Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль написал статью для "Российской Бизнес-газеты". В ней, в частности, говорится:
"Сегодня глубина нефтепереработки у нас составляет около 70-72%, в развитых странах достигает 95-97%.
Из 28-ми заводов, которые мы считаем более или менее нормальными, 12 не имеют никаких вторичных процессов, остальные 16 имеют по одному-два. Отсюда и низкий выход светлых продуктов. У американцев выход светлых продуктов составляет 75-80%, у нас - около 50%. Когда спрашивают, почему у нас такая высокая цена на бензин, надо иметь в виду, что американцы из одной т. нефти получают 420 л. бензина, мы - 140.
Прибыль всей нефтяной промышленности страны в последние годы составляет 25-30 млрд долл. Одна корпорация Exxon Mobil в 2008 г. получила доход 35,6 млрд. Нужны преференции для тех компаний, которые собираются проводить реконструкцию своих нефтеперерабатывающих заводов.
Китайцы построили 98 НПЗ. У американцев - 147 заводов, часть мелких они закрыли, другие - постоянно обновляют оборудованием.
Средняя российская семья из четырех человек вынуждена тратить на бензин примерно 10% своего годового бюджета. Это очень много. На Западе семья тратит не более 1-2%. Когда нам говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то он у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин. Поэтому надо все соизмерять. Нужен какой-то подход к проблеме ценообразования, индикативный или какой-либо другой. Может быть, есть смысл отталкиваться от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 руб., то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 руб. Ведь заводская цена 10 руб. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 руб. Это очень серьезный вопрос, требующий вдумчивого подхода людей, которые должны его решать.
И уже совершенно недопустим дефицит топлива, который имел место в апреле. Это надо ухитриться: в стране, которая добывает больше всех нефти в мире, создать дефицит бензина.
Я убежден, что нужно строить и новые заводы. Неправильно то, что мы сегодня половину нефти вывозим за рубеж и таким образом поддерживаем там нефтепереработку, создаем рабочие места. Нам нужно у себя строить заводы и отправлять на экспорт бензин, дизтопливо, керосин и другие продукты переработки. Такой задачи у нас сегодня, к сожалению, нет.
Необходимо развивать и газохимию. Газ Западной Сибири - это на 98% метан. Но в перспективе газодобыча неизбежно будет смещаться на восток. А там месторождения в основном нефтегазовые, и газ там содержит много этана, гелия и других компонентов. Нужны технологии переработки такого газа, нужно, чтобы уже сейчас наука на это работала.
Недавно в Оренбурге открыли месторождение так называемой матричной нефти. Это не совсем нефть, а углеводородное соединение с редкоземельными металлами, там их содержится очень много. Это ценное сырье, которое нам нужно научиться извлекать.
Все это касается и попутного газа. Он загрязняет атмосферу, а мог бы приносить большую пользу. Сейчас думают, как штрафовать компании, которые не используют попутный нефтяной газ, а надо бы подумать о том, как стимулировать те компании, которые занимаются разработкой новых технологий использования попутного газа".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 17:13Экономика
-
20 Ноя, 16:04Экономика
-
14 Ноя, 16:51Экономика
-
12 Ноя, 11:12Экономика
-
6 Ноя, 12:20Экономика
-
5 Ноя, 21:05Экономика
-
5 Ноя, 18:27Экономика
-
5 Ноя, 14:01Экономика
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
3 Ноя, 15:45Экономика