1 сентября вступил в силу Федеральный Закон N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принят он был более полутора лет назад, но, как это нередко бывает, стал для многих средств массовой информации, которых в первую очередь коснулся, «неожиданностью». И до вступления закона в силу, и после него Управлением Роскомнадзора по Саратовской области в адрес СМИ направлялась информация о необходимости размещения знака, отражающего возрастные ограничения на информационную продукцию. Несмотря на это, со вступлением закона в силу стало понятно, что у представителей медиа-сообщества, их читателей и зрителей осталась масса вопросов относительно соблюдения этого закона. О «подводных камнях» нововведения согласился поговорить исполняющий обязанности руководителя Управления Роскомнадзора по Саратовской области Сергей Илясов.
Сергей Михайлович, давайте напомним: 436-й ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" требует от средств массовой информации классифицировать свою продукцию по возрасту. Об этом в законе очень много говорится, однако на встрече представителей вашего ведомства и СМИ, которая прошла 10 октября в Саратовском отделении Союза журналистов России, стало понятно, что относительно понимания порядка исполнения этого закона еще много "белых пятен". Например, массу вопросов вызвала маркировка — назовем ее так — в телепрограмме, которую публикует, наверное, каждое печатное издание и многие электронные СМИ. В частности, был задан вопрос, что делать, если против какого-либо пункта телепрограммы знак маркировки не стоит, и кто несет ответственность за его отсутствие?
Давайте попробуем разобрать этот вопрос последовательно. Известно, что существует требование закона о необходимости размещения знака информационной продукции в публикуемых телепрограммах, и это обсуждению не подлежит. Основной вопрос: кто должен это делать? В соответствии с требованиями Закона, информацию о возрастных ограничениях размещает правообладатель продукта: производитель или распространитель информационной продукции. Производитель – это тот, кто непосредственно создает контент, его содержательную часть. Например, автор фильма или телепередачи, редакции телерадиопрограмм.
Распространитель также может выступать правообладателем продукта, если это прописано в соответствующих договорных документах с производителем.
Если речь идет о телеканале и радио, то в этом случае под распространителем подразумевается лицо, которое в терминах Закона о СМИ именуется "вещатель", то есть лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
Вещатель в первую очередь несет ответственность, как распространитель, за размещение знака информационной продукции в публикуемых телепрограммах. Однако, при этом, редакциям печатных СМИ или иным сетевым изданиям необходимо учитывать то обстоятельство, что если публикуемая ими телепрограмма взята не от самого вещателя, то в случае отсутствия в ней соответствующего знака информационной продукции вряд ли можно говорить о снятии ответственности с редакций указанных СМИ.
Если говорить об ответственности за размещение знака информационной продукции в публикуемых телепрограммах, то это вопрос, требующий кропотливой разъяснительной работы, по результатам которой мы надеемся получить четкое понимание ответственности, которую несут редакции печатных или сетевых СМИ в части урегулирования их договорных отношений с юридическими лицами, предоставляющими им право публикации телепрограмм.
В любом случае, требование закона в этой части должно быть соблюдено.
На встрече в Союзе журналистов был задан вопрос и о маркировке афиш...
Вообще-то, афиши и рекламные объявления не входят в компетенцию нашей службы. Но по опыту применения закона "О защите детей" могу сказать, что знак информационной продукции на них должен присутствовать. Соответственно, та компания или ведомство, которые организуют указанные мероприятия, в первую очередь должны озаботиться вопросом классификации продукции.
Многие СМИ (и в первую очередь — электронные), дабы заранее обезопасить себя, начали ставить на главных страницах знак информационной продукции с максимальным ограничением - "18+". Как вы считаете, это правильно?
На наш взгляд, это явный перебор, если можно так выразиться. Таким образом интернет-СМИ сильно сужает круг своих читателей. Нам видится целесообразным размещение такого знака информационной продукции только на том материале, который действительно подпадает под эту категорию, – промаркировать отдельно.
Информационная продукция может быть запрещена к распространению среди детей, а может быть разрешена по ряду условий – это и есть ее классификация по возрастным категориям. То, что не разрешено, – это "18+". В теле- и радиоэфире такая информация не должна демонстрироваться с четырех утра и до 11 вечера. Много ли в наших средствах массовой информации такой информации? "18+" – это, скорее, уникальный случай, наши СМИ, как правило, такую информацию не содержат.
Классификация по возрастным категориям, как отдельных материалов, так и конкретного выпуска СМИ в целом, – это право и обязанность непосредственно редакций этих изданий. Соответствие, или корректность отнесения информации к той или иной возрастной категории, это вопрос уже, скорее, из экспертной сферы деятельности… В общем случае, категорирование информации осуществляется СМИ самостоятельно.
В спорных ситуациях, конечно, будет применяться экспертная оценка распространяемой информации, как уполномоченными надзорными органами, так и самими производителями и (или) распространителями информационной продукции.
Оплата соответствующей экспертизы в соответствии с Законом осуществляется ее заказчиком.
Закон вступил в силу 1 сентября. И что теперь? СМИ его исполняют? Кто-то уже привлечен к ответственности?
Отдельные недостатки по размещению знака информационной продукции как при распространении печатных, так и сетевых СМИ, конечно, имеются. Однако до настоящего времени Управлением меры административного воздействия к редакциям СМИ в этой части не применялись. На данном этапе проводится работа предупредительного и разъяснительного характера.
Вопрос не стоит так, чтобы кого-то наказать, кому-то сделать плохо. Нужно сделать лучше, и это наша с вами общая задача.
В дальнейшем, вероятно, учитывая практику применения законодательства о защите детей, указанный закон будет более детально конкретизирован в тех или иных требованиях. В настоящий момент здесь имеется, скажем так, широкое поле для творчества, в том числе и для средств массовой информации.
1 ноября вступают в силу изменения в законы "О связи" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Они напрямую СМИ не касаются, но затрагивают сайты, которые не являются сетевыми изданиями, и комментарии к СМИ. Сейчас и те, и другие могут никак не маркироваться, а после 1 ноября?
Не совсем так. Маркирование комментариев читателей и сайтов, не являющихся средствами массовой информации, знаком информационной продукции не будет обязательным и после 1 ноября. Указанные сайты могут размещать соответствующие знаки возрастных ограничений по своему усмотрению, это их право, а не обязанность.
Что касается вступления в силу с 1 ноября изменений в Закон "Об информации …".
В этой связи у многих на слуху так называемый реестр сайтов, запрещенных к распространению.
Существует два пути попадания в этот реестр – внесудебный и судебный.
Во внесудебном порядке доступ к сайту может быть приостановлен на основании решения федеральных органов исполнительной власти (Роскомнадзора, Роспотребнадзора, органов наркоконтроля) в трех случаях: если на сайте размещены материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении их в качестве исполнителей для участия в мероприятиях порнографического характера; информация о способах изготовления, потребления и пропаганды применения наркотических средств и информация о способах совершения самоубийств, а также призыв к их совершению. При обнаружении таких материалов решение принимается указанными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Участниками процесса по ограничению доступа к запрещенной информации, размещенной в сети Интернет, в общем случае являются: оператор реестра (в настоящее время Роскомнадзор), провайдер хостинга, владелец сайта в сети Интернет и операторы связи.
При наличии соответствующего решения указанных федеральных органов, оператором реестра в адрес провайдера хостинга направляются соответствующие уведомления о включении в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет.
После чего, наступает временной период в трое суток на принятие мер по удалению запрещенной информации владельцами сайтов и провайдерами хостингов.
В случае непринятия указанных мер, оператором реестра вносится в реестр сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию (IP-адрес). Здесь следует отметить, что ограничение доступа по сетевому адресу является крайней мерой и наступает только в случае, если владелец ресурса, на котором обнаружена запрещенная информация, или обслуживающий его провайдер хостинга не удалят запрещенную информацию в установленный срок.
Из этого следует, что в целях соблюдения и защиты прав владельцев ресурсов с незапрещенным контентом и их пользователей, требуется организация эффективного взаимодействия между провайдерами хостинга и их клиентами, владельцами сайтов в сети Интернет. При должной организации такого взаимодействия ограничение доступа к запрещенной информации в сети Интернет будет адресным и точечным.
Отдельно надо сказать, что у операторов связи в соответствии с требованиями закона имеется три варианта ограничения доступа к запрещенной информации: по доменному имени, по указателю страницы сайта и по сетевому адресу. Конкретная реализация того или иного способа блокировки в конечном счете зависит от технических возможностей каждого конкретного оператора связи.
Что на данном этапе требуется от СМИ?
Как минимум – прочитать и изучить закон "О защите детей... ", не стоять в стороне от решения объективно стоящей проблемы по защите наших детей от явно не предназначенной, а иногда и вредной для них информации.
Какие санкции будут применяться в тех случаях, если будет установлено, что какое-либо СМИ не поставит знак информационной продукции?
В отношении СМИ законодательством в этом случае установлена административная ответственность с наложением штрафных санкций в следующих размерах: для граждан штраф составит от двух до трех тыс. рублей, для должностных лиц – от пяти до 20-ти тыс. руб., для юридических лиц сумма санкции возрастает от 20-ти до 200 тыс. рублей. (Статья 13.21, ч. 2 КоАП РФ)
Как вы оцениваете саратовские средства массовой информации в целом? Много ли претензий к нам? Какие рекомендации могли бы дать, дабы улучшить сотрудничество?
В целом, положительно. Много разных изданий, освещающих социальную, общественно-политическую и культурную стороны жизни наших граждан, поднимающих проблемные и значимые вопросы на высоком профессиональном уровне. О претензиях к СМИ говорить не приходится, это не наша задача. Имеются отдельные замечания, как правило, технического характера, не требующие сколь-либо значимого изменения в деятельности редакций средств массовой информации.
Рекомендации по сотрудничеству? Нужно сотрудничать, искать и находить совместные решения в рамках существующего правового поля и, конечно же, стараться быть объективными по отношению друг к другу. В этом смысле наше Управление всегда открыто для диалога.
Это радует. Как вы относитесь к тому, что отдельные сетевые средства массовой информации при освещении каких-либо происшествий уж слишком увлекаются смакованием некоторых подробностей? Это касается описания последствий ДТП, преступлений против половой неприкосновенности, иногда – суицидов.
Мне сложно здесь что-то сказать. Что касается подачи информации, то как раз 436-й закон, я думаю, должен заставить нас задуматься, о чем мы пишем и как мы пишем. На мой взгляд, должно же быть какое-то чувство меры, если можно так сказать. Эти вопросы, в первую очередь, в компетенции журналистов, редакторов, редакций, действующих, как известно, на основе профессиональной самостоятельности и внутриредакционных этических норм.
Указанный закон сам по себе, конечно, не панацея, а скорее – предложение гражданскому обществу более активно участвовать в решении этой достаточно острой проблемы. В нем заложен принцип обратной связи с общественностью, средствами массовой информации и рядовыми гражданами Российской Федерации.
Спасибо за внимание!
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью