На всероссийском совещании уполномоченных по защите бизнеса в Москве было сказано, что с 2010 г. число плановых проверок бизнеса снизилось в 4 раза - до 302 тыс. в 2018-ом, внеплановых - в 2 - до 676 тыс. При этом штрафам на общую сумму в 179 млрд подверглись 984 тыс. юридических лиц (каждое четвертое из числа действующих и каждое второе из отчитавшихся о ненулевом балансе). Это в 2 раза больше, чем в 2015 г.
Дороже всего обходятся предпринимателям штрафы за неоплату вреда в системе "Платон" - 997 492 штрафа на 7,8 млрд, за превышение массы или габаритов транспорта - 73 280 на 4 млрд, нарушение требований технических регламентов - 45 739 на 1,37 млрд, нарушение порядка и сроков представления сведений в Пенсионный фонд - 364 657 штрафов на 147 млн руб.
При этом большинство ведомств не раскрывают информацию о числе рейдов, административных расследований и других механизмов, позволяющих привлекать предпринимателей к ответственности без проведения проверок. Но сравнение данных минэкономразвития, судебной статистики и Росстата позволяет говорить о том, что в практике Роспотребнадзора до 25% административных производств возбуждалось не по итогам проверок, у этого ведомства и Росалкогольрегулирования показатель - более 60%, у ФАС - до 70%. Полностью искоренена такая практика только в МЧС.
Также выяснилось, что риск-ориентированный подход в том виде, в котором он внедрялся, не привел к снижению числа плановых проверок. Оно достигнуто в основном за счет "надзорных каникул". Но стоило Роспотребнадзору внедрить риск-ориентированный подход, на который "надзорные каникулы" не распространяются, как он снова переключился со школ и детских садов на кафе и рестораны, а в каких-то регионах проверяющие уже пошли закрывать ларьки с шаурмой.
Для снижения административного давления у контролеров в 2016 г. появилась возможность выносить в качестве первого наказания по итогам проверки предупреждения вместо штрафа. Однако системно применяет такой механизм только МЧС. У МВД этот показатель составляет от 0 до 9%.
По словам начальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Алексея Пухова, его ведомство сейчас согласовывает лишь около 3% проверок, поскольку "каждая отрасль пытается выскочить из-под надзора". Например, сейчас с прокурором следует согласовывать не только проверки, но и плановые закупки. Роспотребнадзор утверждает, что должен не согласовывать, а лишь уведомлять. Невозможно оказалось добиться от контролеров и систематизации действующих требований в виде специального справочника, признался Пухов: за эту работу отвечает минэкономразвития, но там не справляются - приходится обращаться в правительство.
Как рассказала руководитель экспертного центра при уполномоченном Анастасия Алехнович, в аппарате омбудсмена рассчитали для регионов индекс административного давления на бизнес. Он основан на таких показателях, как доля предпринимателей, подвергнутых проверкам, доля предупреждений от общего количества проверок, доля штрафов, наложенных без проведения проверок, и размер среднего штрафа на одного предпринимателя. По результатам исследования выяснилось, что самое высокое административное давление на бизнес - в Саратовской, Курской и Белгородской областях, самое низкое - в Удмуртии, Марий Эл и Хакасии. Об этом сообщают "Ведомости".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Михаил Петриченко в своем докладе рассказывал, что количество уголовных дел по экономическим преступлениям в регионе выросло в 2 раза.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 17:41Экономика
-
Сегодня, 16:46Экономика
-
31 Окт, 15:13Экономика
-
29 Окт, 12:35Экономика
-
25 Окт, 14:57Экономика
-
24 Окт, 16:34Экономика
-
23 Окт, 10:44Экономика
-
23 Окт, 10:23Экономика
-
20 Окт, 10:59Экономика
-
14 Окт, 12:14Экономика