Еще в 1996 году по заданию редакции (тогда это еще была газета "Саратов" я впервые заинтересовалась "стройкой века" областного Государственного архива. Стадия стройки тогда была - "едва от котлована", причем самому котловану шел счет уже на годы. Помнится также, что сотрудники архива (помещения которого автору этих строк также были представлены во всей неимоверной тесноте и прочих неудобствах) поддержкой газеты слегка вдохновились; но как показало время, совершенно напрасно - стройка как стояла намертво, так еще годы и простояла. Хотя года не проходило, чтобы на том или ином властном уровне не заходила бы речь о том, в каких сложнейших условиях приходится хранить архивы, и что еще чуть-чуть - и хранить их будет в принципе негде. Но годы шли, а ситуация так и оставалась в подвешенном состоянии.
Второй после ТЮЗа
На одном из последних заседаний областного правительства была презентована долгосрочная ОЦП "Архивы Саратовской области в 2011-2015 годах". Проект программы был представлен заместителем управделами областного правительства - начальником управления по делам архивов Олегом Трегубовым, и, надо сказать, что большого интереса у присутствующих его сообщение не вызвало. Отозвался разве что губернатор Павел Ипатов, да и то по одному сугубо узкому поводу - предложил хотя бы к 2012 году завершить строительство нового здания областного Государственного архива, которое ведется на улице Кутякова, 15 с незапамятных времен. Долгострой, кстати, второй после ТЮЗа, а завершат ли его "хотя бы к 2012 году" - это вопрос, скорее, философский: может, завершат, а, может, и нет.
Что характерно, сегодня на властном уровне уже не могут определить год начала стройки, и когда об этом говорится, то ее начало определяется как просто "80-е годы". Именно тогда, в какой-то год из 80-х, был построен первый корпус архивохранилища (из трех предполагаемых по проекту), а строительство двух остальных, как уже понятно, растянулось на десятилетия, при этом только нулевой цикл составил порядка 20 лет. А, между прочим, Олег Трегубов, делая сообщение обо всех этих делах, не преминул заметить, что "обеспеченность доступа к архивам - один из показателей развитого демократического общества".
Но сам начальник управления по делам архивов Олег Трегубов здесь, конечно, не при чем, стройка, в конце концов, не при нем начиналась. А вот есть ли вероятность, что не при нем она и закончится, это, кстати, тоже интересно. В презентованной им ОЦП "Архивы Саратовской области", по этой теме, впрочем, кое-что предусмотрено. Но при условии, конечно, что будет финансирование, которого в общей сложности понадобится 134 млн руб. (примерный расклад по годам такой: 20 млн - в 2011 году, 30 млн - в 2012-ом, 40 млн - в 2013-ом, 37 млн - в 2014-ом). То есть по целевой программе окончательно строительство архивохранилища предполагается завершить в 2014 году, а к 12-му году, как предлагал губернатор, есть большая вероятность не успеть.
Но, думается, вполне понятно, почему стройка получила такое невероятно долгое развитие - потому что она банально не получала финансирования. И только лишь в 2007 году, когда была запущена предыдущая областная целевая программа "Архивы Саратовской области на 2007-2010 годы", на строительство архивохранилища было выделено в рамках программы немногим более 40 млн, и этих денег хватило, как считает Олег Трегубов, "чтобы в корне переломить ситуацию". В результате над много лет строящимися корпусами были возведены крыши и частично проведены внутренние отделочные работы; а там, где они были проведены, установили стеллажи для архивных дел. В общем, завершение строительства - это, пожалуй, самая главная расходная статья целевой программы. Но пока она не выполнена, основные проблемы архивохранилища продолжают оставаться все теми же. Например, документам, определенным храниться "вечно", не обеспечены нормативные режимы и условия хранения. В организациях-источниках комплектования архива более 400 тыс. дел хранятся выше установленного федеральным законодательством срока, а переместить эти дела в государственное архивохранилище пока не представляется возможным. Так, переполнены архивы областного правительства, областной думы, областных министерств - финансов, социального развития, образования, здравоохранения, культуры и т.д. Большая концентрация дел, хранящихся там-то и там-то сверх установленного срока, не способствует сохранности документов; кроме того, не каждая организация имеет возможности найти дополнительные площади под все возрастающую архивную базу, что еще менее способствует сохранности документов.
"Вся сила в правде"
Таким образом, необходимость в новом архивохранилище как будто и доказывать больше не надо - ясно же, что промедление с его введением в действие существенно ухудшает ситуацию в архивном деле. Которое, между прочим, одновременно можно считать и политикой. Дело в том, что архивы - это составляющая часть информационных ресурсов общества, и в связи с развитием информационного права это понятие становится немаловажным. Этот аспект был учтен в новой редакции от 2008 года в федеральном законе "Об архивном деле в РФ", запущенном в свет, кстати, всего лишь в 2004 году (он пришел на смену федеральному закону от 1993 года "Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах"). Общественная нагрузка архивов, думается, также обществом вполне осознается: сохранить и передать в наследие обществу и государству исторически значимые документы прошлого времени. И как раз отсюда главная политика, собственно, и начинается. Любой исторически значимый документ - это факт, который, невозможно опровергнуть, а в случае нежелательности его обнародования, можно только скрыть, и этот принцип хорошо знаком любителям переписывать историю заново, что для нашей страны весьма актуально. В общем, историю в архиве можно хранить вечно; а можно не только хранить, но и выставлять на всеобщее обозрение. Но выставлять на показ - это не всегда тот путь, который устраивает государство и которое, к примеру, в своих же государственных интересах хотело бы что-нибудь утаить от общества.
Утаить именно в архиве при известном государственном устройстве проще простого: в таких случаях определенные блоки документов объявляются, к примеру, "для служебного пользования", или же просто банально засекречиваются тем самым грифом "секретно". Правда, таким образом, становится недоступной, и эти зияющие пустоты государство с удобством для себя заполняет нужной идеологией. Когда государство именно так подходит к задокументированному историческому прошлому, реальная история для общества становится в принципе непознаваемой, и этот путь наша страна, собственно, и прошла. Если кто еще не забыл разоблачительный шквал публикаций эпохи горбачевской "перестройки", тот шок, который общество испытывало, узнавая настоящую историческую правду, тот наверняка и оценит роль архивов в государстве, истории и обществе. Раскрытые и рассекреченные архивные документы для общества органично обернулись широко раскрытыми глазами на реальную историю, а уже потом вслед за ГКЧК рухнул и весь Советский Союз. Так что, условно говоря, Джинн обитает в архивах, и если что, сила в них таится немалая. Как там было в культовом фильме "Брат-2"?
"А я считаю, что сила в правде", - говорил герой фильма Данила Багров, и, похоже, что он был реально прав.
Так что государство своим отношением к архивам и определяет уровень развития демократии в обществе. Интересно, что затея со строительством в Саратове нового архивохранилища совпала по времени с накалом перестроечных публикаций в средствах массовой информации, большинство из которых как раз на рассекреченных архивных документах и базировались. Но совпадение это, скорее, случайное (хотя, кто знает). Ну а то, что строительство растянулось на столь долгие годы, тоже весьма символично - ведь по сути государство никогда не было заинтересовано в создании реально доступных архивов, поскольку информационная открытость просто не в его интересах. Отсюда и финансирование архивного дела по принципу еще более остаточному, чем финансирование культуры.
Подстелили бы соломку, да денег нет
Так что какой бы осознанной не была необходимость в создании новых условий для архивного дела и собственно ведения архивной политики, эта тенденция "остаточного принципа" сохраняется. Например, в областном государственном архиве так и не создан соответствующий нормативам читальный зал для посетителей. То есть читального зала по сути нет - есть шесть посадочных мест, которые отнюдь не позволяют удовлетворить поток пользователей архивной информацией. Возможностей же для создания полноценного читального зала в архиве, где и для документов места недостаточно, просто нет. В связи с недостаточностью финансирования нет возможности проводить работу по страховому копированию документов. Необходимость микрофильмирования предусмотрена Правилами работы архивов в целях сохранности документной информации на случай утраты или повреждения оригиналов. Так, в 1974 году в областном архиве был пожар, в результате которого было уничтожено порядка 300 тыс. дел по истории советского периода; дела эти не имели страховых копий, и, следовательно, погибли безвозвратно. Если вдруг еще что-то подобное повторится, это будет чревато потерей еще сотен тысяч документов, тем не менее микрофильмирование, как уже говорилось, в виду отсутствия средств, так и не практикуется. И еще: зарплаты сотрудников архива беспрецедентно низки. В целом же все это и демонстрирует вполне наглядно отношение государства к хранителям и хранилищам истории: с одной стороны архивы - под жестким государственным контролем, с другой - столь же жесткое, до патологической скупости, обеспечение архивной деятельности, и между этими двумя "жесткостями" архивы весьма прочно зажаты.
Напомним, что для завершения строительства новых корпусов архивохранилища, как объявил Олег Трегубов, необходимо 134 млн руб. В то же время общий объем финансирования программы "Архивы Саратовской области", рассчитанной на 5 лет, также предусматривается 134 млн. Начальник управления по делам архивов предполагает, что подавляющая часть этих средств как раз на строительство архивохранилища и будет направлена; кроме того, порядка 6 млн предполагается потратить на техническое оснащения здания специальным оборудованием для микрофильмирования, о котором говорилось выше. И совсем ничего - 1,1 млн - есть намерения затратить на расширение спектра архивных информационных услуг, приобретение материалов для реставрации и ежегодное повышение квалификации работников в специализированном архивном центре.
В общем, не густо; и, честно говоря, меньший остаточный принцип и вообразить трудно. Особенно на фоне заложенного в региональный бюджет 2011 года финансирования областного чиновничьего аппарата в астрономической по нашим меркам сумме в 1,8 млрд. Это почти 1/30 бюджета, который при огромном количестве не залатанных дыр наверняка заслуживает лучшей участи. Ну а то, что губернатор Павел Ипатов выступил с предложением закончить строительство архивохранилища в 2012 году, говорит лишь о том, во-первых, он недостаточно полно владеет информацией по этому вопросу, во-вторых, не склонен рассматривать решение этого вопроса в рамках объективной реальности. Остальных членов правительства история с архивами, похоже, в принципе не заинтересовала.
Впрочем, ничего сверхнового в отношении власти к архивам в данном случае не наблюдается. Как свидетельствуют документы, к счастью, выложенные в интернет, первый "архивный" декрет был издан советской властью 1 июля 1918 года - "О реорганизации и централизации архивного дела". Реорганизацию 'царских архивов', как рассказывается в источниках, новая власть и постаралась провести, адекватно оценивая необходимость сохранности архивных документов. Был создан единый государственный архивный фонд, но в дальнейшем большинство мер в архивной политике носило хаотичный характер. В двадцатых же годах начался процесс политизации архивного дела, который в дальнейшем усиливался и ужесточался. Это, в принципе, понятно - государство, функционирующее в тоталитарном режиме, не могло допустить не политизированного подхода к архивному делу, что, собственно, и практиковалось вплоть до середины 80-х, когда архивы стали приоткрываться. Процесс их "приоткрытия", кстати, продолжается и в настоящее время: так, совсем недавно в интернет были выложены бюллетени рассекреченных документов за 1998-2010 годы. Счет им идет, похоже, на сотни тысяч, и это, безусловно, позитивная сторона вопроса. В то же время, как отмечают специалисты, современные информационные технологии медленно внедряются в архивное дело, и эта тенденция прослеживается не только в Саратовской области, но и, похоже, в целом по России. То есть финансирование архивов практически везде протекает неполноценно, поэтому современные технологии и внедряются весьма медленно. Говорит же это в первую очередь о том, что власть не то что бы недооценивает роль архивов в современном информационном обществе, а, скорее, традиционно не желает признавать эту роль, инстинктивно чувствуя угрозу для себя в открытом доступе общества к архивным документам. Но зависимость архивов от государства никто не отменял. Из этой политики, пожалуй, и проистекает большинство материальных проблем в архивном деле. Чему прямое свидетельство - долгострой на Кутякова, 15.
Ольга Блохина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей