла доступа и при наличии определенной сетевой карты в компьютере.
Еще одна сомнительная фраза. В текстах рекламных листовок на лицевых сторонах можно встретить: "Интернет на скорости до 100 Мбит/с". При этом, на оборотной стороне видим, что на такой высокой скорости обеспечивается доступ только к локальным ресурсам. Параметры доступа к тем сайтам, которые интересуют пользователя, будут значительно скромнее.
В качестве послесловия
Причины темных пятен в маркетинговой политике провайдеров некоторые эксперты рынка видят в укрупнении его игроков. Сегодняшняя картина демонстрирует последствия поглощения, слияния компаний и активное освоение ими розничного сегмента. В критических оценках работы "монстров" с локальными пользователями указывается на отсутствие региональной составляющей, грамотной политики долгосрочного сотрудничества с каждым из частных абонентов. По убеждению представителей бизнеса, сомнительные акции способны привлечь новых клиентов, но лишь до того времени, когда клиент почувствует себя обманутым, да и речь не идет о значительном росте числа потребителей.
Кроме того, укрупнение участников рынка, убеждают наблюдатели, приводит к снижению качества услуги, а именно уровня поддержки клиента. Колцентры чаще всего являются удаленными, распределенными. Ночной звонок в службу такого провайдера может связать с консультантом, который находится на расстоянии многих-многих километров от Саратова. Проблемы отдельно взятого волжского города для него могут быть еще дольше, чем для москвичей замкадье. Квалифицированную помощь на месте в таком случае получить чрезвычайно сложно.
Владимир Ворох
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей