На последнем заседании Саратовской городской думы депутаты утвердили программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Саратова. Предполагается, что по своей значимости программа не уступает Генеральному плану развития города, работа над которым велась 18 лет, а 2 года назад его все же приняли. Не исключено, что так оно и есть, и значимость утвержденной на прошлой неделе программы не преувеличена. Другой вопрос, какие шансы у нее есть на полноценную реализацию, и вообще, как скоро она внесет свою лепту в обещанные саратовцам комфорт и полный ажур в городе? Кстати, реализация документа обещана на начало 2011 года, то есть через три месяца все и начнется; всего же срок действия программы рассчитан на пять лет, что еще больше ее сближает с вышеупомянутым Генпланом, мероприятия которого разработаны также вплоть до 2015 года.
Планы и дыры
Итак, разработчики программы, искать которых следует в первую очередь в администрации Саратова, обозначают сей документ как стратегический. Стратегию, соответственно, они закладывают в следующих направлениях: освоение новых территорий для комплексного жилищного строительства, сбережение тепло-, водо- и энергоресурсов, а также формирование рыночных механизмов функционирования в целом жилищно-коммунального комплекса, плюс к этому - создание условий для привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. К последнему "стратегическому пункту" так и хочется в скобочках добавить: если кто, кроме государства, решится, конечно, на инвестиции в коммунальный сектор, известный таким астрономическим эффектом как "черная дыра", в которой не хуже, чем под колоссальной силой гравитации исчезают деньги, сколько бы их туда ни было направлено. Общеизвестно ведь, что в системе ЖКХ, даже не смотря на не малые долги потребителей, все равно гуляют такие огромные средства, что их наверняка хватило бы на латание всех дыр; но, с другой стороны, если дыры залатать, то куда денежки будут бесследно проваливаться? Вот в чем вопрос, как говаривал шекспировский принц Датский Гамлет.
В программе, стоит сказать, на стадии ее разработки фигурировало такое понятие, как "развитие систем теплоснабжения", но в дальнейшем было решено, что эту часть из документа можно исключить, поскольку в силу как раз вступил федеральный закон "О теплоснабжении", которому и предназначено регулировать это сложнейшее направление в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В общем, баба с возу - кобыле легче, в связи с чем разработчики и сосредоточились в основном на вышеперечисленной стратегии.
Между тем, в перспективе, то есть во временном периоде 'через пять лет', результаты освоения программных мероприятий преподносятся в весьма оптимистичном ключе: будет, например, проложено почти 162 км водопроводных сетей, почти 63 км - канализационных, в эксплуатацию введут 56 га полигонов для захоронения твердых бытовых отходов, будет построено три мусоросортировочных станции, возможности подключения к системам водоснабжения вновь возводимых зданий и сооружений будут обеспечены в объеме более 3 млн кв. м, аварийность в системе "Саратовводоканала" будет существенно снижена (точные данные есть, но, с другой стороны, и обещание это, сами понимаете, из разряда "вилами на воде писано"), соответственно, степень износа основных фондов этого без преувеличения стратегического МУППа будет также снижена. Вот, собственно, основные задачи на ближайшие пять лет, и, если кто еще не забыл аварию на водоканале, случившуюся позапрошлым летом, то должен оценить планов громадье по достоинству.
Финансовая составляющая программы, кстати, тоже немаленькая: общая прогнозируемая потребность в деньгах составляет 13,4 млрд руб, из них только на мероприятия по водоснабжению потребуется не менее 8 млрд; более 4 млрд потребуется на решение проблем водоотведения; и, как ни странно, меньше всего средств запрашивается на обеспечение планов по утилизации мусора - 1,3 млрд. Итого, финансирование программы предполагает реализацию средств в объемах, превышающих годовой муниципальный бюджет. Впрочем, если иметь в виду, что финансовая составляющая просчитана на пять лет вперед, то становится не так уж страшно за тех, кто будет призван эту программу реализовывать. Хотя, с учетом накопленного опыта, можно смело предположить, что трудностей на их пути будет не мало. Что касается источников финансирования, то они, похоже, заявлены с размахом: это бюджеты областной и муниципальный, собственные средства организаций (неужели и водоканала тоже?), кредиты, инвестиционные вложения и т.д. Короче, мечтать не вредно, а там, со временем, может быть, картина станет более четкой и приближенной к реалиям.
Надо сказать, что на стадии проекта программа прошла широчайшие процедуры обсуждения, включая всенародные. Публичные слушания состоялись прошедшим летом, 17 августа. Они были, как водится, бурными, и проект программы получил огромную кучу замечаний и просто резкую критику со стороны отдельных общественных деятелей. Особенно критично публика восприняла часть, посвященную мерам, реализовать которые будет призван "Саратовводоканал". Это и понятно: доверие населения организация практически утратила; кроме того, не смотря на смену руководства, свершившуюся более года назад, никому до сих пор не ясно, чего же, собственно, ждать от водоканала в дальнейшем, и скоро ли, наконец, всем станет хорошо? И вообще, похоже, это чудо, что аварий, по масштабам подобных прошлогодней, случившейся на ВК-3, в этом году не было, тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить. Кстати, в ходе обсуждения программы эту аварию чаще всего и вспоминали, как на публичных слушаниях, так и на более сбалансированных мероприятиях в городской администрации, а также в Саратовской городской думе. Предпоследний раз - на заседании думской комиссии по ЖКХ, когда программу готовили "к выносу" на очередное заседание гордумы, в связи с чем напоследок хорошенько по ней прошлись.
Стратегические планы и отступление
На заседании комиссии еще раз суть программы до слушателей донес председатель городского комитета по экономике Алексей Санников (а именно этот комитет явился ключевым разработчиком документа), сделавший акцент на ее стратегических преимуществах, а также на том, что городу такая программа жизненно необходима. "Стратегический документ", - так и сказал Санников, и ему, собственно, никто и не возражал. Сосредоточились на волнующих деталях, в частности, на упоминавшейся многострадальной ВК-3, которая располагается в не самом благоустроенном районе Саратова под названием Затон. На этот объект предполагается, согласно программным финансовым расчетам, направить 1,7 млрд, то есть львиную долю от средств, которые будут вложены в реформу городского водоснабжения. И депутаты, таким образом, стали допытываться у того же Санникова, почему так много, и зачем. Аргументировали они, в том числе и тем, что станция находится в оползневой зоне, из чего следует, что сколько денег в нее не вкладывай, если природе будет угодно совершить оползень, то станция накроется этим оползнем вместе с вложенными в нее деньгами. Но оказалось, что другого реформаторского пути у города по сути нет. Во-первых, строительство альтернативных станций обойдется еще дороже, в разы, если не в десятки раз. Во-вторых, именно на ВК-З завязана большая часть потребителей воды, и если здесь опять что-то случится, то и город опять же будет в значительной своей части обезвожен. В-третьих, в отсутствие альтернативных источников и имеет смысл усиливать хотя бы те, что есть. Короче, замкнутый круг у нас все тот же: что имеем - не храним, потерявши - плачем, и что аварийные и другие ситуации вокруг городского водоканала, собственно, и подтверждают.
Таким образом, наметившаяся тенденция к тому, чтобы сохранить хотя бы имеющиеся объекты, с учетом вышесказанного, не одобрена быть в принципе не могла, поскольку ничего другого не оставалось. Так что в графу "Ожидаемые результаты" смело записали: "Увеличение производительности ВК-3 с целью ликвидации дефицита воды и возможность поэтапного вывода на реконструкцию существующих объектов; вывод из работы ВК-2". То есть дали городу надежду, что впредь аварий, подобных случившейся, постараются не допускать, для чего, собственно, всю эту реформу водопроводного хозяйства и затевают. В 2015 году, в результате осуществленных к тому времени программных мероприятий, следует ожидать: устойчивой работы всей водопроводной сети, причем с учетом возрастающего на 42 тыс. куб. м/сут. количества воды; снижения на 55% износа основных фондов "Саратовводоканала"; снижение аварийности на водопроводных сетях до двух с половиной повреждений, приходящихся в год на один километр; централизованного водоснабжения во всех вновь застраиваемых районах и микрорайонах города; уменьшения потерь при транспортировке воды на почти 3%; увеличения на 9% количества людей, имеющих доступ к централизованному водоснабжению. Ну вот, хотите верьте, а хотите - нет, а вообще, конечно, надо бы набраться терпения, дождаться истечения пятилетнего срока, отпущенного на выполнение этих обещаний, и посмотреть, что реально из всего этого получится.
Обещания, кстати, разработчики программы объявили экономически обоснованными, и каждое из них снабдили соответствующими поэтапными сметными расчетами. Контроль за реализацией программных мероприятий возложен на постоянную комиссию по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре и земельным ресурсам. Другими словами, разработала программу администрация города, контролировать ее исполнение будут депутаты гордумы.
Как уже говорилось, одним из основных достоинств данного документа считается то, что он будет способствовать привлечению инвестиций в городской жилищно-коммунальный сектор. Хотя, речь здесь в основном идет о том, что именно благодаря данной программе городское ЖКХ получит возможность участвовать в ряде программ, в том числе региональных и федеральных, с соответствующим финансированием. Достоинство это еще раз было озвучено на последнем заседании городской думы, и, надо сказать, на этот раз депутатский корпус в суть программы вникал уже не слишком. А, с другой стороны, сколько ж можно говорить об одном и том же? Признали еще раз недостатки городского водоканала, подтвердили, что именно он на 91% снабжает Саратов водой, а на 71% водой снабжает город та самая расположенная в Затоне ВК-3. Еще раз попытались спрогнозировать местный апокалипсис, если, не дай Бог, там рванет; а хотя, что его прогнозировать, если город уже знает, как это бывает. Утвердились в мысли, что для того, чтобы построить резервные источники, нужны огромные средства, которых у города нет и они вряд ли появятся. В общем, при финальном обсуждении программы сосредоточились преимущественно на ее водной части, и в итоге окончательно признали, что такой документ городу жизненно необходим. Утвердили единогласно, всем депутатским корпусом. И контролировать, напомним, придется тоже депутатам. Причем, с учетом предстоящих выборов в Саратовскую городскую думу, не обязательно тем, которые утверждали. Да и вообще не факт, что миллиарды рублей действительно будут изысканы на реализацию программы. Речь в которой, напомним, идет не только о воде и водоснабжению, но и о других не менее серьезных проблемах жилищно-коммунального комплекса, связанных в том числе и с утилизацией бытовых отходов.
Три мусорки для счастья
Тема развития объектов, используемых для захоронения бытового мусора, проходит через программу после воды второй красной нитью. По идее, тема саратовцам должна быть интересна - не Саратов ли сами горожане считают одним из самых замусоренных волжских городов? Соответствующие эпитеты мы здесь деликатно упустим, но они, думается, и так у всех на слуху. И вот, представьте, данная стратегическая программа оптимистично обещает обеспечить развитие систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации мусора. Если кому интересно, то в цифрах это выглядит так: в эксплуатацию будет введено 3 мусороуборочные станции, на полигонах которых можно будет разместить более 9 млн куб. м. мусорных отходов. Предполагается, что в результате повысится качество предоставляемых услуг по утилизации мусора, а также улучшится экологическая ситуация на территории города.
В переводе на нормальный городской язык это, по-видимому, означает, что на городских улицах бытовые отходы накапливаться больше не будут, поскольку их будет куда вывозить, от чего улицы, соответственно, станут чище. Развивать мысли о чистоте можно и дальше: оказывается, всего-то трех дополнительных мусорных свалок городу не хватает, чтобы его своевременно очищать от мусора. Но если эти три дополнительные свалки будут расположены недалеко от города, улучшится ли экологическая обстановка рядом с Саратовом? Можно, кстати, и дальше поразвивать мыслительный процесс. Например, организация дополнительных мусорных свалок - это сегодня отнюдь не панацея, потому что сколько мусор не вывози, он все равно имеет свойство накапливаться. И если следовать именно этой логике, то ради чистоты в городе количество свалок можно увеличивать до бесконечности; но стоит ли при этом говорить об улучшении экологической обстановки? Сегодня, кстати, существуют и другие способы борьбы с мусором, например, строительство мусороперерабатывающих объектов, о чем в Саратове на разных уровнях ужа давно говорится, но пока без видимых последствий. Данная стратегическая программа последние "мусорные" веяния в принципе не учитывает, и значит ли это, что в ближайшие пять лет, то есть срок, на который рассчитана реализация программных мероприятий, эти веяния обойдут город стороной, и мусор так и будет вывозиться по старинке, захламляя пригород, в том числе и путем создания новых свалок? Напомним, что дополнительно под свалки будет выделено 56 га, а это, кажется, отнюдь не маленькая площадь.
Впрочем, мы не примеряем на себя роль критиков, скорее, мы искренне пытаемся понять, какую роль эта программа призвана сыграть в благоустройстве и развитии города, и что, собственно, городу от нее ожидать. Вот и в преамбуле программы констатируется, что Саратов - это крупный хозяйственно-административный и культурный центр с населением 827,2 тыс. чел. и широкой сетью промышленных предприятий. То есть ожидать чего-либо от программы есть кому. И если на основании этой программы и правда будут формироваться инвестиционные программы коммунального комплекса по развитию систем, считайте, жизнеобеспечения города, то пристально-придирчивый интерес к этому документу вполне объясним. Другой вопрос, насколько сам город к этому готов, и не получится ли так, как это уже не раз бывало: к примеру, исполнив на первом году реализации программы ряд мероприятий, городские власти сами себе и заявит, что денег пока нет и не предвидится, в связи с чем предлагается считать исполненной какую-нибудь часть программы, на которую денег наскребли, а с исполнением дальнейших пунктов поступит предложение подождать до лучших времен. Между прочим, примерно половина, если не больше, городских программ именно таким образом и выполняется: именно что с серединки на половинку. Но при этом усиленное желание коммунальной инфраструктуре Саратова лучшей доли, безусловно, остается в силе. Наш город действительно заслуживает лучшего, жаль только, что не всегда желаемое совпадает с действительным.
Ольга Блохина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей