На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака нефтяники сообщили правительству о возможном росте розничных цен на бензин и дизель на 4-5 руб. за литр. Они предложили правительству поднять цены с нового года, объясняет один из участников встречи. Еще один рассказал, что компании "просто жаловались правительству на свои проблемы и в 4-5 руб. оценили убытки при продаже литра топлива".
Из-за снижения курса рубля и дорогой нефти литр АИ-92, например, в октябре компании продают в среднем на 4 руб. дешевле, чем могли бы продать на экспортных рынках, подсчитали аналитики Vygon Consulting. Такой дисконт им пришлось сделать впервые: до введения в феврале 2017 г. бюджетного правила скачки цен на нефть нивелировались курсом рубля, так что рублевая стоимость литра бензина и дизеля была относительно стабильной. А в этом году из-за заморозки цен с 1 июня нефтяные компании недополучили около 150 млрд, подсчитал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. До конца года цены могут вырасти еще на 2-3 руб., оценивал президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Но правительство не согласно с мнением нефтяных компаний о необходимости компенсировать недополученные доходы и продолжает вынуждать их субсидировать цены на заправках. "С учетом дохода от экспорта нефти и нефтепродуктов компаниям [нужно] проявить альтруизм", - заявил Козак.
Нефтяники недополучают доходы на внутреннем рынке в переработке, но в 2018-ом они заработали 1,5 трлн руб. девальвационной прибыли в добыче: резервы для временного сдерживания цен у них имеются, говорит источник, близкий к правительству. Летом правительство согласилось предоставить компаниям субсидию (демпфирующий акциз) в 2019 г. примерно на 400 млрд для сдерживания цен на топливо, а осенью после жалоб компаний увеличило ее примерно до 600 млрд в год. Но уже тогда стало ясно, что это последняя поблажка: половину дополнительной субсидии правительство решило вернуть за счет роста НДПИ.
Таким образом, правительство фактически легализовало негласный механизм субсидии для проблемной переработки за счет более выгодной добычи. Теперь власти грозят компаниям на следующей неделе ввести заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть, сказал Козак. Но нефтяники уже согласились продавать нефтепродукты независимым АЗС по ценам для своих дочерних компаний, следует из его слов. Гендиректор "Газпромнефти" Александр Дюков заявил, что компания не планирует повышать цены.
Осенью, несмотря на договоренности с правительством, некоторые АЗС начали отпускать цены. Второго периода напряженности на рынке нефтяники ожидают в начале 2019 г., когда вырастут акцизы и НДС и начнет действовать налоговый маневр в нефтяной отрасли. Но, по оценкам Vygon Consulting, с нового года бюджетная субсидия (демпфирующий акциз) снизит уровень налоговой нагрузки в рознице, а дисконт к экспортной цене АИ-92 составит не 4 руб., как сейчас, а 20 коп. на литр.
Такого же мнения придерживается и минфин: "Механизм работы субсидии простой: если нефтеперерабатывающий завод поставляет на внутренний рынок бензин или дизельное топливо пятого класса, за 10 дней до уплаты акциза он получит субсидию от государства в среднем в размере 10 тыс. на тонну. Акциз на дизельное топливо с 1 января составит 8,5 тыс. Получается, субсидия государства на 1,5 тыс. больше акциза. Если говорить о бензине, субсидия составит 80% от размера акциза".
Об этом сообщает "РБК".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
3 Ноя, 16:01Экономика
-
2 Ноя, 17:41Экономика
-
2 Ноя, 16:46Экономика
-
31 Окт, 15:13Экономика
-
29 Окт, 12:35Экономика
-
25 Окт, 14:57Экономика
-
24 Окт, 16:34Экономика
-
23 Окт, 10:44Экономика
-
23 Окт, 10:23Экономика
-
20 Окт, 10:59Экономика