Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Глава Управления Роскомнадзора по Саратовской области Сергей Илясов: "18+" для СМИ - это уникальный случай

  • 17:00, 31 октября 2012
  • Комментариев[0]

1 сентября вступил в силу Федеральный Закон N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принят он был более полутора лет назад, но, как это нередко бывает, стал для многих средств массовой информации, которых в первую очередь коснулся, «неожиданностью». И до вступления закона в силу, и после него Управлением Роскомнадзора по Саратовской области в адрес СМИ направлялась информация о необходимости размещения знака, отражающего возрастные ограничения на информационную продукцию. Несмотря на это, со вступлением закона в силу стало понятно, что у представителей медиа-сообщества, их читателей и зрителей осталась масса вопросов относительно соблюдения этого закона. О «подводных камнях» нововведения согласился поговорить исполняющий обязанности руководителя Управления Роскомнадзора по Саратовской области Сергей Илясов.

Сергей Михайлович, давайте напомним: 436-й ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" требует от средств массовой информации классифицировать свою продукцию по возрасту. Об этом в законе очень много говорится, однако на встрече представителей вашего ведомства и СМИ, которая прошла 10 октября в Саратовском отделении Союза журналистов России, стало понятно, что относительно понимания порядка исполнения этого закона еще много "белых пятен". Например, массу вопросов вызвала маркировка — назовем ее так — в телепрограмме, которую публикует, наверное, каждое печатное издание и многие электронные СМИ. В частности, был задан вопрос, что делать, если против какого-либо пункта телепрограммы знак маркировки не стоит, и кто несет ответственность за его отсутствие?

Давайте попробуем разобрать этот вопрос последовательно. Известно, что существует требование закона о необходимости размещения знака информационной продукции в публикуемых телепрограммах, и это обсуждению не подлежит. Основной вопрос: кто должен это делать? В соответствии с требованиями Закона, информацию о возрастных ограничениях размещает правообладатель продукта: производитель или распространитель информационной продукции. Производитель –  это тот, кто непосредственно создает контент, его содержательную часть. Например, автор фильма или телепередачи, редакции телерадиопрограмм.

Распространитель также может выступать правообладателем продукта, если это прописано в соответствующих договорных документах с производителем.

Если речь идет о телеканале и радио, то в этом случае под распространителем подразумевается лицо, которое в терминах Закона о СМИ именуется "вещатель", то есть лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

Вещатель в первую очередь несет ответственность, как распространитель, за размещение знака информационной продукции в публикуемых телепрограммах. Однако, при этом, редакциям печатных СМИ или иным сетевым изданиям необходимо учитывать то обстоятельство, что если публикуемая ими телепрограмма взята не от самого вещателя, то в случае отсутствия в ней соответствующего знака информационной продукции вряд ли можно говорить о снятии ответственности с редакций указанных СМИ.

Если говорить об ответственности за размещение знака информационной продукции в публикуемых телепрограммах, то это вопрос, требующий кропотливой разъяснительной работы, по результатам которой мы надеемся получить четкое понимание ответственности, которую несут редакции печатных или сетевых СМИ в части урегулирования их договорных отношений с юридическими лицами, предоставляющими им право публикации телепрограмм.

В любом случае, требование закона в этой части должно быть соблюдено.

На встрече в Союзе журналистов был задан вопрос и о маркировке афиш...

Вообще-то, афиши и рекламные объявления не входят в компетенцию нашей службы. Но по опыту применения закона "О защите детей" могу сказать, что знак информационной продукции на них должен присутствовать. Соответственно, та компания или ведомство, которые организуют указанные мероприятия, в первую очередь должны озаботиться вопросом классификации продукции.

Многие СМИ (и в первую очередь — электронные), дабы заранее обезопасить себя, начали ставить на главных страницах знак информационной продукции с максимальным ограничением - "18+". Как вы считаете, это правильно?

На наш взгляд, это явный перебор, если можно так выразиться. Таким образом интернет-СМИ сильно сужает круг своих читателей. Нам видится целесообразным размещение такого знака информационной продукции только на том материале, который действительно подпадает под эту категорию, – промаркировать отдельно.

Информационная продукция может быть запрещена к распространению среди детей, а может быть разрешена по ряду условий – это и есть ее классификация по возрастным категориям. То, что не разрешено, – это "18+". В теле- и радиоэфире такая информация не должна демонстрироваться с четырех утра и до 11 вечера. Много ли в наших средствах массовой информации такой информации? "18+" – это, скорее, уникальный случай, наши СМИ, как правило, такую информацию не содержат.

Классификация по возрастным категориям, как отдельных материалов, так и конкретного выпуска СМИ в целом, – это право и обязанность непосредственно редакций этих изданий. Соответствие, или корректность отнесения информации к той или иной возрастной категории, это вопрос уже, скорее, из экспертной сферы деятельности… В общем случае, категорирование информации осуществляется СМИ самостоятельно.

В спорных ситуациях, конечно, будет применяться экспертная оценка распространяемой информации, как уполномоченными надзорными органами, так и самими производителями и (или) распространителями информационной продукции.

Оплата соответствующей экспертизы в соответствии с Законом осуществляется ее заказчиком.

Закон вступил в силу 1 сентября. И что теперь? СМИ его исполняют? Кто-то уже привлечен к ответственности?

Отдельные недостатки по размещению знака информационной продукции как при распространении печатных, так и сетевых СМИ, конечно, имеются. Однако до настоящего времени Управлением меры административного воздействия к редакциям СМИ в этой части не применялись. На данном этапе проводится работа предупредительного и разъяснительного характера.

Вопрос не стоит так, чтобы кого-то наказать, кому-то сделать плохо. Нужно сделать лучше, и это наша с вами общая задача.

В дальнейшем, вероятно, учитывая практику применения законодательства о защите детей, указанный закон будет более детально конкретизирован в тех или иных требованиях. В настоящий момент здесь имеется, скажем так, широкое поле для творчества, в том числе и для средств массовой информации.

1 ноября вступают в силу изменения в законы "О связи" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Они напрямую СМИ не касаются, но затрагивают сайты, которые не являются сетевыми изданиями, и комментарии к СМИ. Сейчас и те, и другие могут никак не маркироваться, а после 1 ноября?

Не совсем так. Маркирование комментариев читателей и сайтов, не являющихся средствами массовой информации, знаком информационной продукции не будет обязательным и после 1 ноября. Указанные сайты могут размещать соответствующие знаки возрастных ограничений по своему усмотрению, это их право, а не обязанность.

Что касается вступления в силу с 1 ноября изменений в Закон "Об информации …".

В этой связи у многих на слуху так называемый реестр сайтов, запрещенных к распространению.
Существует два пути попадания в этот реестр – внесудебный и судебный.
Во внесудебном порядке доступ к сайту может быть приостановлен на основании решения федеральных органов исполнительной власти (Роскомнадзора, Роспотребнадзора, органов наркоконтроля) в трех случаях: если на сайте размещены материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении их в качестве исполнителей для участия в мероприятиях порнографического характера; информация о способах изготовления, потребления и пропаганды применения наркотических средств и информация о способах совершения самоубийств, а также призыв к их совершению. При обнаружении таких материалов решение принимается указанными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Участниками процесса по ограничению доступа к запрещенной информации, размещенной в сети Интернет, в общем случае являются: оператор реестра (в настоящее время Роскомнадзор), провайдер хостинга, владелец сайта в сети Интернет и операторы связи.

При наличии соответствующего решения указанных федеральных органов, оператором реестра в адрес провайдера хостинга направляются соответствующие уведомления о включении в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет.

После чего, наступает временной период в трое суток на принятие мер по удалению запрещенной информации владельцами сайтов и провайдерами хостингов.

В случае непринятия указанных мер, оператором реестра вносится в реестр сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию (IP-адрес). Здесь следует отметить, что ограничение доступа по сетевому адресу является крайней мерой и наступает только в случае, если владелец ресурса, на котором обнаружена запрещенная информация, или обслуживающий его провайдер хостинга не удалят запрещенную информацию в установленный срок.

Из этого следует, что в целях соблюдения и защиты прав владельцев ресурсов с незапрещенным контентом и их пользователей, требуется организация эффективного взаимодействия между провайдерами хостинга и их клиентами, владельцами сайтов в сети Интернет. При должной организации такого взаимодействия ограничение доступа к запрещенной информации в сети Интернет будет адресным и точечным.

Отдельно надо сказать, что у операторов связи в соответствии с требованиями закона имеется три варианта ограничения доступа к запрещенной информации: по доменному имени, по указателю страницы сайта и по сетевому адресу. Конкретная реализация того или иного способа блокировки в конечном счете зависит от технических возможностей каждого конкретного оператора связи.

Что на данном этапе требуется от СМИ?

Как минимум – прочитать и изучить закон "О защите детей... ", не стоять в стороне от решения объективно стоящей проблемы по защите наших детей от явно не предназначенной, а иногда и вредной для них информации.

Какие санкции будут применяться в тех случаях, если будет установлено, что какое-либо СМИ не поставит знак информационной продукции?

В отношении СМИ законодательством в этом случае установлена административная ответственность с наложением штрафных санкций в следующих размерах: для граждан штраф составит от двух до трех тыс. рублей, для должностных лиц – от пяти до 20-ти тыс. руб., для юридических лиц сумма санкции возрастает от 20-ти до 200 тыс. рублей. (Статья 13.21, ч. 2 КоАП РФ)

Как вы оцениваете саратовские средства массовой информации в целом? Много ли претензий к нам? Какие рекомендации могли бы дать, дабы улучшить сотрудничество?

В целом, положительно. Много разных изданий, освещающих социальную, общественно-политическую и культурную стороны жизни наших граждан, поднимающих проблемные и значимые вопросы на высоком профессиональном уровне. О претензиях к СМИ говорить не приходится, это не наша задача. Имеются отдельные замечания, как правило, технического характера, не требующие сколь-либо значимого изменения в деятельности редакций средств массовой информации.

Рекомендации по сотрудничеству? Нужно сотрудничать, искать и находить совместные решения в рамках существующего правового поля и, конечно же, стараться быть объективными по отношению друг к другу. В этом смысле наше Управление всегда открыто для диалога.

Это радует. Как вы относитесь к тому, что отдельные сетевые средства массовой информации при освещении каких-либо происшествий уж слишком увлекаются смакованием некоторых подробностей? Это касается описания последствий ДТП, преступлений против половой неприкосновенности, иногда – суицидов.

Мне сложно здесь что-то сказать. Что касается подачи информации, то как раз 436-й закон, я думаю, должен заставить нас задуматься, о чем мы пишем и как мы пишем. На мой взгляд, должно же быть какое-то чувство меры, если можно так сказать. Эти вопросы, в первую очередь, в компетенции журналистов, редакторов, редакций, действующих, как известно, на основе профессиональной самостоятельности и внутриредакционных этических норм.

Указанный закон сам по себе, конечно, не панацея, а скорее – предложение гражданскому обществу более активно участвовать в решении этой достаточно острой проблемы. В нем заложен принцип обратной связи с общественностью, средствами массовой информации и рядовыми гражданами Российской Федерации.
Спасибо за внимание!

 

 

 

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 31 октября 2012
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x