Как будет развиваться экономика региона в ближайшие годы, возможно ли реанимировать промышленность и сделать Саратовскую область привлекательной для инвесторов? На эти и другие вопросы ИА "СарБК" ответил зампред регионального правительства Павел Большеданов.
Павел Владимирович, во время работы в Саратовской областной думе Вы видели, как принимались законопроекты, увеличивающие долги региона. Понятно, что область должна была выполнять свои социальные обязательства, другой вопрос, каким образом. Почему винили во всем исполнительную власть?
По этой теме есть совершенно конкретный ответ, в двух изданиях я уже отвечал на этот вопрос, и моя позиция не изменилась. В то время, когда я работал в Думе, моя позиция не была поддержана информацией, теперь я обладаю достаточным количеством нужных сведений, и моя точка зрения остается прежней. Да, областная дума принимала законы, но делалось это в условиях "информационной изоляции".
То есть депутаты не знали, за что голосуют?
Нет. Во-первых, для того чтобы обладать достаточным количеством информации, необходимо иметь, как минимум, экономический аппарат. Таких людей в думе недостаточно.
Во-вторых, работа такого аппарата должна быть выстроена годами под конкретные экономические темы. Нужно помнить не только вчерашний день, а статистику за многие годы. Либо надо прибегать к аналитике. Исполнительную власть ругали не зря, существовала серьезная недоработка в плане взаимоотношений с федеральным центром. Не было той "пробивной силы", которая должна заводить деньги в регион, мы довольствовались лишь законом о бюджете на каждый год. Сравнивая Саратовскую область с другими регионами, я вижу, что мы совершенно не участвовали в распределении некоторых статей федерального бюджета. Выполнялись только такие обязательные программы, как здравоохранение или образование. На самом деле, есть еще и инициативные программы, когда руководство региона лоббирует дополнительные средства. Так что ругали, потому что не привлекали. В результате такой пассивной позиции мы скатились на одно из последних мест по удельной бюджетной обеспеченности на душу населения. Экономический потенциал области от этого проседал. Чем меньше человек получает денег, тем меньше он тратит. Снижение спроса влечет за собой снижение предложения — это законы экономики. Все очень взаимосвязано.
Сегодня ситуация поменялась, у нас новая дума, новое правительство. Во взаимодействии законодательной и исполнительной власти уже нет таких "острых углов". Как будет развиваться регион в будущем?
По поводу "острых углов". Дума и исполнительная власть "искрили", наверное, больше на страницах прессы. Мы принимали те законы, которые нам были крайне необходимы, понимая, что раз не смогли разогнать лоббистскую активность, то нужно как-то выходить из положения. Люди не должны страдать. Несмотря на "искры", плацдарм для позитивного развития никогда не закрывался, просто его не использовали. Именно это и порождало критику, но, еще раз подчеркну, не являлось тормозом.
Вот теперь вы оказались "по другую сторону баррикад". Что, по Вашему мнению, тогда послужило причиной такого положения?
Для меня причина очевидна — это личная мотивация первого лица. Это не откровение, я лично об этом говорил двум полпредам ПФО: Александру Коновалову и Михаилу Бабичу. У них есть право — вызвать и промотивировать, либо, если нет подвижек, — занять критическую позицию, что, собственно, и произошло.
Какие задачи в работе курируемых Вами подразделениях правительства Вы сегодня поставили бы на первый план?
В сфере экономики наши задачи совершенно ясны. Нам необходимо, во-первых, не допустить снижения производства в 2012 году на работающих предприятиях, которые производят порядка 470 млрд. руб. валового регионального продукта. Необходимо максимально привлекать инвестиции, не допуская падения уже существующего потенциала.
Важна активная работа с оборонными предприятиями, а также с Министерством промышленности и Министерством обороны РФ. Только эти госучреждения могут напитать нашу оборонку заказами, и задача облправительства — сделать заказы "максимально возможными в данный конкретный момент".
По инвестиционному блоку — мы должны быть понятны любому из инвесторов, которые, как известно, любят стабильность. Также важно умение налаживать отношения с федеральным центром. Инвесторы охотнее заходят в регионы со стабильной политической ситуацией.
На уровне правительства активность, конечно, должна быть. Была свидетелем, когда на ПДС каждому главе района задавался вопрос: что с инвестпроектами. И ни один не смог дать внятного ответа. Складывается впечатление, что им это не нужно, либо они не знают, как работать в этом направлении. А сейчас главы у нас вообще работают на безвозмездной основе, как их мотивировать?
Полностью согласен. Для любого процесса нужен определенный уровень подготовки. В данный момент переваливать функцию привлечения инвесторов в район на глав — это неправильно, так как они пока не готовы к этой работе.
Все эти вопросы должны решаться совместно с министерством инвестиций и отраслевыми министерствами. Вот, например, сегодня в Алгай готов зайти инвестор. АПХ "СельхозСоюз": стоимость инвестпроекта 22 млрд. руб. Планируется создать комплекс по производству высокопродуктивного мясного поголовья КРС и комплекс по убою и первичной переработке. Как вы понимаете, это решение созрело не без труда областного правительства. Глава района может поспособствовать успешному развитию проекта.
Что же мешает Саратовской области быть более привлекательной для инвесторов? Очень много ругали Блохину и Жандарова, однако новых проектов совсем мало, а все, что реализуется, было начато предыдущим составом.
Никто не умоляет ничьих предыдущих заслуг, но мы не стоим на месте. Наряду с проектами, которые реализуются еще со времен предыдущего правительства, сегодня в Саратовской области запланировано более 10 совершенно новых. Инвестиционный потенциал Саратовской области достаточно велик, но пока еще не раскрыт полностью. Нам предстоит большая работа.
К примеру, сегодня в розничных сетях совсем нет саратовских овощей. Когда я проводил анализ ситуации, то понял — даже если мы отмоем с мочалкой каждую морковку, сети не будут у нас ее брать. У них есть устоявшиеся отношения с поставщиками, выстроены многолетние связи. Решить эту проблему можно, только если к нам приедет один из ритейлеров, сам построит свою соответствующую бизнес-единицу, включит эту единицу в свой транспортный поток, и наши товары будут реализованы. От нас нужна только земля, льготы, инфраструктура и внимание.
Вопрос по бюджету. Сегодня много говорят о том, что Саратовская область практически стала банкротом. Как планируется выводить регион из "долговой ямы"? Что делается для этого?
Ситуацию сложно изменить в течение одного года, даже при наличии лоббистской команды. Годы понадобятся для того, чтобы сбросить с области долги, которые нам мешают жить. Причем не плодить новых долгов тоже очень тяжело. Область последний год имела доходы в 60 млрд., плюс к этому ежегодно занимала в коммерческих банках до 10 млрд. Сегодня мы понимаем, что жить в таком режиме нельзя.
Замещаем банковские заимствования на федеральные, однако разрыв между доходами и расходами меньше не стал. А это значит, что мы должны найти решение, как и чем этот разрыв заместить. Губернатор области поставил перед нами такую задачу, и мы приступили к ее реализации в рамках плана оптимизации областного бюджета, который согласовали с Министерством финансов Российской Федерации.
Как решать эту проблему?
А решать эту проблему нужно, выходя на федеральный центр. Мы должны максимально снизить стоимость обслуживания долгов, для этого перекредитовываемся в федеральных банках. Поставлена задача: в 2013 году достичь соотношения 50% — банковские кредиты, 50% — федеральные займы. За счет этого на разнице в процентных ставках мы экономим 1,26 млрд. на обслуживании долга. Для сравнения, до 1 января 2012 года у нас 90% кредитов было в коммерческих банках, сегодня уже 75%. При этом кредиты у нас остались только в госбанках (Сбербанк и ВТБ).
По поводу сокращения тела долга мы честно сказали, этот процесс многолетний.
Павел Владимирович, а мы сможем с такими условиями выполнить все обязательства региона? Зарплаты, образование, здравоохранение и пр.?
С момента избрания Президента РФ, в мае 2012 года, им было подписано шесть указов, направленных на развитие социально-экономической сферы. Они сейчас находятся на строгом контроле в Администрации Президента РФ. Стоимость этих проектов около 27 млрд., и до 2018 г. мы должны выйти на показатели, прописанные в этих указах. На сегодняшний день — это главная наша задача. Финансовых источников может быть 3: треть нам компенсирует федерация, треть изыскиваем из собственных доходов и одну треть мы должны найти за счет сокращения непроизводственных расходов.
Значит ли это, что будут сокращать бюджетные учреждения?
Существуют так называемые "неэффективные расходы". Есть неэффективные бюджетные учреждения, которые надо сокращать. К этому же можно отнести и работу глав районов на общественных началах.
К сожалению, промышленность региона сегодня находится в упадке. Многие предприятия ушли в другие регионы, соответственно, бюджет не досчитывается налоговых поступлений. Как целесообразнее сегодня действовать? Восстанавливать разрушенное или создавать новое?
Тут нужно сказать о нескольких аспектах, связанных с упадком производства. Есть предприятия, которые были завязаны на оборонные заказы, и предприятия, продукция которых оказалась невостребованной. Некоторыми мы пытаемся заниматься. В Самаре на заседании комиссии Совета Федерации по вступлению в ВТО и министр промышленности РФ Денис Мантуров, и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко говорили о том, что нужно восстанавливать технологические цепочки на производствах, продукция которых сегодня востребована. Впервые за многие годы я услышал слова: "Давайте вернемся к цепочке производств, которые были в пределах СНГ". Такие производства надо восстанавливать, и в Саратовской области они есть.
Кроме того очень порадовали слова Президента РФ. Выступая недавно на Госсовете, он сказал, что необходимо возобновить производство композитных материалов. К нашему региону это имеет самое прямое отношение. У нас и "Нитрон", и "Химволокно" — родоначальники этого направления, а сегодня этот растущий рынок заполонен продукцией западных компаний, китайских, корейских, турецких производителей.
И после всего этого Россия вступает в ВТО. Как наша промышленность сможет выжить в таких условиях?
Именно по этой причине мы долго не вступали в ВТО, в отличие от других "союзных республик". На их примере мы видим, что даже в Киргизии 98% продуктов питания — импортные. Промышленности нет никакой. Аналогичная ситуация в Эстонии и Латвии. Опыт этих республик заставляет нас говорить о восстановлении цепочек производств.
Пока это только разговоры, а времени осталось так мало.
Этими словами я завершил свое выступление в Совете Федерации. Есть предприятия, которые от разговоров перешли к делу (АвтоВАЗ, КамАЗ). В нашем регионе актуально развивать химию, композитные материалы, инновационные технологии. В этих отраслях сегодня разговоров больше, чем дел. Одно дело — симпозиум, совсем другое — практическая работа. У нас не хватает координации между федеральными и областными структурами. Хотя бы по отдельным видам производств, которые необходимо запустить. Президент сказал очень правильные слова: "нельзя надеяться только на бизнес, необходимо стимулирование со стороны государства".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью