Выбор редакции
Комментарии
Общество
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Социолог: запугивание недовольной молодежи - самый неэффективный метод

  • 15:29, 12 февраля 2021
  • Комментариев[13]

Одна из причин роста протестной активности среди молодежи стала ситуация, сложившаяся из-за распространения коронавируса. Об этом на сегодняшнем совещании в саратовской облдуме рассказала заместитель завкафедры социологии молодежи социологического факультета СГУ Ольга Мунина.

По ее словам, новые случаи сравнили с предыдущими всплесками протестной активности, сделали "определенные теоретические выводы" о факторах, которые к этому привели. В частности, это объективные обстоятельства - пандемия и самоизоляция, в условиях дистанционного образования "провисла воспитательная компонента", субъективные - поиск идентичности и идентификации себя в будущем, как реальной социальной силы, анализ развития общества, отношение к интернету и доверие к нему как к источнику информации, обсуждение политики в соцсетях, "позитивный образ протеста и протестующих в цифровом пространстве", "преобладание протеста над активной жизненной адаптацией".

Пандемия перевела в цифру всю нашу деятельность, напомнила Мунина: "В условиях пандемии COVID-19 формирование личностной и групповой идентичности молодежи вышло на новых виток актуализации. Базовые паттерны социального поведения стали достаточно неустойчивыми. Вынужденная стремительная адаптация к цифровой деятельности, мощности давления информационных потоков обусловили появление новых стандартов социальной интеракции".

Она также обратилась к соцсетям и клиповому мышлению молодежи": "Механика лайка и свайпа, которые начали осваивать наши несовершеннолетние на просторах интернета, сформировали принцип восприятия информации, сократив их до двух простых принципов - нравится или не нравится".

Среднее и старшее поколение, то есть родители и учителя, в большинстве своем оказались не готовы к вызовам информационной среды обитания. Пока они адаптировались, молодежь - так называемые "цифровые аборигены" - проходят стадию групповой и личностной идентификации. В некоторых случая младшее поколение стало обучать старшее. В результате авторитет последних, с учетом наличия поколенческих конфликтов, начал падать.

Этим цифровым разрывом, по мнению Муниной, и "воспользовалась внесистемная оппозиция, которая перешла на привычные молодежи сети, предприняла попытку идеологического воздействия".

Социолог отметила, что нужно реанимировать воспитательную составляющую, которая сложно реализуется в цифровом пространстве.

В частности, нужно свести к минимуму возможность возврата самоизоляции и дистанционного обучения. Режим локдауна, по ее словам, "чреват последующими социальными противоречиями, недовольствами, а в некоторых случаях и мятежами".

Также нужно поменять стратегии профилактики нежелательного поведения, в том числе протестного, чтобы избежать ситуации манипулирования молодежью.

При этом наиболее часто используемая модель, когда человека можно напугать, - самая неэффектная, так как "страх со временем проходит и заменяется либо агрессией, либо нездоровым интересом". Докладчик рассказала, что по итогам общения представителей комиссий ПДН со старшеклассниками, у последних "сформировался нездоровый интерес к протестам, некоторые из них начали воспринимали участие в протест как квест, как новую живую локацию, но уже в реально существующем мире". Такое поведение она назвала псевдопротестным, игровым.

Еще одна стратегия профилактики - отвлечение. Она более действенная, но "придется постоянно продумывать площадки, чтобы переадресовать интерес молодого человека, когда этот интерес иссякнет".

Третья - "обучение рациональным моделям поведения, проигрывая те или иные ситуации". Здесь нужна система социального партнерства и согласованность между всеми участниками.

Четвертая, "самая оптимальная", воспитание. Для этого нужна адаптированная к современным условиям воспитательная концепция. Мунина предложила реанимировать допандемийную воспитательную деятельность, которая "была результативной".

Пока четкой системы соцпартнерства нет, поэтому основное бремя ответственности легло на на школу: "Она должна выступать в качестве координирующего, связующего, центрального звена, но не нести на себе весь функционал. Школа в одиночку не справится, а в итоге мы можем пострадать все". В том числе речь идет о семье, органах соцзащиты, комиссиях ПДН, учреждениях, занимающихся молодежной политикой, спортшколах и школах искусств, НКО, центрах патриотического воспитания и др.

Опираться при этом она предложила на профилактическую модель факторов рисков и защиты, которые отслеживают установки и ценностные ориентации молодежи. Кроме того, нужно учитывать специфические поколенческие черты.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Общество
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x